Как отразятся санкции Запада в военной сфере на обороноспособности России
Российское министерство обороны заявило, что ситуация на Украине и возможные санкции Запада в отношении российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не смогут помешать перевооружению российских вооруженных сил. «Минобороны проводит детальный анализ всех рисков, связанных с возможными санкциями и непоставками ряда продукции предприятиями Украины. Я считаю, что мы исключим ситуации срыва гособоронзаказа, так что пусть не надеются» - заявил в 20 марта журналистам заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.
Представители и кураторы российской оборонной промышленности высказываются на эту тему более сдержанно, но и в их словах сквозит уверенность в том, что замораживание российского военно-технического сотрудничества со странами Запада (а оно началось задолго до крымских событий – еще прошлым летом) не принесет ощутимых потерь России. «Определенные трудности, конечно, будут. Постараемся минимизировать эти потери. К тому же, санкции имеют двусторонний эффект» - заметил генеральный директор одной из крупнейших российских оружейных компаний НПО «Высокоточные комплексы» Александр Денисов (этот холдинг, в частности, производит зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» и оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М»).
При этом самый главный российский «оборонщик» - вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, еще накануне крымского референдума заявил о том, что возможные санкции со стороны Запада могут пойти даже на пользу российскому ОПК. «Мы уже сделали очень много в последнее время в плане импортозамещения, в плане возрождения собственного российского оборонно-промышленного комплекса, поэтому сегодня каких-то санкций мы не боимся. Их, по сути дела, должны бояться те, кто их пытается сегодня инициировать» - передал его слова телеканал «Вести 24».
Безусловно, это обоснованная позиция. Вопрос в том, успеет ли Россия до времени «Ч» закрыть те производственно-технологические «дыры», которые образовались в ее оборонно-промышленном комплексе после распада Советского Союза.
Главным поводом для разговора о санкциях в отношении России по линии ВТС стало заявление министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса о том, что Париж в связи с событиями на Украине может аннулировать контракт стоимостью 1,2 млрд евро на поставку России двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которые сейчас строятся на верфи STX во французском Сен-Назере. Первый корабль – «Владивосток», уже спущен на воду и должен быть передан российскому ВМФ в конце этого года, второй – «Севастополь», находится еще в процессе строительства. Правда, двумя днями позднее коллега Фабиуса по кабинету министров – министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан, поспешил заверить общественность, что если контракт на «Мистрали» и будет пересматриваться, то не раньше осени. «Передача первого корабля запланирована на октябрь, поэтому и вопрос о приостановке поставок будет обсуждаться в октябре», — передало слова французского военного министра агентство France-Presse.
Второй известный на сегодня эпизод – решение правительства Германии о приостановке контракта немецкого оружейного концерна Rheinmetall AG с российским Министерством бороны по строительству центра боевой подготовки сухопутных войск ВС РФ в Мулино под Нижним Новгородом. Об этом сообщил новостной телеканал n24 со ссылкой на министерство экономики Германии. Строительство этого центра стоимостью 100 млн евро должно было завершиться в этом году и предполагалось, что на его территории ежегодно смогут проходить обучение около 30 тыс российских солдат.
Оба этих эпизода не несут никакой угрозы обороноспособности России и ее национальной экономике. Построить полигон в Мулино, российское военное ведомство в состоянии и с помощью российских компаний. Что до «Мистралей», то ситуация с этими кораблями отражает общую картину с экспортом в нашу страну готовых образцов вооружения и техники.
В советской армии и на флоте их не было вообще. У российских ВС не было денег на покупку какой-либо зарубежной техники. А когда деньги появились, прежняя команда российского военного ведомства под руководством Анатолия Сердюкова успела на них купить немногое – кое-какое стрелковое вооружение, итальянские броневики Iveco, да заказать четыре «Мистраля». При этом, например, три десятка купленных для десантников снайперских винтовок австрийской фирмы Mannliher, конечно, показали свое преимущество даже перед модернизированным вариантом советско-российской СВД по дальности, кучности стрельбы и возможностям приспособиться к индивидуальным анатомическим особенностям стрелков. Но при этом оказались абсолютно не приспособленными к российскому морозу и реальным полевым условиям, в которых работает наш десант. Поэтому по словам командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова, новые снайперские винтовки для российских десантников сейчас разрабатывают российские компании.
Броневиков Iveco, переименованных в нашей стране в «Рысь», предполагалось закупить на первом этапе 1775 штук, а затем довести их число до 3 тыс. Однако, новый министр обороны Сергей Шойгу ограничил число итальянских броневиков в России теми 358 машинами, которые были обозначены в твердом контракте, и развернулся в сторону российских «Тигров» и «Волков» («Рыси» безбожно вязли в российской грязи и к тому же, по условиям первоначального контракта, поставлялись в российскую армию, по словам Юрия Борисова, без запасных частей, ремонтной и сервисной документации).
С «Мистралями», казалось бы ситуация иная. Эти корабли могут доставить на дальность 20 тыс миль 450 морских десантников и обеспечить их высадку на берег 16-ю вертолетами. И таких кораблей у России, действительно, сейчас нет.
Парадокс в том, что эти корабли не вписываются в военно-морскую доктрину России. Наша страна, в отличие от Франции и тем более США, не собирается высаживать массированные морские десанты в зарубежные страны за 20 тыс миль от родных берегов. А если и будет это делать, то абсолютно другими, детально отработанными еще в советские времена, методами. «Французам надо будет сказать спасибо, если они откажутся от контракта по «Мистралям». Такие «консервные банки» мы и сами можем строить, наши проекты кораблей такого класса намного лучше и вооруженнее» - заявил бывший командующий Черноморским флотом, а ныне – депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов. «Надобность в кораблях такого класса у нас фактически отсутствует, концепция их боевого применения не вписывается в традиционную линейку кораблей, которые у нас всегда строились. Французы строили их для экспедиционных задач, например, для высадки в Африке. У нас же заморских территорий нет. Словом, нам нужны десантные корабли, но у нас есть собственные проекты, которые адаптированы и под нашу технику, и под концепцию боевого применения» - поддерживает эту точку зрения и военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Использование «Мистралей» в качестве плавучих командных пунктов для соединений кораблей эксперты тоже оценивают неоднозначно. Эти вертолетоносцы приобретаются у Франции вместе с информационно-управляющими системами Zenith-9 и командной системой управления соединением (флотом) SIC-21. Но как эти западные системы управления, установленные на «Мистралях», сработают в условиях реального боестолкновения российских кораблей с теми же западными соперниками, со 100-% ой определенностью сказать никто не может. Пример есть. На авианосец «Викрамадитья» (бывший ТАКР «Адмирал Горшков»), который северодвинские корабелы осенью прошлого года передали ВМС Индии, по настоянию индийской стороны было поставлено некоторое оборудование, произведенное в странах НАТО, и заменена на зарубежную теплоизоляция котлов. В итоге, как только авианосцу дали полный ход на испытаниях 2012 года, «полетели» и холодильные машины, генераторы азота западного производства, и сами паровые котлы силовой установки. Конфуз вышел чрезвычайный. А ведь это оборудование было куда проще, чем системы управления на «Мистралях».
И уж, конечно, откровенно вызывающей выглядит цена на эти корабли – 600 млн долларов за единицу – вдвое больше, чем стоимость тех вертолетоносцев, которые сейчас находятся в составе ВМФ Франции. «Замечу, что этот контракт для России изначально был довольно спорным с точки зрения необходимости и возможности применения данных кораблей из-за существующих ограничений боевых характеристик. Сейчас это достаточно серьезный сдерживающий фактор для французского Правительства, чтобы не занимать радикальную позицию и не идти в фарватере навязываемой из-за океана политики» - подчеркивает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
Поэтому никто в России по французским «Мистралям» не скорбит. Но если они будут нужны российскому флоту, то питерские корабелы готовы для него такие корабли строить. «Мистраль» — судно, построенное по гражданским правилам, это обычные паромы для перевозки автомобилей. Получать «новые технологии» при строительстве таких судов для страны, которая строит атомные авианосцы, — несерьезно. У нас, например Невское ПКБ еще с послевоенных времен занимается проектированием аналогичных судов», — сказал представитель Балтийского завода, на котором строятся кормовые части «Мистралей», предназначенных для России.
При этом, все же, не стоит заниматься «шапкозакидательством», и говорить о том, что западные санкции по линии ВТС России – что слону дробина. Одним из главных преимуществ советского ОПК являлась его абсолютная самодостаточность. То есть Советский Союз сам разрабатывал, сам производил, и сам эксплуатировал всю военную технику и вооружение. То есть это была замкнутая система с дублированием важных звеньев и цепочек. Например, разработкой и производством газотурбинных двигателей для самолетов занималось сразу четыре обособленных друг от друга групп предприятий – в Москве, Самаре, Перми и Уфе. В конкурсе на новый армейский автомат, который в СССР был объявлен сразу после окончания Великой Отечественной войны, участвовало 16 (!) конструкторов и конструкторских групп. В конечном итоге победу в нем одержал Михаил Тимофеевич Калашников, а его автомат АК-47 и его дальнейшие модификации прославили Россию по всему миру.
У России сейчас нет такой самодостаточности в производстве военной техники и вооружений, которая была у СССР. Наша страна довольно успешно, например, перенесла производство тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 из Ташкента в Ульяновск и сейчас наладила там производство новейшей версии этой машины – Ил-476. Но, как признался на днях генеральный директор-генеральный конструктор «Авиационного комплекса им.Ильюшина» Виктор Ливанов, 35 наименований готовых изделий (комплектующих) для этого самолета производятся предприятиями на Украине. Еще тяжелее ситуация с самолетами разработки КБ «Антонова», которое на постсоветском пространстве осталось на Украине. Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124 до сих пор составляют очень значительную часть российской военной авиации. И их надо поддерживать в работоспособном состоянии.
А в новых самолетах – Ан-70, Ан-140, А-148, которые в небольших дозах, но все же производятся на территории России, доля украинских комплектующих превышает 50%. В производстве Ан-148 разработки ГП «Антонов», например, используются технологии 126 российских, 10 французских, 11 немецких, 5 британских и 16 американских предприятий. Если брать планер этого самолета, то российское ВАСО изготавливает его хвостовую часть и фюзеляж, а «Антонов» - крылья и носовую часть. И нынешняя ситуация с возможным разрывом связей заставляет крепко задуматься не только российских авиастроителей, но и украинских. Вице-президент авиконцерна «Антонов» Александр Кива даже назвал ее «полностью безумной». «Мы каждый день общаемся с российскими партнерами. Все мы многое теряем из-за политических разногласий и надеемся, что скоро проснемся в нормальном мире» - заявил он.
Тем не менее, последние годы Россия, действительно, взяла курс на замену «антоновских изделий», либо производство самолетов этой марки без участия разработчика. Например, решено ускорить разработку и постановку в серийное производство легких транспортников Ил-112В, которые во многом аналогичны Ан-140. Ил-476, по факту, может вытеснить Ан-70, производство которого в нашей стране еще не начиналось (хотя, конечно, это довольно разные машины). Восстановление производства самых тяжелых грузовиков – Ан-124 «Руслан» в Ульяновске, видимо, будет идти самостоятельно от «Антонова». «Россия также обладает всеми правами на техдокументацию Ан-124, имеет учтенный комплект конструкторской документации, и с точки зрения сопровождения проблем не будет» - передал «Коммерсант» мнение на этот счет генерального директора ульяновского «Авиастар СП» Сергея Дементьева.
Второй крупный интегративный нюанс между Россией и Украиной связан с производством двигателей для вертолетов. Со времен СССР их делает серийный завод «Мотор Сич» в Запорожье в кооперации с российскими предприятиями. Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52 – все они летают на двигателях украинского производства, хотя разрабатывал их российский «Климов». Но, опять же, еще несколько лет назад российским правительством было принято решение построить собственный завод по серийному производству двигателей ВК-2500, которые являются дальнейшим развитием двигателей серии ТВЗ-117, на новой площадке «Климова» в Приморском районе Санкт-Петербурга. В конце 2012 года «климовцы» заявили о том, что из российских комплектующих ими собран первый ВК-2500, а в 2013 году таких двигателей будет собрано около 50. Однако, потребности российских вертолетостроителей в двигателях, в том числе для новейших боевых машин Ми-28, Ка-52, Ми-35 исчисляются сотнями штук в год. Поэтому от продолжения кооперации с «Мотор Сич» раньше никто отказываться не собирался.
Кроме этих двух глобальных коопераций, российские и украинские «оборонщики» связаны и десятками других кооперационных связей. Российский «Роскосмос», например, почти потерял интерес к производимой на «Южмаше» в Днепропетровске ракете-носителю «Зенит», разработанной в знаменитом КБ «Южное» (это КБ разработало почти половину межбаллистических ракет СССР). Но на вооружении России до сих пор стоят, например МБР РС-20 (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана») и украинские специалисты до сих пор осуществляют их авторский надзор и участвуют в работах по продлению сроков службы этих ракет. Тем паче, что российских «Тополей-М» и «Ярсов», в разработке которых КБ «Южное» уже не участвовало, пока недостаточно для того, чтобы снять с боевого дежурства все МБР предыдущего поколения.
И если под нажимом США и Евросоюза Украина все же введет эмбарго на поставки в Россию комплектующих для военных изделий, это будет существенно для российского ОПК. Существенно, но не смертельно, поскольку процесс замещения этих поставок российскими предприятиями уже начался, хотя для его завершения требуется еще 5-6 лет. Но есть две гораздо более «чувствительных» для российской «оборонки» темы.
В основе любой современной сложной военной техники лежит электроника. Она считает, управляет, анализирует, стреляет и т.д. Поэтому главная «беда» российской «оборонки» заключается в почти полном отсутствии в нашей стране элементной базы для производства этих самых электронных приборов. Убедиться в этом можно в любом магазине по торговле бытовой техникой – на всех телевизорах, компьютерах и даже детских электронных игрушках стоит штамп иностранного производителя. Даже первый российский смартфон YOTAPHONE, в создании которого принимал участие один из «столпов» российской оборонной промышленности – госкорпорация «Ростех», делается в Азии из производимых там электронных компонентов.
Такая ситуация тоже сложилась после распада Советского Союза, когда большинство советских производителей электронной компонентной базы (ЭКБ) - минский «Интеграл» (ведущий советский завод по производству микросхем), рижская «Альфа», Харьковский радиозавод, ташкентский «Фотон», остались за пределами России, и под напором западных и восточных гигантов электроники быстро потеряли свою устойчивость. Российская же электронная отрасль заполнить этот «пробел» не смогла. В итоге, по данным Минпромторга, в 2011 году российские компании закупили за рубежом электронных компонентов на сумму 55 млрд руб (эта цифра относится только к закупкам элементной базы и не включает в себя поставки готовой аппаратуры). На 10 млрд руб из этой суммы в тот год электронных компонентов купили оборонные предприятия России. И продавать есть кому. Только одна американская корпорация Intel в 2011 году продала по всему миру своих электронных элементов на сумму 54 млрд долларов.
А это означает, что в случае введения Западом санкций на поставку в Россию ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) наш ОПК может оказаться в очень сложном положении.
Первый «звонок» на эту тему прозвучал уже прошлым летом. После того, как Россия, фактически, отказалась выдать США бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена (хотя юридически он, конечно, на территории РФ в этот момент не находился), американские власти запретили поставку элементной базы для производства российского космического аппарата «Гео-ИК-2», которые предназначается для геодезических измерений земной поверхности высокой точности. Поэтому разработчику этого спутника «ИСС им.Решетнева», пришлось искать другие решения. «Мы демарш американцев парировали полностью — это заняло у нас то количество времени, которое не повлияло на сроки выполнения программы. Мы где-то изменили системные решения, а где-то ушли на элементную базу из других стран. На проекте это никак не отразилось» - заявил генеральный директор «Решетнева» Николай Тестоедов.
Тем не менее, если санкции по запрету поставок ЭКБ в Россию с Запада будут введены из-за событий на Украине официально, то нашей стране придется в срочном порядке или переходить на азиатскую элементную базу, или все же ускоренно развивать свою. «Кризис с приобретением ЭКБ может указать нам и путь к развитию. Про спутники «Глонасс-М» говорили, что там от 75 до 80% западных комплектующих. И по другим аппаратам картина схожая. Возможный выход — прекратить выпускать устаревшие спутники, а средства пустить на создание собственной ЭКБ. Пусть поначалу она будет отставать от западной, но зато это будет платформа для дальнейшего развития. Тем более что деньги на возрождение микроэлектроники и так выделяются, но многие проекты вязнут в бюрократическом потоке» - убежден научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Китай путь американских санкций на поставку ЭКБ категорий military и space уже прошел и теперь в его космических аппаратах используется до 98% электронных компонентов собственного производства. И китайцы готовы в нынешних условиях расширять военно-техническое сотрудничество в Россией по всем направлениям. «Китайское производство с низкой себестоимостью и богатые естественные ресурсы России – это то, что нужно обеим сторонам. По сравнению с ухудшающимися российско-украинскими отношениями связи между Пекином и Москвой становятся теснее с каждым днем», – подчеркнула недавно китайское издание «Жэньминь жибао – онлайн». Но для российской оборонной промышленности, долгий, но единственно достойный путь развития – создание собственной ЭКБ. Потому что ее нынешнее отсутствие усугубляет действие на российский ОПК еще одной «болевой точки» - недостатка современных станков для производства техники и вооружений.
Парадоксальность ситуации в том, что и советское время у нашей страны была мощная станкостроительная промышленность, которая уже тогда выпускала на собственной элементной базе высокоточные станки с числовым программным управлением и т.д. Однако, сейчас ее практически не осталось, поэтому в рамках модернизации ОПК оборонные предприятия закупают современные станки за рубежом. Кто побогаче – в Германии. Кто победнее – в Тайване. Это само по себе рискованно, поскольку под возможные санкции Запада в отношении России может легко попасть и экспорт станков в нашу страну. Но в нынешней ситуации это рискованно вдвойне, поскольку электронная «начинка» этих станков может содержать элементы, которые в нужный момент будут управляться извне. В лучшем случае это может вызвать нештатную работу станков в самый неподходящий момент. В худшем… И панацеи от этого пока не придумано, хотя российское правительство прекрасно осознает масштаб этой проблемы и ищет пути ее решения.
Еще одна сфера, которая может оказаться под ударом санкций из США и Европы – военно-техническое сотрудничество России с другими странами. Последние годы наша страна стабильно удерживает второе место, после США, на мировом рынке вооружений.
По мнению экспертов Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) доля России на мировом рынке оружия в последние пять лет составила 27%, практически сравнявшись с США (29%). «Россия удерживает высокий уровень экспорта оружия, несмотря на кризис в своей военной промышленности, который наблюдается после «холодной войны», – говорит ведущий исследователь программы SIPRI по изучению торговли оружием и его лицензирования Симон Веземан.
Но при этом ряд «инозаказчиков», как их принято называть, требуют установки на технику российского производства западных элементов. Когда речь идет о кондиционерах в БМП-3 – это один вопрос. Но когда речь идет об оснащении французской авионикой истребителей Су-30 – это уже другой вопрос. И безусловно, в случае запрета на поставку в Россию западных комплектующих для российской экспортной военной техники «Рособоронэкспорту» придется дополнительно потрудиться, чтоб убедить «инозаказчиков» покупать сложное вооружение полностью российской комплектации. При этом эксперты предполагают, что основные покупатели российского оружия все же не пойдут на поводу у США. Ведущий индийский телеканал NDTV, например, со ссылкой на правительственные источники уже передал, что правительство Индии не поддержит санкции Запада против России в связи с ситуацией вокруг Украины. «Если к международным санкциям присоединятся также наши основные покупатели оружия – Индия, Вьетнам, Малайзия, Алжир, то это может серьезно ущемить интересы российских оружейников. Но ожидать этого едва ли приходится, поскольку эти страны проводят независимую от Запада оборонную политику, и поступаться своей обороноспособностью, которая годами укреплялась благодаря российскому вооружению, они едва ли станут» - заявил «Новым Известиям» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
При этом США, если брать такую сферу как космос, могут попасть со своими санкциям в двусмысленное положение. Они могут, например, ввести полный запрет на поставку в Россию своей электронной компонентной базы и принудить к этому же евпропейских союзников. Но если они при этом не отказываются от полетов своих астронавтов в космос, то минимум до 2017 года будут вынуждены посылать их туда на МКС вместе с космонавтами из других стран на российских «Союзах». Ввод американских санкций на поставляемое в нашу страну оборудование может привести и к прекращению Россией поставок в США ракетных двигателей РД-180 и НК-33, которые сейчас «критически важны», как недавно выразился один чиновников NASA для американской космической программы. Первые используются в составе ракеты-носителя Atlas-V, вторые – в ракете Antares. При этом Atlas-V, в числе прочих грузов, выводит на орбиту и военные спутники США. Поэтому еще до событий на Украине в России на самом «верху» возникла дискуссия о том, стоит ли вообще далее снабжать США этими двигателями. Решили – стоит, поскольку доходы от продажи этих двигателей дают возможность развиваться «Энергомашу» и объединению «Кузнецов», которые их производят. Однако, в случае появления новых санкций, могут и передумать.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Эксперт online.
Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:
21.03.2014 Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК, "космодром на колесах") с межконтинентальными ракетами на борту
28.02.2014 Уникальные оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) "Искандер-М" и "Искандер-К" - вне конкуренции
19.02.2014 Лучший ударный вертолет в мире Ка-52 «Аллигатор», способный выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов
18.02.2014 Универсальная ударная машина сухопутных войск на бронетанковой платформе «Армата», оснащенная 16 видами различных вооружений
31.01.2014 Титаны обороннo-промышленного комплекса России
30.01.2014 Рособоронэкспорт поставил в 2013 году вооружений и техники на $13,2 млрд
17.01.2013 Испытания итальянских тяжелых бронемашин (самоходной артустановки на колесном шасси Сentaurio, Кентавр и боевой машины пехоты Freccia, Стрела) на полигоне в Кубинке показали несоответствие их рекламных характеристик реальным возможностям
01.11.2013 100% авансирование закупок вооружения. Госпрограмма вооружений нуждается в изменениях?
12.09.2013 Виктор Чирков: «Развитие ВМФ невозможно без взгляда в дальнюю перспективу»
01.08.2013 Семь представителей российского ОПК вошли в Top-100 Defense News мировых производителей оружия по уровню доходов
26.07.2013 ОАК открыла композитный завод в Республике Татарстан
10.07.2013 В Твери до 2016 года планируется создать индустриальный парк «Композит Сити»
08.07.2013 Боевые машины будущего: взгляд за горизонт
19.06.2013 В России (г. Ковров) на базе Завода им. Дегтярева создадут лабораторию боевых роботов
10.06.2013 Дмитрий Рогозин: концерн "Калашников" должен быть создан к осени
18.05.2013 Член правления консалтинговой группы «Борлас» Сергей Коваленко: “Для завоевания высокотехнологичных рынков одних только светлых голов недостаточно”
03.05.2013 Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян рассказал, что мешает российскому авиастроению быть конкурентоспособным
07.04.2013 Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал Top100 крупнейших оборонных компаний мира по уровню продаж за 2011 год. В Top100 вошли 8 российских компаний
29.03.2013 ОАО ФПГ "Росавиаконсорциум" успешно завершил этап концептуального проектирования программы создания широкофюзеляжного среднемагистрального самолета "Фрегат Экоджет"
27.03.2013 «Ростех» может стать совладельцем Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)
22.03.2013 Интервью с новым генеральным директором ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" Владиславом Масаловым: "Последние четыре года мы решали задачу консолидации предприятий отрасли"
21.03.2013 Интервью с гендиректором Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и генеральным конструктором транспортной авиации РФ В.В. Ливановым
20.11.2012. На КнААПО за 17 млрд. руб. будет создано современное авиационное производство будущего
19.02.2012. Минпромторг РФ представил программу развития российской авиационной промышленности до 2025 года объемом 1,7 трлн. рублей бюджетных средств
04.04.2011. Новый президент ОАК Михаил Погосян в своем первом интервью рассказал о приоритетных проектах корпорации до 2025 года
04.03.2011. Дмитрий Медведев: финансирование российского авиастроения до 2020 года составит 5 триллионов рублей