МИСиС: энергетики и новые инвесторы в ближайшие 3 года вложат в металлургию сотни миллионов долларов
Металлургические мини-, микро- и нано-заводы в ближайшем будущем займут порядка 40% российского рынка металлоснабжения, сравнявшись по этому показателю с ведущими индустриальными странами. Ключевые факторы, которые будут способствовать их экспансии, это быстрорастущий интерес к металлургии принципиально новых инвесторов, которые до недавнего времени не были представлены в этом бизнесе, однако видят значительный рынок сбыта и экономический потенциал мини-производств, отсутствие у мини-заводов огромной долговой нагрузки по сравнению с крупными комбинатами, в разы более дешёвый транспортный тариф, благодаря близости к потребителю, в разы более дешёвая электроэнергия и ряд других факторов. Об этом сообщил Виктор Ковшевный, директор Центра «Интеллектуальные ресурсы» МИСиС, на форуме «Металлургические мини-заводы и электросталеплавильные производства: практические рекомендации в СНГ».
«Традиционно в мини-заводы инвестируют крупные металлургические холдинги, которые хотят сократить транспортные и складские издержки и стать ближе к покупателю. Однако сегодня мы фиксируем преломление тренда: в Центральном регионе, в Сибири, на Северо-западе и на Юге в ближайшие 3 года будут заложены новые мини-металлургические заводы совокупной мощностью более 4 млн. cтали, а, инвестиции в проекты составляют около $1,5 млрд. Основные инвесторы - это энергетики, владельцы ТЭЦ, гидро- и атомных электростанций, которые обладают свободными территориями для размещения металлургического оборудования и сопутствующих объектов.
И это неудивительно: по нашим подсчётам, они смогут обеспечивать электросталеплавильные печи своих mini-mill'ов, сердце завода, практически в 2-3 раза более дешёвой электроэнергией по сравнению с большими предприятиями. Это серьёзная заявка на успех, когда на 1 тонну стали может приходиться 400-600 кВт потребленной электроэнергии. На это накладывается ещё одно преимущество мини-заводов – минимальные транспортные и складские издержки. Это связано с тем, что ориентация в сбыте у мини-заводов идет на потребителей, расположенных в радиусе 500-700 км от производства, что делает возможной доставку металла автотранспортом непосредственно со склада производителя. То же самое касается и снабжения производств основным видом сырья - доставка лома идет автотранспортом в радиусе 500 км. Теперь, сравним цифры для традиционных комбинатов, сравнимых по масштабу с ММК или НЛМК. Cреднее расстояние до потребителя превышает 1500 км. Ломосбор – в радиусе 900 км. Уголь – более 2000 км. Здесь можно говорить только об использовании железной дороги, которая с учетом перевалки грузов дает в себестоимости 1 тонны готовой металлопродукции дополнительные 4-5 тыс. руб. Надо вспомнить и о долговой нагрузке, которая у большинства предприятий сравнима с годовой выручкой. Значит, необходимо добавить 2-5 тыс. руб. дополнительных расходов на 1 тонну. Мини-заводы практически лишены всех вышеуказанных обременений. Даже при постройке на кредитные деньги, мини-заводы будут иметь преимущество в процентной ставке. Все перечисленные факты говорят о том, что мини-заводы при грамотном подходе позволяют им иметь себестоимость на 4-6 тыс. руб. меньшую по сравнению с обычными заводами! Это очень значительная цифра», - пояснил Виктор Ковшевный.
Транспортная рента сокращается за счёт близости к конечному покупателю и сырью: как правило, они находятся в радиусе не более 500 км от мини-завода. Перевозки более чем на 90% осуществляются автотранспортом, что также обеспечивает доставку точно в срок и её гарантированность. Сегодня основным потребителем продукции мини-заводов в России и мире является строительный сектор, которому удобно закупать арматуру по невысокой цене с практически отсутствующей необходимостью в затратах на складское хранение: мини-заводы позволяют производить ровно столько продукции, сколько нужно на данный момент, и при этом они ничего не теряют за счёт малых масштабов производственных мощностей и использования электросталеплавильных технологий. Однако одно из главных преимуществ бизнес-модели мини-заводов это широкие возможности кастомизации – настройки под потребителя, адаптации под потребности конкретного заказчика. Главная проблема наших металлургических гигантов в том, что они в массовом порядке делают либо полуфабрикаты, уходящие преимущественно на экспорт, либо рядовые марки сталей. Ни то, ни другое не подходит для сегментов, где нужны небольшие партии металла определённого качества и свойств. Это касается прежде всего оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и автомобильной промышленности, а также практически всего малого и среднего бизнеса. Например, в регионе расположения мини-завода находятся предприятия ОПК, которым нужна сталь заданного качества, производство которой невыгодно крупным комбинатам. Это хорошая ниша для микро- или нано-заводов, поскольку сейчас такой спрос удовлетворяется за счёт импорта, что не очень хорошо с точки зрения обороноспособности. Специализация мини-заводов сегодня также расширяется в сторону прокатного листа, чугуна и стальных труб. Стоит также отметить, что мини-завод мину-заводу – рознь! Все зависит как от качества предпроектной подготовки строительства завода, самого проекта, так и от маркетинга потенциальных потребителей, выбора поставщика металлургического оборудования. Может случиться так, что построенный мини-завод сможет производить только рядовую арматуру, и только для малоэтажного строительства – всё это обнулит основные конкурентные преимущества мини-заводов, особенно в сезоны высоких цен на лом.
По расчётам Центра «Интеллектуальные ресурсы» МИСиС, сегодня новым инвестором микро- или нано-завода может стать практически любой обладатель металлофонда, в т.ч. сами поставщики лома, любые крупные корпорации (Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз и др.). «Бизнес-модель мини-заводов привлекательна возможностью организации полного цикла производства, сбора металлолома и сбыта продукции всего за 2-3 года при сроке окупаемости до 5 лет, что выгодно отличает их от крупных производств. Если мы говорим про европейское оборудование, стоимость одной тонны мощности составит для инвестора около $300, соответственно, например, если завод выпускает 100 тыс. т продукции в год, то общие вложения в проект составят $30 млн. Однако уже сегодня появляются агрегаты из Китая, которые заметно дешевле своих западных аналогов, - отметил Виктор Ковшевный, - проблема в том, что будущим металлургам не всегда понятно, что качество и надежность могут значительно пострадать».
Мини-заводы более прибыльны и рентабельны, чем крупные комбинаты: мировой опыт свидетельствует, что если у большого металлургического производства рентабельность достигает 10%, то мини-заводы (например, в США) получают до 20% рентабельности. Такими предприятиями объективно проще управлять за счёт в десятки раз меньшего штата и отсутствия 6-8 уровней менеджмента (на mini-mill'ах между директором предприятия и рабочим, как правило, не более двух-трёх управленческих звеньев). К тому же, для работы на мини-заводе подавляющему большинству персонала не обязательно обладать какими-то специальным образованием и иметь сложившиеся годами навыки работы в металлургии, что важно для крупных комбинатов: штат mini-mill'ов набирается преимущественно из местного населения, или как в странах Ближнего Востока – из жителей Индии и Пакистана, которые не имеет исторических традиций металлургии.
По словам директора Центра «Интеллектуальные ресурсы» МИСиС, направление мини-заводов в России ожидает дальнейший интенсивный рост и своё значение в этом, что интересно, имеет и недавнее вхождение Крыма в состав России: «Сегодня возвращается осознание одной из ключевых ценностей нашей страны: это её территория. Вектор сознания меняется, федеральные и местные власти, компании и простые граждане вновь отчётливо видят, что Россия это страна, в которой нужно жить и в благоустройство которой нужно вкладывать, а это прежде всего означает развитие территории и жизненного пространства. У нас колоссальный внутренний резерв металлопотребления, в этом вопросе мы значительно отстаём от того же Китая, где правительство за последние 20 лет самым активным образом стимулировало ударные темпы капитального и жилищного строительства, выведя отечественную металлургию на казавшиеся раннее недосягаемые высоты. Сейчас китайский рынок в высокой степени насыщен и за счёт более низкой цены металлопродукция нашего соседа находит активное применение во внутрироссийском строительстве. В этом смысле мини-заводы выглядят отличной альтернативой зарубежному поставщику, с которым крупным российским комбинатам трудно конкурировать по набору параметров цена-качество-наличие на складе-условия оплаты, поэтому это их шанс. Одновременно, сами по себе мини-заводы никогда не вытеснят традиционных производителей полного цикла – у каждого из игроков будет свое место на рынке и свои потребители».
Справка
Мини-заводы (англ. mini-mill) это компактные электросталеплавильные предприятия неполного цикла мощностью до 1-2 млн. т продукции в год, ориентированные на локальные рынки и использующие в качестве сырья металлолом. Доля таких мини-заводов на российском рынке сегодня составляет порядка 10%.
Сегодня в мире насчитывается порядка тысячи мини-металлургических производств. Основные мощности сосредоточены в США, Канаде и странах Европы (прежде всего, в Германии, Австрии, Нидерландах, Испании, Италии). В России работает порядка 20 подобных предприятий (в Смоленской, Свердловской, Саратовской, Ростовской, Нижегородской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Башкирии и ряде др. субъектов), ещё около десятка находится в стадии строительства и проектирования. Один из последних проектов - мини-завод сортового проката в Балакове (Саратовская область), реализуется Северсталью. Проектная мощность mini-mill'а около 1 млн. т, инвестиции $600 млн.
Мощность мини-заводов составляет 500 тыс. т. - 1 млн. т продукции в год, микрозаводов 100-500 тыс. т, нанозаводов 10-100 тыс. т.
Таб. 1. Ключевые отличия мини-завода от металлургических гигантов
Характеристики | Крупное металлургическое предприятие | Мини- и микро-заводы |
Сырье | Руда, уголь | Стальной лом, губчатое железо |
Технологическая цепочка | Сырье — чугун — сталь | Сырье — сталь |
Мощность | Более 3 млн т в год с тенденцией к увеличению | 0,1—1 млн т в год с тенденцией к уменьшению |
Привязка к местности | Нет | Вблизи сырья и/или потребителя |
Продукция | - Широкий сортамент - Уникальные свойства и высокая добавленная стоимость |
- Узкий сортамент - Рядовой сортамент и качество |
Клиенты | - Крупные потребители - Большие партии - Долгосрочные контракты - Чувствительные к качеству и потребительским свойствам |
- Мелкие потребители - Маленькие партии - Разовые поставки - Чувствительные к цене |
Инвестиции | - В долгосрочные проекты - В уникальные свойства продукции - В увеличение локальной мощности - В глобальные альянсы - В экологичность |
- В краткосрочные проекты - В снижение издержек - В увеличение мощности за счет расширения сети мини-заводов; - В современные компактные, ресурсосберегающие технологии |
Стоимость оборудования за тонну мощности (окупаемость) | $650—1000 (более 10 лет) | $300-600 (2—5 лет) |
Численность персонала | 10—40 тыс. | 0,1—1 тыс. |
Вертикаль власти | 6—8 уровней управления | 3—4 уровня управления |
Персонал | Профессионалы | Базовые знания |
Направленность труда | Интеллектуальная (разработка и выпуск уникальной продукции) | Интенсификация (максимальная удельная выработка и снижение производственных затрат) |
Производительность, человеко-часов на тонну продукции | 4—12 | 0,5—2 |
Стратегия | Лидерство по инновационной продукции — новая сталь | Лидерство по издержкам — доступная сталь |
Рынок и конкуренция | Глобальный | Локальный |
Таб. 2. Расположение основных мини-заводов
Страна | Количество мини-заводов | Суммарная мощность, тыс. т в год |
Аргентина | 7 | 4500 |
Бразилия | 26 | 8913 |
СНГ | 36 | 27 359 |
Канада | 14 | 6958 |
Китай | 45 | 3700 |
Франция | 15 | 3900 |
Германия | 21 | 9595 |
Великобритания | 8 | 3343 |
Индия | 102 | 12 917 |
Индонезия | 16 | 2810 |
Италия | 32 | 2420 |
Тайвань | 36 | 8002 |
Таиланд | 13 | 4941 |
Турция | 16 | 6550 |
США | 88 | 48 946 |
Япония | 67 | 8210 |
Корея | 18 | 9372 |
Испания | 24 | 12 382 |
Венесуэла | 8 | 5500 |
Бельгия | 7 | 5320 |
Австралия | 12 | 12 870 |
Египет | 9 | 2668 |
Малайзия | 7 | 4520 |
Мексика | 23 | 9272 |
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов Портал Машиностроения.
Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:
27.03.2014 Главная тема Ганноверской ярмарки - Industrie 4.0
01.03.2014 Глобальные тренды в мировой промышленности. Инициатива Германии Industrie 4.0
26.11.2013 Приход в Россию крупнейших зарубежных автоконцернов привел к появлению новых автомобильных кластеров и переформатированию старых. Фирма "Автотор" начала строить автомобильный город, где будут собираться автомобили BMW и KIA