Президент АВТОВАЗа Бу Инге Андерссон, недавно возглавивший совет директоров совместного предприятия GM-АВТОВАЗ, рассказал о том, как скажется на продажах экономическая ситуация и какие автомобили сейчас пользуются наибольшим спросом.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Наш основной рынок – это Россия, а основной рынок экспорта – это страны СНГ.
Как бы ни изменились настроения на мировом рынке, и что бы ни случилось с рублём, это играет в нашу пользу, ведь все основные расходы у нас в рублях. Если бы мы сильнее зависели от экспорта, я бы волновался.
Конечно, в этой ситуации есть и плюсы, и минусы.
С одной стороны, конечно же, все автопроизводители в России почувствуют на себе давление из-за ослабления рубля. С другой стороны, наша компания может получить определенную выгоду. Ведь мы в меньшей степени зависим от иностранной валюты. Но на эту выгоду мы можем рассчитывать в краткосрочной перспективе. Но если посмотреть вперёд, то у людей из-за падения рубля меньше мотивация к покупке новой машины. Это меня сейчас очень беспокоит.
О ПОВЫШЕНИИ ЦЕН
Думаю, что из-за падения рубля цены придется повышать. Вопрос в том, насколько и когда. Пока ответить на этот вопрос я не могу, но могу сказать, что у нас осталось мало автомобилей прошлого года выпуска. А вот у некоторых наших конкурентов эти запасы очень велики..
О СОКРАЩЕНИИ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА
Если всё пройдет по оптимистичному сценарию, можно даже ожидать, что российский рынок автомобилей останется таким же, как в прошлом году. А если по пессимистичному, – он может быть на 20% меньше.
О СНИЖЕНИИ ПРОДАЖ АВТОВАЗА
Наши продажи в этом году были слабее, чем за аналогичный период прошлого года. В январе мы продали 24 тысячи автомобилей, в феврале 31 тысячу, в марте мы ожидаем, что объем продаж составит примерно 37 тысяч автомобилей. Не слишком хорошо, но и не плохо. У нас сильно сократился экспорт в Казахстан. Но мы перезапускаем экспорт в другие страны. Здесь основная ставка на Северную Африку и Латинскую Америку.
Сейчас нужно, во-первых, обеспечить ежемесячную сборку качественных автомобилей в нужном объёме. Во-вторых, сократить запасы на складах, чем мы сейчас и занимаемся. И в-третьих, оперативно отреагировать на изменения, если они будут. Я не могу предсказывать будущее, но сегодня мы работаем гораздо лучше. В лучший производственный день в этом году мы выпустили 2022 автомобиля.
О ПОДДЕРЖКЕ ДИЛЕРОВ
У нас была встреча с дилерами 28 февраля. Мы повысили величину маржи для них, а также срок гарантии с двух до трех лет. К тому же мы увеличили оплату работ по гарантии, а это означает рост прибыли для дилера. Думаю, эти меры повысят привлекательность работы с АВТОВАЗом и помогут сделать наши показатели конкурентоспособными по отношению к международным производителям.
Да, мы по-прежнему производим, но строго в зависимости от объема продаж. Мы очень внимательно работаем с дилерами. Например, сейчас хорошо продаются легковые автомобили серебристого и белого цвета, поэтому мы производим больше именно таких автомобилей.
О ПЕРСПЕКТИВАХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Хороший спрос на компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ) для коммерческих автомобилей, а с пассажирскими дело обстоит иначе.
На сегодняшний день я не вижу рынка и для электромобилей в России, но наш партнёр по альянсу Nissan– мировой лидер по производству электромобилей. Я уверен на сто процентов, что если спрос на такие автомобили в России возникнет, мы сможем так или иначе использовать их платформы и их опыт.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С GM
У нас долгая история сотрудничества. Сейчас мы выясняем, как GM может помочь АВТОВАЗу. Основная сфера сотрудничества – производство, GM продаёт АВТОВАЗу кузовы для Chevy-Niva. Это будет исключительно-производственный альянс.
АВТОВАЗ (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из крупнейших производителей легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Предприятие - градообразующее для города Тольятти Самарской области.