Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 4 Июня 2014 года
Данная новость была прочитана 2649 раз

МИСиС: энергетики и новые инвесторы в ближайшие 3 года вложат в металлургию сотни миллионов долларов

Металлургические мини-, микро- и нано-заводы в ближайшем будущем займут порядка 40% российского рынка металлоснабжения, сравнявшись по этому показателю с ведущими индустриальными странами. Ключевые факторы, которые будут способствовать их экспансии, это быстрорастущий интерес к металлургии принципиально новых инвесторов, которые до недавнего времени не были представлены в этом бизнесе, однако видят значительный рынок сбыта и экономический потенциал мини-производств, отсутствие у мини-заводов огромной долговой нагрузки по сравнению с крупными комбинатами, в разы более дешёвый транспортный тариф, благодаря близости к потребителю, в разы более дешёвая электроэнергия и ряд других факторов. Об этом сообщил Виктор Ковшевный, директор Центра «Интеллектуальные ресурсы» МИСиС, на форуме «Металлургические мини-заводы и электросталеплавильные производства: практические рекомендации в СНГ».

«Традиционно в мини-заводы инвестируют крупные металлургические холдинги, которые хотят сократить транспортные и складские издержки и стать ближе к покупателю. Однако сегодня мы фиксируем преломление тренда: в Центральном регионе, в Сибири, на Северо-западе и на Юге в ближайшие 3 года будут заложены новые мини-металлургические заводы совокупной мощностью более 4 млн. cтали, а, инвестиции в проекты составляют около $1,5 млрд. Основные инвесторы - это энергетики, владельцы ТЭЦ, гидро- и атомных электростанций, которые обладают свободными территориями для размещения металлургического оборудования и сопутствующих объектов.

И это неудивительно: по нашим подсчётам, они смогут обеспечивать электросталеплавильные печи своих mini-mill'ов, сердце завода, практически в 2-3 раза более дешёвой электроэнергией по сравнению с большими предприятиями. Это серьёзная заявка на успех, когда на 1 тонну стали может приходиться 400-600 кВт потребленной электроэнергии. На это накладывается ещё одно преимущество мини-заводов – минимальные транспортные и складские издержки. Это связано с тем, что ориентация в сбыте у мини-заводов идет на потребителей, расположенных в радиусе 500-700 км от производства, что делает возможной доставку металла автотранспортом непосредственно со склада производителя. То же самое касается и снабжения производств основным видом сырья - доставка лома идет автотранспортом в радиусе 500 км. Теперь, сравним цифры для традиционных комбинатов, сравнимых по масштабу с ММК или НЛМК. Cреднее расстояние до потребителя превышает 1500 км. Ломосбор – в радиусе 900 км. Уголь – более 2000 км. Здесь можно говорить только об использовании железной дороги, которая с учетом перевалки грузов дает в себестоимости 1 тонны готовой металлопродукции дополнительные 4-5 тыс. руб. Надо вспомнить и о долговой нагрузке, которая у большинства предприятий сравнима с годовой выручкой. Значит, необходимо добавить 2-5 тыс. руб. дополнительных расходов на 1 тонну. Мини-заводы практически лишены всех вышеуказанных обременений. Даже при постройке на кредитные деньги, мини-заводы будут иметь преимущество в процентной ставке. Все перечисленные факты говорят о том, что мини-заводы при грамотном подходе позволяют им иметь себестоимость на 4-6 тыс. руб. меньшую по сравнению с обычными заводами! Это очень значительная цифра», - пояснил Виктор Ковшевный.

Транспортная рента сокращается за счёт близости к конечному покупателю и сырью: как правило, они находятся в радиусе не более 500 км от мини-завода. Перевозки более чем на 90% осуществляются автотранспортом, что также обеспечивает доставку точно в срок и её гарантированность. Сегодня основным потребителем продукции мини-заводов в России и мире является строительный сектор, которому удобно закупать арматуру по невысокой цене с практически отсутствующей необходимостью в затратах на складское хранение: мини-заводы позволяют производить ровно столько продукции, сколько нужно на данный момент, и при этом они ничего не теряют за счёт малых масштабов производственных мощностей и использования электросталеплавильных технологий. Однако одно из главных преимуществ бизнес-модели мини-заводов это широкие возможности кастомизации – настройки под потребителя, адаптации под потребности конкретного заказчика. Главная проблема наших металлургических гигантов в том, что они в массовом порядке делают либо полуфабрикаты, уходящие преимущественно на экспорт, либо рядовые марки сталей. Ни то, ни другое не подходит для сегментов, где нужны небольшие партии металла определённого качества и свойств. Это касается прежде всего оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и автомобильной промышленности, а также практически всего малого и среднего бизнеса. Например, в регионе расположения мини-завода находятся предприятия ОПК, которым нужна сталь заданного качества, производство которой невыгодно крупным комбинатам. Это хорошая ниша для микро- или нано-заводов, поскольку сейчас такой спрос удовлетворяется за счёт импорта, что не очень хорошо с точки зрения обороноспособности. Специализация мини-заводов сегодня также расширяется в сторону прокатного листа, чугуна и стальных труб. Стоит также отметить, что мини-завод мину-заводу – рознь! Все зависит как от качества предпроектной подготовки строительства завода, самого проекта, так и от маркетинга потенциальных потребителей, выбора поставщика металлургического оборудования. Может случиться так, что построенный мини-завод сможет производить только рядовую арматуру, и только для малоэтажного строительства – всё это обнулит основные конкурентные преимущества мини-заводов, особенно в сезоны высоких цен на лом.

По расчётам Центра «Интеллектуальные ресурсы» МИСиС, сегодня новым инвестором микро- или нано-завода может стать практически любой обладатель металлофонда, в т.ч. сами поставщики лома, любые крупные корпорации (Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз и др.). «Бизнес-модель мини-заводов привлекательна возможностью организации полного цикла производства, сбора металлолома и сбыта продукции всего за 2-3 года при сроке окупаемости до 5 лет, что выгодно отличает их от крупных производств. Если мы говорим про европейское оборудование, стоимость одной тонны мощности составит для инвестора около $300, соответственно, например, если завод выпускает 100 тыс. т продукции в год, то общие вложения в проект составят $30 млн. Однако уже сегодня появляются агрегаты из Китая, которые заметно дешевле своих западных аналогов, - отметил Виктор Ковшевный, - проблема в том, что будущим металлургам не всегда понятно, что качество и надежность могут значительно пострадать».

Мини-заводы более прибыльны и рентабельны, чем крупные комбинаты: мировой опыт свидетельствует, что если у большого металлургического производства рентабельность достигает 10%, то мини-заводы (например, в США) получают до 20% рентабельности. Такими предприятиями объективно проще управлять за счёт в десятки раз меньшего штата и отсутствия 6-8 уровней менеджмента (на mini-mill'ах между директором предприятия и рабочим, как правило, не более двух-трёх управленческих звеньев). К тому же, для работы на мини-заводе подавляющему большинству персонала не обязательно обладать какими-то специальным образованием и иметь сложившиеся годами навыки работы в металлургии, что важно для крупных комбинатов: штат mini-mill'ов набирается преимущественно из местного населения, или как в странах Ближнего Востока – из жителей Индии и Пакистана, которые не имеет исторических традиций металлургии.

По словам директора Центра «Интеллектуальные ресурсы» МИСиС, направление мини-заводов в России ожидает дальнейший интенсивный рост и своё значение в этом, что интересно, имеет и недавнее вхождение Крыма в состав России: «Сегодня возвращается осознание одной из ключевых ценностей нашей страны: это её территория. Вектор сознания меняется, федеральные и местные власти, компании и простые граждане вновь отчётливо видят, что Россия это страна, в которой нужно жить и в благоустройство которой нужно вкладывать, а это прежде всего означает развитие территории и жизненного пространства. У нас колоссальный внутренний резерв металлопотребления, в этом вопросе мы значительно отстаём от того же Китая, где правительство за последние 20 лет самым активным образом стимулировало ударные темпы капитального и жилищного строительства, выведя отечественную металлургию на казавшиеся раннее недосягаемые высоты. Сейчас китайский рынок в высокой степени насыщен и за счёт более низкой цены металлопродукция нашего соседа находит активное применение во внутрироссийском строительстве. В этом смысле мини-заводы выглядят отличной альтернативой зарубежному поставщику, с которым крупным российским комбинатам трудно конкурировать по набору параметров цена-качество-наличие на складе-условия оплаты, поэтому это их шанс. Одновременно, сами по себе мини-заводы никогда не вытеснят традиционных производителей полного цикла – у каждого из игроков будет свое место на рынке и свои потребители».

Справка

Мини-заводы (англ. mini-mill) это компактные электросталеплавильные предприятия неполного цикла мощностью до 1-2 млн. т продукции в год, ориентированные на локальные рынки и использующие в качестве сырья металлолом. Доля таких мини-заводов на российском рынке сегодня составляет порядка 10%.

Сегодня в мире насчитывается порядка тысячи мини-металлургических производств. Основные мощности сосредоточены в США, Канаде и странах Европы (прежде всего, в Германии, Австрии, Нидерландах, Испании, Италии). В России работает порядка 20 подобных предприятий (в Смоленской, Свердловской, Саратовской, Ростовской, Нижегородской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Башкирии и ряде др. субъектов), ещё около десятка находится в стадии строительства и проектирования. Один из последних проектов - мини-завод сортового проката в Балакове (Саратовская область), реализуется Северсталью. Проектная мощность mini-mill'а около 1 млн. т, инвестиции $600 млн.

Мощность мини-заводов составляет 500 тыс. т. - 1 млн. т продукции в год, микрозаводов 100-500 тыс. т, нанозаводов 10-100 тыс. т.

Таб. 1. Ключевые отличия мини-завода от металлургических гигантов

Характеристики Крупное металлургическое предприятие Мини- и микро-заводы
Сырье Руда, уголь Стальной лом, губчатое железо
Технологическая цепочка Сырье — чугун — сталь Сырье — сталь
Мощность Более 3 млн т в год с тенденцией к увеличению 0,1—1 млн т в год с тенденцией к уменьшению
Привязка к местности Нет Вблизи сырья и/или потребителя
Продукция -    Широкий сортамент
-    Уникальные свойства и высокая добавленная стоимость
-       Узкий сортамент
-       Рядовой сортамент и качество
Клиенты -    Крупные потребители
-    Большие партии
-    Долгосрочные контракты
-    Чувствительные к качеству и потребительским свойствам
-      Мелкие потребители
-      Маленькие партии
-      Разовые поставки
-      Чувствительные к цене
Инвестиции -    В долгосрочные проекты
-    В уникальные свойства продукции
-    В увеличение локальной мощности
-    В глобальные альянсы
-    В экологичность
-    В краткосрочные проекты
-    В снижение издержек
-    В увеличение мощности за счет расширения сети мини-заводов;
-    В современные компактные, ресурсосберегающие технологии
Стоимость оборудования за тонну мощности (окупаемость) $650—1000 (более 10 лет) $300-600 (2—5 лет)
Численность персонала 10—40 тыс. 0,1—1 тыс.
Вертикаль власти 6—8 уровней управления 3—4 уровня управления
Персонал Профессионалы Базовые знания
Направленность труда Интеллектуальная (разработка и выпуск уникальной продукции) Интенсификация (максимальная удельная выработка и снижение производственных затрат)
Производительность, человеко-часов на тонну продукции 4—12 0,5—2
Стратегия Лидерство по инновационной продукции — новая сталь Лидерство по издержкам — доступная сталь
Рынок и конкуренция Глобальный Локальный

Таб. 2. Расположение основных мини-заводов

Страна Количество мини-заводов Суммарная мощность, тыс. т в год
Аргентина 7 4500
Бразилия 26 8913
СНГ 36 27 359
Канада 14 6958
Китай 45 3700
Франция 15 3900
Германия 21 9595
Великобритания 8 3343
Индия 102 12 917
Индонезия 16 2810
Италия 32 2420
Тайвань 36 8002
Таиланд 13 4941
Турция 16 6550
США 88 48 946
Япония 67 8210
Корея 18 9372
Испания 24 12 382
Венесуэла 8 5500
Бельгия 7 5320
Австралия 12 12 870
Египет 9 2668
Малайзия 7 4520
Мексика 23 9272

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов Портал Машиностроения.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

27.03.2014 Главная тема Ганноверской ярмарки - Industrie 4.0
01.03.2014 Глобальные тренды в мировой промышленности. Инициатива Германии Industrie 4.0
26.11.2013 Приход в Россию крупнейших зарубежных автоконцернов привел к появлению новых автомобильных кластеров и переформатированию старых. Фирма "Автотор" начала строить автомобильный город, где будут собираться автомобили BMW и KIA

Другие материалы по теме:
Металлургическое машиностроение