Hi-Tech новости 9 Апреля 2014 года
Данная новость была прочитана 3512 раз

Руководство РКК "Энергия" представило смету перспективной пилотируемой программы покорения Луны общей стоимостью около 1 трлн рублей

Руководство РКК «Энергия» представило приблизительную смету перспективной пилотируемой программы, реализация которой позволит России отправить космонавтов на Луну. На прошлой неделе на коллегии Роскосмоса президент РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, что для реализации намеченных ранее планов покорения Луны (такая перспективная задача была сформулирована еще в 2012 году) потребуется примерно треть средств, выделяемых на космическую деятельность России до 2025 года. То есть стоимость проекта — около 1 трлн рублей.
 
Первая Русская экспедиция на Луну
 
В конце 2012 года на тот момент глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин защитил на заседании правительства проект госпрограммы «Космическая деятельность России» на 2013–2020 годы с бюджетом 2,3 трлн рублей.
 
— Если иметь в виду не утвержденный пока проект Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, а также проект ФЦП по развитию российских космодромов, финансирование космической деятельности в период с 2020 по 2025 год значительно превысит 1 трлн рублей, — говорит информированный источник в Роскосмосе.
 
Виталий Лопота подтвердил, что речь идет именно о трети средств, выделяемых бюджетом на космическую деятельность до 2025 года.
 
— Да, я сказал то, что сказал — суммарно на реализацию амбициозной перспективной пилотируемой программы хватит трети денег, выделяемых на космическую деятельность, — сообщил он.
 
Основная часть затрат — на создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, которая сначала сможет выводить на орбиту 70–90 т полезной нагрузки, а затем будет модернизирована до 120 т. О соответствующих планах ранее заявлял руководитель Роскосмоса Олег Остапенко. В принципе появление такой ракеты логично, если перед российской пилотируемой космонавтикой стоит задача достичь Луны. Для этого в РКК «Энергия» уже разрабатывают новый пилотируемый транспортный корабль (ПТК), который по планам Роскосмоса после 2020 года заменит ныне летающие к МКС «Союзы». По данным РКК «Энергия», бюджет создания комплекса ПТК (кроме самого корабля он включает ракетный блок аварийного спасения, сборочно-защитный блок и целый комплекс наземных средств) составляет 160 млрд рублей в ценах 2012 года.
 
Когда РКК «Энергия» начинала работы по ПТК, в качестве носителя для него планировалась сверхтяжелая модификация ракеты «Ангара». Но вскоре после своего назначения руководителем Роскосмоса Остапенко назвал «Ангару» тупиковым проектом, на основе которого не стоит делать носитель сверхтяжелого класса. Создание же ракеты подобного класса «с нуля» вполне может стоить более 800 млрд рублей, соглашаются эксперты.   
 
— С точки зрения создания носителя сверхтяжелого класса сумма выглядит объяснимой, но в истории человечества необходимость в создании ракеты таких параметров возникла только один раз — в 1961 году. Тогда Кеннеди был политически мотивирован превзойти Советский Союз в космосе, достигнув Луны, — говорит директор по науке космического кластера «Сколково» Дмитрий Пайсон. — С тех пор ни у кого не возникало потребности делать такую большую ракету. Появление американских шаттлов было обусловлено сложным комплексом предпосылок и лоббирования, система «Энергия-Буран» создавалась скорее с перепугу — реальных задач под нее не было. На мой взгляд, таких задач нет и сейчас... Лопота делает логичную двухходовку, утверждая, что если мы делаем пилотируемый корабль для экспедиции на Луну, то нужно делать под нее ракету. Другое дело — насколько всё это реализуемо в нынешних условиях.
 
В пресс-службе Роскосмоса заявили, что по состоянию на 17 марта ОАО «РКК «Энергия» не предоставляло в Роскосмос финансовое обоснование опытно-конструкторских работ по проектированию и производству ракетно-космического комплекса (КРК) с ракетой-носителем сверхтяжелого класса. 
 
— В свою очередь, Роскосмос не давал каких-то конкретных поручений предприятиям ракетно-космической промышленности и не объявлял конкурсов на заключение госконтрактов на проведение таких работ, — отмечает руководитель пресс-службы агентства Ирина Зубарева. — Такое поручение возможно лишь после четкой проработки совместно с Российской академией наук, профильными научно-исследовательскими институтами и ведущими конструкторскими бюро целей создания данного КРК и определения технической базы проекта. В то же время многие предприятия отрасли ведут свои собственные исследования по данной проблематике, и это можно только приветствовать.
 

В 2011 году крупнейший в России производитель ракет — «ГКНПЦ имени Хруничева» представил свои подсчеты колонизации Солнечной системы. Создание орбитальных станций вокруг Луны и Марса с последующим строительством постоянно обитаемых баз на самих к 2040–2050 годам хруничевцы оценили в 4,8 трлн рублей.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов Aviation Explorer.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

26.03.2014 Федеральное космическое агентство определило приоритетные направления развития
03.10.2013 Роскосмос станет корпорацией - ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК)
10.08.2013 Доходы РФ от космической деятельности сопоставимы с выручкой от экспорта вооружения - Владимир Гутенев
02.08.2013 Dassault Systеmes и ФГУП "НПО "Техномаш" достигли соглашений о сотрудничестве
12.04.2013 В России создадут новый пилотируемый космический корабль, стоимость которого оценили в 160 миллиардов рублей
14.04.2013 Законопроект о госкорпорации «Роскосмос», в котором отражена идея максимальной концентрации всех функций и возможностей в рамках единой структуры, направлен в правительство
04.03.2013 Российский космический корабль нового поколения "полетит" на "Ангаре"
02.02.2013 Реактор для космического ядерного двигателя будет готов к концу 2014 г
02.12.2012 Сотрудники CompMechLab® НИУ СПбГПУ в 2012 году завершили получение лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального космического агентства и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на осуществление деятельности в атомной энергетике, космической иавиационной промышленности
14.11.2012 Роскосмос создаст крупнейшего производителя ракетных двигателей
06.10.2012 SpaceX работает над новой ракетой, которая сможет возвращаться на Землю
09.10.2012 Ракета-носитель Falcon 9 и космический корабль Dragon, разработанные частной компанией SpaceX, впервые стартовали к МКС
03.10.2012 Беспилотный шаттл X-37B готовится к своей третьей космической миссии
31.08.2012 1. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королёва планирует победить в тендере Роскосмоса на эскизное проектирование новой тяжелой ракеты-носителя 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбГПУ по расчетному сопровождению гиперзвуковой тематики в РКК "Энергия"
25.05.2012 К Международной Космической Станции (МКС) успешно стартовал первый частный космический корабль SpaceX Dragon. Стыковка намечена на сегодня - 25 мая
07.05.2012 1. Управляемый немецкий космический аппарат SHEFEX II (SHarp Edge Flight EXperiment), предназначенный для "возвращаемых" космических экспериментов, прошел вибротесты. 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбГПУ по численному моделированию возвращаемых аппаратов космических кораблей
28.10.2010 Базовое предприятие ракетно-космической отрасли ГКНПЦ им. М.В. Хруничева внедряет "Цифровое производство" Siemens PLM Software
19.07.2010 Премьер-министру В.В. Путину показали новейшие разработки и перспективные проекты РКК "Энергия", в том числе проект новой пилотируемой системы
25.04.2010 Многоразовый космический корабль X-37B OTV, разработанный компанией Boeing, стартовал. Пентагон держит в секрете длительность полета
10.12.2009 Государственный Космический Научно-Производственный Центр им. М.В. Хруничева выбрал PLM-систему от Siemens PLM Software
12.04.2009 В конкурсах Роскосмоса стоимостью ~ 1 млрд руб. победили Ракетно-космическая корпорация "Энергия" и "ЦСКБ - Прогресс"
06.01.2008 Dragon фирмы Space X доставит семерых космонавтов на Международную космическую станциию
16.10.2007 РКК ЭНЕРГИЯ представит новый пилотируемый космический корабль

Другие материалы по теме:
Авиастроение