1. В Америке гусь врезался в летящий самолет (представлено видео) 2. О работах CompMechLab® и Центра компьютерного инжиниринга НИУ СПбПУ по расчетному сопровождению проектирования композитных конструкций самолета МС-21 для обеспечения птицестойкости
Опасное столкновение зафиксировала камера в салоне самолета. Пилот из Флориды совершал полет на высоте 300 метров. Неожиданно в кабину самолета Пайпер PA-32 врезалась огромная птица, разбив лобовое стекло. Оно разлетелось вдребезги.
Однако капитан судна сумел сохранить самообладание и спокойно посадил самолет на землю. Какое именно пернатое оказалось на пути самолета и чуть не стало причиной авиакатастрофы, пытаются установить эксперты. Предположительно, это был гусь.
Тем временем неспокойно и на восточном побережье США. Его атакуют полярные совы. Обычно они не проникали на юг дальше штата Мичиган. Однако в этом году белые птицы пересекли все границы ареала. В столице США полярная сова вызвала сенсацию, врезавшись в автобус.
И если любителей природы такое нашествие только радует, то персонал аэропортов выражает серьезное беспокойство. Совы осваивают пустые пространства рядом со взлётными полосами и мешают движению самолетов. В декабре прошлого года сотрудникам аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке пришлось застрелить трех полярных сов, которые угрожали движению воздушных судов.
Эксперты спорят с причинами, заставившими сов мигрировать. Одни ученые связывают изменение ареала обитания пернатых хищников с ростом популяции грызунов в Канаде в результате глобального потепления. Чтобы прокормить себя и своё потомство, совы вынуждены мигрировать все дальше и дальше на юг.
По мнению других специалистов, глобальное потепление привело к исчезновению ледовых озер, на которых гнездились мелкие полярные утки и другие птицы, которыми питались совы. В итоге хищники вынуждены мигрировать либо дальше на север (где еще сохранились места обитания уток), либо далеко на юг, к берегам США. Поэтому появление большого числа сов объясняется обычной природной аномалией.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта дни.ру.
FEA.ru-комментарий. В 2012 г. сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab®) НИУ СПбГПУ была выполнена НИОКР для ОАО "Корпорация "Иркут" по теме "Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчетов прочности элементов конструкции самолета МС-21". В рамках темы был выполнен следующий этап работ: "Создание методик расчета прочности и повреждений конструкции под действием ударных и динамических нагрузок. Валидация методик" (на основе LS-DYNA и Simulia/ABAQUS-технологии).
К 2016 году ОАО "Корпорация "Иркут" совместно с ОКБ им. А. С. Яковлева планирует создать семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. В ряду особенностей конструкции самолетов будет активное использование композиционных материалов.
В соответствии с Авиационными правилами АП-25 самолет должен быть спроектирован так, чтобы была обеспечена возможность продолжения безопасного полета и посадки после столкновения с птицей при определенных условиях, таких как скорость и высота полета самолета, масса птицы. Таким образом, тестирование на птицестойкость является неотъемлемой частью разработки самолета.
Компоненты самолета, подверженные риску столкновения с птицами
Целью работы была разработка методики многоуровневого конечно-элементного (КЭ) моделирования повреждений от ударных нагрузок элементов конструкции вертикального оперения (ВО) самолета МС-21 при столкновении с птицей.
В ходе выполнения работы по исходным геометрическим данным, предоставленным заказчиком, была разработана конечно-элементная модель вертикального оперения самолета МС-21, включающая в себя детали из композиционных материалов, алюминиевых и титановых сплавов и сотовых конструкций.
КЭ модель вертикального оперения самолета МС-21
v0 = 200 м/с (на основе ABAQUS-технологии)
давления в центре контактной области от времени совпадают (пористость 10%)
(слева) и методом Лагранжа (справа) на основе ABAQUS-технологии
сглаженных частиц (на основе LS-DYNA-технологии)
а) исследования Вилбека (1978) | б) моделирование методом Лагранжа | в) моделирование связным методом Эйлера-Лагранжа |
Интерпретация результатов: сравнение зависимостей нормированного давления от нормированного времени
Решения, полученные методом сглаженных частиц, сильно зависят от параметров модели, поэтому для дальнейших расчетов этот метод не использовался.
В заключительной части работы проведена серия численных экспериментов и определены области и характер повреждений элементов оперения. Рассматриваются три варианта столкновения птицы с ВО самолета в направлении оси х в трех различных позициях: две по центру обшивки носка киля между нервюрами и одна по центру обшивки форкиля между нервюрами.
после взаимодействия
Пластические деформации форкиля