1. Командующий Морской авиацией ВМФ РФ генерал-майор И. Кожин: "Тренировочный полигон морской авиации НИТКА в Крыму возобновит работу в конце февраля". 2. О работах Инжинирингового центра СПбПУ в области динамики палубных аэрофинишеров
1. Лётчики авиации российского Военно-морского флота России в конце февраля 2015 года вновь начнут использовать полигон НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный), расположенный на аэродроме Новофёдоровка в Сакском районе Крыма. Об этом в программе «Военный совет» на радиостанции «Эхо Москвы» сообщил командующий Морской авиацией Военно-морского флота Российской Федерации генерал-майор Игорь Кожин.
"Полигон в хорошем состоянии, но требует определённого повременного капитального ремонта, - уточнил Кожин. - Поэтому мы его будем использовать в качестве добавки к основному полигону в Ейске (Краснодарский край), который в этом году будем сдавать в эксплуатацию".
Тренажёр НИТКА предназначен для отработки техники взлёта и посадки истребителя на палубу авианосца. Состоит из основного взлётно-посадочного блока и взлётно-посадочной полосы со стартовым трамплином, оборудован мощными паросиловыми и электрогидравлическими конструкциями — катапультами и аэрофинишёрами (тормозными устройствами, позволяющими уменьшить пробег на посадке до размеров посадочной палубы).
Расположенный в Крыму комплекс НИТКА полностью дублирует палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Кузнецов" (единственного в составе ВМФ Российской Федерации в своём классе по состоянию на 2014 год). Как подчеркнул Игорь Кожин, полигон в Ейске планируют использовать в научно-исследовательских целях, для освоения перспективных летательных аппаратов, но подготовка пилотов там также будет осуществляться.
| |
Фотографии полигона НИТКА сделаны сотрудниками CompMechLab® в 2008 году, во время посещения комплекса в рамках деятельности по разработке и совершенствованию палубных аэрофинишёров |
Как отмечалось ранее, комплекс в Ейске должен стать самой современной учебно-тренировочной и испытательной базой для отработки летательных аппаратов морского базирования и авиационно-технических средств корабля, подготовки и совершенствования навыков летного, командного и инженерно-технического состава авианосцев различных классов и назначений.
Новый комплекс НИТКА построен по модульному принципу, что позволяет с минимальными издержками проводить его модернизацию и наращивание тактико-технических характеристик в соответствии с веяниями времени.
В разработке систем полигона применялись последние достижения науки и техники в области радиотехнических и радиоэлектронных комплексов, оптических, телевизионных, тепловизионных, лазерных и оптико-электронных систем, гидравлических машин и механизмов. В проекте участвовали многие ведущие предприятия ОПК, в том числе и входящие в госкорпорацию «Ростехнологии» («Ростех»).
2. Сотрудники CompMechLab® принимали участие в разработке палубных аэрофинишёров для полигона в Ейске. Ранее инженерами компании с целью полномасштабного моделирования тормозных машин аэрофинишеров взлетно-посадочного комплекса тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) "Адмирал Горшков" (сейчас - "Викрамадитья") и "Адмирал Кузнецов" были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишёра, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца.
Сотрудники CompMechLab® также участвовали в разработке палубных аэрофинишёров для полигона в Гоа (Индия).
Общий вид полномасштабной компьютерной модели аэрофинишёра
Разработанные модели, в частности, по запросам Генпрокуратуры РФ, Военной прокуратуры Северного флота, Госкомиссии по расследованию авиационных происшествий применялись в расследовании аварии, случившейся в сентябре 2005 года в Северной Атлантике, когда при посадке СУ-33 произошел обрыв тормозного троса аэрофинишёра, в результате чего самолёт упал с палубы в воду и затонул.
На сайте FEA.ru представлены детали некоторых выполненных сотрудниками CompMechLab® НИОКР по данной тематике.
Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишёр).
В рамках проекта были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели аэрофинишёра, позволяющие:
– рассчитывать динамические характеристики как палубного аэрофинишёра, так и самолета;
– определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров, выполнять "тонкую настройку" всех систем аэрофинишёра;
– рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;
– осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.
Конечно-элементное моделирование множественного 3-D контактного взаимодействия и исследование механических свойств стального каната специального назначения.
В рамках данной работы было выполнено конечно-элементное моделирование обрыва стального троса с последующими «раскруткой и распушением».
CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения.
В рамках работы была создана численная модель клапана управления, учитывающая все геометрические особенности конструкции, для определения его гидравлических характеристик.
Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:
10.09.2014 1. ГК «Ростех» завершает строительство нового наземного испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбПУ по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишёров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца
26.09.2013 Россия отказалась от использования полигона «НИТКА» в Крыму
15.09.2012 1. Россия переделает комплекс НИТКА для подготовки индийских летчиков 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбГПУ по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишеров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца, включая работу на аэродроме НИТКА
02.09.2012 1. Украина решила брать с России деньги за крымский аэродром НИТКА 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбПУ по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишеров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца, включая работу на аэродроме НИТКА
05.08.2012 1. Палуба "Викрамадитьи" встретилась с колесами истребителя МиГ-29КУБ 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбПУ по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишеров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца
Выполненные НИОКР на сайте FEA.ru:
Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишер) (2007 г.)
Палубный аэрофинишер. CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения (2007 г.)
Конечно-элементное моделирование множественного 3-D контактного взаимодействия и исследование механических свойств стального каната специального назначения. КЭ LS-DYNA-моделирование обрыва стального троса с последующими "раскруткой и распушением" (2005 г.)