Hi-Tech новости 31 Марта 2014 года
Данная новость была прочитана 3250 раз

Российские подвижные ракетные комплексы «Тополь» («Серп» по классификации НАТО)

Российские подвижные ракетные комплексы «Тополь» («Серп» по классификации НАТО) по-прежнему не дают спокойно спать американским «ястребам». Никто, кроме русских, так и не смог приделать колеса к межконтинентальной баллистической ракете.

ПРК "Тополь"

В начале марта Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) доложили об очередном успешном запуске с государственного центрального межвидового полигона Капустин Яр в Астраханской области межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-12М «Тополь». Как и ожидалось, учебная боевая часть этой ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан).
 
Казалось бы, ничего особенного. Ну стрельнули и стрельнули… Но нынешний запуск «Тополя» интересен как минимум двумя обстоятельствами. Первое – с начала разработки этого комплекса прошло уже 40 лет, но ни одна страна в мире, кроме России, так и не смогла создать «ракету на колесах» такого масштаба. Второе – целью нынешнего пуска, как выразились военные, было «испытание перспективного боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет». В переводе на гражданский язык это может означать, что после этих испытаний «Тополя», а вслед за ними – «Ярсы», «Рубежи», и другие российские МБР могут быть оснащены новыми специализированными комплексами противодействия противоракетной обороне (ПРО), которые сведут на «нет» многие усилия США по созданию системы ПРО.
 
Разработка стратегических ракетных комплексов, которые бы размещались на базе колесного шасси, началась в Советском Союзе еще в середине 60-х годов прошлого века. К тому времени советские конструкторы и военачальники, очевидно, уже начали предполагать, что освоение околоземного пространства вызовет стремительное развитие космической разведки. И через некоторое время потенциальные противники с точностью до метра будут знать расположение шахт друг друга, в которых стоят на боевом дежурстве межконтинентальные баллистические ракеты. 
 
Поэтому еще в конце 60-х годов прошлого века Московский институт теплотехники (МИТ) и ЦКБ «Титан» начали разработку сразу двух подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), один из которых предназначался для запуска МБР, а второй – для запуска баллистических ракет средней дальности. Оба комплекса были приняты на вооружение практически в одно и тоже время – на рубеже 19751976 годов. Наибольшую известность из них получил ПГРК «Пионер» (SS-20 по классификации НАТО) с двуступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. «Пионеры» с дальностью стрельбы до 5 тыс км и забрасываемым весом свыше 1,5 тонн стали одними из самых весомых факторов мировой политике в 70-80-х годах прошлого века. К 1986 году, по данным американской разведки, СССР развернул на боевое дежурство 441 такой комплекс, что, конечно, наводило ужас на впечатлительных европейцев. Про ПГРК «Темп -2С» с МБР 15Ж42 (SS-16 Sinner по классификации НАТО) известно гораздо меньше. 
 
По данным, опять же, зарубежной прессы, с 1976 по 1985 годы в СССР было развернуто от 50 до 100 подобных комплексов, каждый из которых мог забрасывать одну ядерную боеголовку на расстояние 10 тыс км. Вообще, идея «ракет на колесах» для советских военных инженеров 30-40 лет назад оказалась весьма продуктивной. КБ «Южное» (Украина), например, вместе с КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург) в 80-е годы прошлого века создало боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец», который был способен нести на борту три межконтинентальных баллистических ракеты РТ-23 УТТХ, каждая из которых забрасывала на территорию вероятного противника 10 боевых блоков мощностью 0,43 Мт на расстояние более 10 тыс км. А «МИТ», продолжая тему баллистической ракеты средней дальности, на базе второй и третьей ступени ракеты РС-12М и головной части с тремя боевыми блоками от 15Ж45 разработал новую ракету «Скорость», которая еще более усиливала боевые возможности советских ракет средней дальности на Европейском театре возможных военных действий. 
 
Однако, скоро от этого многообразия не осталось и следа. Согласно советско-американским договоренностям, в 1986 году был снят с боевого дежурства и уничтожен ПГРК «Темп-2С». Годом позже «МИТ» было приказано прекратить все работы по новой баллистической скоростной ракете средней дальности и ее соответствующему мобильному носителю. Вслед за этим в спешном порядке – буквально за 4 года, были уничтожены и все имеющиеся ПГРК «Пионер». Последними – уже в 2003-2005 годах, были сняты с боевого дежурства и уничтожены боевые железнодорожные ракетные комплексы (хотя по настоянию Великобритании они были поставлены «на прикол» уже в 1992 году).
 
При этом, что особенно интересно, ни одной зарубежной стране так и не удалось создать что-либо подобное боевому железнодорожному ракетному комплексу и передвижным грунтовым ракетным комплексам, которые в 80-е годы серийно производились в СССР. У американцев, например, известная только одна разработка - ПГРК с легкой ( стартовая масса 13,6 тонн) МБР MGM-134 Midgetman. Но они работу по ее созданию только начали в 1983-1985 годах. И в 1991 году эта программа была благополучно закрыта, по причине, очевидно, явных успехов дипломатов США по разоружению Советского Союза. 
 
Единственным, кто уцелел после такого разгрома советских мобильных ракетных комплексов, стал ПГРК РС-12М «Тополь» (SS-25 «Sickle» по классификации НАТО), разработка которого «МИТом» велась в начале 80-х годов прошлого века с использованием наработок по «Темпу-2С» и «Пионеру» (последняя версия пусковой установки «Пионера» - «Пионер-3», была во многом уже унифицирована с «Тополем»). Первый полк, укомплектованный «Тополями», по общепринятой версии, заступил на боевое дежурство в июле 1985 года в районе Йошкар-Олы, хотя сам комплекс официально был принят на вооружение только в 1988 году.
 
Ракета 15Ж58 – твердотопливная, выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Полная масса ракеты составляет 45 тонн. Она размещена в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживается постоянная температура и влажность. Боевая часть – моноблочная. Забрасываемый вес – 1 тонна. Мощность заряда – 0,55 мт. Максимальная дальность стрельбы – 10 тыс км. Гарантийный срок эксплуатации ракеты (время, на протяжении которого ракета способна выполнять поставленные задачи) первоначально устанавливался 10 лет. Однако, в ноябре 2005 года с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке была запущена ракета, простоявшая к этому времени на боевом дежурстве уже 20 лет. Ракета отработала штатно. В сентябре 2011 года военные запустили «Тополь», выпущенный в 1988 году. Этот запуск также прошел успешно. 
 
В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса первоначально использовался семиосный МАЗ-7912. Позднее стали применять МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Мощность дизельного двигателя машины 710 л.с. Масса пусковой установки с ракетой - около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь» имеет хорошую подвижность и проходимость. Помимо подвижной пусковой установки, в состав комплекса входят командный пункт и другие вспомогательные агрегаты, размещённые на 4-осных колёсных шасси повышенной проходимости (МАЗ-543А, МАЗ-543М).
 
Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты составляет 2 минуты. При этом, в отличие, например, от «Пионеров», пуск может быть осуществлен как с маршрута патрулирования комплекса, так и со стационарных мест дежурства (для этого крыши ангаров, где стоят «Тополя», делают раздвижными). Для проведения пуска «с марша» пусковая установка останавливается в наиболее подходящем для этого месте, мощные домкраты фиксируют ее горизонтально, контейнер с ракетой поднимается в вертикальной положение, пороховой аккумулятор давления, размещенный в контейнере, выбрасывает ракету вверх на несколько метров, включается двигатель первой ступени и ракета отправляется в пункт назначения. Помимо повышенной живучести «Тополей», что напрямую связано с их мобильностью, их ракеты обладают способностью активно преодолевать систему противоракетной обороны противника. В отличие от обычных баллистических ракет, они, например, могут резко менять траекторию полета, сводя к минимуму возможность перехвата. 
 
По данным из открытых источников, максимальное количество «Тополей», находившихся на вооружении советскихроссийских РВСН, составляло 369 единиц. Сейчас их, естественно, меньше, поскольку еще в начале 90-х годов прошлого века руководство России приняло решение модернизировать этот ракетный комплекс, и в апреле 2000 года на вооружение РВСН была принята межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж65 (15Ж55 в версии ПГРК), а сам комплекс стал называться РС-12М2 «Тополь-М». В отличие от «старой» ракеты, новый «Тополь» делается в двух вариантах – шахтного и мобильного базирования (отсюда и разные индексы ракет). У него, по данным из открытых источников, повышена дальность полета до 11 тыс км. Судя по некоторой доступной информации, ракета стала быстрее подниматься на начальном этапе траектории, пошустрее уворачиваться от противоракет противника и получила больше возможностей для обмана системы ПРО. Она, например, может выпускать на финальном этапе траектории до 20 ложных целей. Но мощность БЧ ракеты при этом осталась прежней, также как и количество боеголовок – одна. В качества шасси пусковой установки решено использовать восьмиосную разработку все того же Минского завода МЗКТ-79221. У него увеличилась мощность двигателя до 800 л.с. и запас хода на одной топливной заправке вырос до 500 км. Кроме того, в прошлом году стало известно, что на вооружение ПГРК «Тополь-М» начинают поступать новые машины инженерного обеспечения и маскировки, назначение которых – замаскировать следы боевых мобильных ракетных комплексов, вышедших на дежурство, и создать хорошо заметные вражеским спутникам следы, ведущие к ложным боевым позициям ПГРК. 
 
Тем не менее, видимо, и «Тополь-М» постепенно вскоре начнет сходить со сцены, уступая место более новому «Ярсу» (РС-24), который разработал «МИТ». Военные утверждают, что «Ярс», в первую очередь, должен заменить ракеты шахтного базирования РС-18, стоящие на вооружение еще с 1975 года (эти 105-тонные машины забрасывают на дальность 10 тыс км 6 боеголовок по 550 кт каждая). И такая замена уже идет последние несколько лет. Однако, еще в 2009 году командование РВСН заявляло, что «Тополь-М», конечно, хорошая машина, но одна боеголовка – это все-таки не очень хорошо. 
 
А у «Ярса», который, по сути, является продолжением семейства «Тополей», таких боеголовок минимум четыре (американские журналисты называют цифру и 10, но это, наверное, от эмоций). При этом, очевидно, что у него сходные данные с «Тополями» по массе и размерам, поэтому «Ярс» уже поступает в РВСН не только в шахтном, но и в мобильном грунтовом исполнении. В этом году, например, в вооруженные силы России должны поступить более двух десятков передвижных грунтовых ракетных комплексов, вооруженных «Ярсами».
 

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab®  по материалам сайта Эксперт online.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

21.03.2014 Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК, "космодром на колесах") с межконтинентальными ракетами на борту
28.02.2014 Уникальные оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) "Искандер-М" и "Искандер-К" - вне конкуренции
18.02.2014 Универсальная ударная машина сухопутных войск на бронетанковой платформе «Армата», оснащенная 16 видами различных вооружений
31.01.2014 Титаны обороннo-промышленного комплекса России
30.01.2014 Рособоронэкспорт поставил в 2013 году вооружений и техники на $13,2 млрд
01.11.2013 100% авансирование закупок вооружения. Госпрограмма вооружений нуждается в изменениях?
12.09.2013 Виктор Чирков: «Развитие ВМФ невозможно без взгляда в дальнюю перспективу»
26.07.2013 ОАК открыла композитный завод в Республике Татарстан
10.07.2013 В Твери до 2016 года планируется создать индустриальный парк «Композит Сити»
08.07.2013 Боевые машины будущего: взгляд за горизонт
19.06.2013 В России (г. Ковров) на базе Завода им. Дегтярева создадут лабораторию боевых роботов
10.06.2013 Дмитрий Рогозин: концерн "Калашников" должен быть создан к осени
18.05.2013 Член правления консалтинговой группы «Борлас» Сергей Коваленко: “Для завоевания высокотехнологичных рынков одних только светлых голов недостаточно”
03.05.2013 Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян рассказал, что мешает российскому авиастроению быть конкурентоспособным
29.03.2013 ОАО ФПГ "Росавиаконсорциум" успешно завершил этап концептуального проектирования программы создания широкофюзеляжного среднемагистрального самолета "Фрегат Экоджет"
27.03.2013 «Ростех» может стать совладельцем Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)
22.03.2013 Интервью с новым генеральным директором ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" Владиславом Масаловым: "Последние четыре года мы решали задачу консолидации предприятий отрасли"
21.03.2013 Интервью с гендиректором Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и генеральным конструктором транспортной авиации РФ В.В. Ливановым
20.11.2012. На КнААПО за 17 млрд. руб. будет создано современное авиационное производство будущего
19.02.2012. Минпромторг РФ представил программу развития российской авиационной промышленности до 2025 года объемом 1,7 трлн. рублей бюджетных средств
04.04.2011. Новый президент ОАК Михаил Погосян в своем первом интервью рассказал о приоритетных проектах корпорации до 2025 года
04.03.2011. Дмитрий Медведев: финансирование российского авиастроения до 2020 года составит 5 триллионов рублей