Динамичный рост рынка центров обработки данных неизбежен. Но это не означает, что все его игроки останутся в выигрыше. ИТ-компаниям придется чутко следить за тем, как ломается парадигма распределенных вычислений и ей на смену приходит «третья платформа».
В начале февраля старший вице-президент по технической инфраструктуре Google Урс Хёлцл опубликовал в Google+ воспоминания о первом центре обработки данных (ЦОД) поисковика. «Впервые я ступил в серверную 1 февраля 1999 года. Тогда я еще не был сотрудником Google, экскурсию мне организовал сооснователь компании Лари Пейдж, — пишет Хёлцл. — Слово «ступил» едва ли подходило для того момента. ЦОД представлял собой стойку 7 на 4 фута, где располагались примерно 30 персональных компьютеров. Это, вероятно, был самый короткий тур по дата-центрам Google за всю историю интернет-гиганта». Топ-менеджер пустился в воспоминания не случайно. Накануне компания сообщила, что в 2013 году инвестировала в интернет-инфраструктуру 7,35 млрд долларов (почти в два раза больше, чем в 2012-м). Чтобы оценить масштаб, заметим: 7,35 млрд долларов по средневзвешенному курсу — это 234 млрд рублей. Так вот, выручка Новатэка, девятой по величине компании на Урале, составила в 2012 году 211 млрд рублей, а группы УГМК (11 место) — 195,4 миллиарда.
Рынок центров обработки данных динамично растет и меняется на протяжении последних 15 лет. Как нам кажется, в среднесрочной перспективе главная угроза для его игроков — не ухудшение внешней конъюнктуры и стагнация, а неумение отловить глобальные тренды и перенастроить процессы внутри компаниию.
Быстрый самый
К сожалению, исследовательские компании не дают исчерпывающих цифр по российскому рынку ЦОД. Они отслеживают только коммерческий сектор (информация по частным data-центрам закрыта) и не прибегают к региональной разбивке. По данным агентства iKS-Consulting, в 2013 году этот сегмент в масштабах страны прирос на 28% к 2012-му и достиг 9,1 млрд рублей. Подобной динамики не продемонстрировал ни ИТ-рынок в целом (по предварительным данным, он увеличился на 7 — 10%), ни его части (успехи ИТ-услуг, например, оцениваются в 10 — 15%). В России насчитывается более 180 крупных и средних коммерческих дата-центров (общая площадь машинных залов — 65 тыс. кв. метров). В 2013 году введено12 площадок на 5,1 тыс. кв. метров. Число установленных коммерческих стоек выросло на 17% и достигло 21,7 тысячи. Отечественный рынок ЦОД централизован. 77% доходов и 67% площадей аккумулируют Москва и Московская область. Лидирующий игрок как по числу стоек, так и по доходам — DataLine, владеющий четырьмя дата-центрами в столице (2111 стоек, заполненность — 88%).
Аналитики польской компании PMR с российскими коллегами почти согласны: Москва и Московская область — это 65% общей площади коммерческих ЦОД и 75% их оборота. В оценке динамики и объема рынка иностранцы несколько сдержаннее: плюс 15% к 2012-му, 9 млрд рублей. Быстрый рост обеспечен развитием корпоративных информсистем и спросом на резервное копирование все возрастающего объема данных. Самая популярная услуга дата-центров, пишут поляки, — колокация (размещение на площадке оборудования клиента). Больше половины всех затрат на нее в России обеспечивают банки, которые пользуются коммерческими ЦОД для нужд резервного копирования данных и дублирования ИТ-систем. Как правило, банки арендуют площадь для 10-15 стоек. Другие крупные заказчики — онлайн-магазины и медиакомпании. Беда в том, что за последнее время цены на традиционную колокацию заметно снизились. Операторы запускают агрессивные маркетинговые акции, поощряя клиентов на уход от конкурентов и предлагая им скидки в 20 — 50% на полгода. Понятно, что долго такая борьба продолжаться не может. Нужно вкладываться в развитие более прибыльных предложений.
В этот раз нам хотелось бы оставить за скобками размышления о достоинствах и недостатках коммерческих и частных ЦОД. Сейчас сведем мысль к одному тезису: свои data-центры — это относительно дорого, но безопасно, чужие — относительно дешево и небезопасно, потому удел последних — малый и средний бизнес плюс некритичные процессы или резервные данные крупных компаний.
Нам интересно сосредоточиться на трендах, которые определят будущее рынка ЦОД в целом. Начнем с заношенных до дыр «облаков». О парадигме предоставления оборудования, платформ, софта как сервисов на Урале заговорили с середины 2000-х. На протяжении пяти лет потребители воспринимали cloud computing как красивую сказку. ИТ-директора предприятий год за годом, участвуя в вопросах уважаемых исследовательских агентств, замечали, что раздумывают над применением «облака», но до реальных внедрений дело почему-то не доходило. В 2012 — 2013 годах, на наш взгляд, перелом стал очевиден.
«От пространных рассуждений об «облаках» рынок переходит к их активному использованию, — подтверждает наши ощущения генеральный директор ГК «Хост» Константин Суслов. — Тренд в данном направлении задают правительство и сопряженные с ним структуры, выводя в cloud многие сервисы, например, в области здравоохранения. Несмотря на то, что публичные «облака» априори дешевле частных (не требуется платить за создание и облуживание ИТ-инфраструктуры), крупные компании пока рассматривают только второй вариант. Виной всему специфика нашего менталитета. Корпорации не готовы быть зависимыми от сторонних компаний и нести риски от утечки конфиденциальной информации, размещенной на внешних площадках. Другое дело — малый и средний бизнес. Публичные «облака» в этом сегменте крайне востребованы, поскольку позволяют экономить на содержании собственной ИТ-инфраструктуры».
Самым быстрорастущим сегментом «облачных» вычислений в последние два года стал
IaaS (
Infrastructure as a Service, аренда виртуальных серверов, систем хранения данных, элементов сетевой архитектуры и других ресурсов). По данным
J'son & Partners, в 2012-м его объем увеличился в 3,2 раза по сравнению с 2011-м (для сравнения, рынок всех услуг коммерческих ЦОД вырос только на 22%). В денежном выражении сектор не так велик (1,24 млрд рублей в 2012-м). К 2017-му он может скакнуть до 8 млрд рублей (среднегодовые темпы роста — 45%). Эта цифра не выглядит недостижимой: средний уровень проникновения
IaaS в субъектах Урало-Западносибирского региона — 1-3%. IDC, к слову, предвещает, что объем услуг
IaaS в мире в среднесрочной перспективе будет увеличиваться на 50% в год.
Вторым «облачным» драйвером, очевидно, будет SaaS (Software as a Service, аренда софта). Таких продуктов на российском рынке все больше. Если обратить внимание на появляющиеся ИТ-стартапы, то существенная их часть заточена исключительно на работу по этой модели. Кроме того, сектор собственных SaaS-услуг наверняка будут развивать операторы ЦОД.
«Публичные «облака» прирастают очень быстро: в среднем — на 50 — 70% в год. Лидером по динамике в нашей компании стал сегмент IaaS: в 2013-м он увеличился втрое, — комментирует заместитель генерального директора компании «Крок» Руслан Заединов. — Заказчиков привлекает возможность получить мощности в считанные дни и без капитальных затрат, к тому же такая модель позволяет оптимизировать затраты при использовании сервисов с непостоянной загрузкой. Стагнация экономики только усилит этот интерес. В сегменте private cloud в ближайшее время может случиться миграция в «облако» технологии виртуализации рабочих мест, а также статичных сервисов, чувствительных к информационной безопасности. Также здесь актуально разворачивание тестовых сред».
В докладе Cisco Global Cloud Index (2012-2017) посчитано: за пять лет глобальный «облачный» трафик вырастет в 4,5 раза — с 1,2 до 5,3 зеттабайт (1 миллиард зеттабайт равен миллиарду терабайтов, это примерно 14 триллионов часов потоковой музыки). За тот же период общий объем мирового трафика в ЦОД увеличится втрое и составит 7,7 зеттабайт. Простое деление показывает, что доля «облака» возрастет с 46 до 69%.
«Люди на всей нашей планете требуют доступа к деловому и развлекательному контенту в любом месте с помощью любого устройства, — констатирует старший вице-президент Cisco по маркетингу Дуг Мерритт. — При этом любая транзакция в виртуальной среде может вызвать целую лавину сопутствующих сетевых событий. Поскольку эта тенденция не обнаруживает никаких признаков спада, мы прогнозируем быстрый рост объемов облачного трафика в ЦОД, между ЦОД и за пределами ЦОД в последующие четыре года».
Холодный разум
Еще один аспект, который будет иметь мощное влияние на развитие рынка ЦОД, — модернизация их инженерной инфраструктуры.
«Уже сегодня большинство крупных компаний считают главными задачами эксплуатации ЦОД обеспечение оптимального энергопотребления, — уверен главный инженер проекта департамента инфраструктурных решений компании «АйТи» Сергей Назаренко. — Решать эти задачи приходится на всех уровнях — от компонентного до инфраструктурного. При этом последние исследования показывают, что расходы на инженерные системы и электроэнергию растут быстрее, чем повышается производительность ЦОД».
Директор департамента продуктов и услуг Orange Business Services в России и странах СНГ Сергей Кузьмин добавляет: «cнижение энергопотребления останется одним из ключевых трендов в связи с тем, что в пересчете на аренду одной стойки операционные затраты на электричество составляют 60% и более. Соответственно, использование высокопроизводительных серверов с низким уровнем энергопотребления напрямую влияет на экономию средств заказчика. Коэффициент Power Usage Effectiveness (PUE) меньше двойки для российских ЦОД все еще является значительным достижением, в то время как мировое сообщество стремится к показателям, близким к единице» (минимально возможное значение; его достижение означает, что при снабжении оборудования электричеством не происходит потерь. — Ред.).
С последним суждением сложно спорить. Например, команда из Национальной лаборатории возобновляемой энергетики США в 2013-м создала экспериментальный ЦОД, на площадке которого работает суперкомпьютер мощностью выше 1 петафлопс. PUE здесь равен 1,06. Примерно такую же эффективность выжимают из своих data-центров Facebook и Google.
Принципиальные моменты в повышении энергоэффективности — системы жидкостного охлаждения (теплоемкость воды в тысячу раз выше, чем у воздуха, в последнее время набирает популярность охлаждение теплой водой) и «зеленые» процессоры, где впереди конкурентов Intel и HP, выпустившая продукт Moonshot, который якобы потребляет на 89% меньше энергии, чем традиционные серверы.
Еще один тренд определяют в Уральском центре систем безопасности (УЦСБ) — диспетчеризация и комплексная автоматизация управления инженерной и ИТ-инфраструктурой ЦОД. Такие решения объединены аббревиатурой DCIM (Data Center Infrastructure Management). Их основная задача — снимать, визуализировать и анализировать показания с датчиков, расположенных в data-центре. Регулировка может идти в автоматическом или ручном режиме. Итог — снижение потребления энергии, более грамотное распределение нагрузки, оперативное реагирование на аварии или проникновения.
Ложку дегтя добавляет Константин Суслов: «пока российские инвесторы смотрят в сторону быстрой окупаемости ЦОД, в технологии их создания вряд ли произойдут серьезные изменения. Энергоэффективные решения на основе рекуперации, жидкостное охлаждение серверных плат и прочее носят на текущий момент характер скорее экспериментов, нежели массовых трендов».
Вычислительная коробка
Последний существенный тренд, который обращает на себя внимание, — обращение предприятий к типовым модульным решениям, ЦОД в контейнерах.
«Преимущества таких data-центров очевидны, — рассказывает руководитель направления департамента инженерно-технических систем УЦСБ Андрей Еременюк. — Это быстрая инсталляция, полностью оттестированное и готовое к эксплуатации решение, комплексная гарантия и сервисная поддержка, низкая цена (относительно строительства капитального ЦОД) и стоимость владения. При внедрении подобных решений риски, связанные с проектированием и строительством, не возникают в принципе». Первые эксперименты с контейнерными ЦОД проводила компания Google. В 2002-м ее инженеры поставили ящик с ИТ-оборудованием в гараже. Затем они пытались устанавливать стойки на воде, рассчитывая создать data-центр, дрейфующий в нейтральных водах. Первые мобильные ЦОДы состояли только из ИТ-начинки, инженерная инфраструктура подключалась к ним снаружи. Теперь все это поставляется в одной «коробке».
На наш взгляд, у рынка ЦОД нет иного варианта, как расти. Некоторые ИТ-специалисты кивают на стагнацию российской экономики, напоминают, что Ростелеком отказался строить большой data-центр площадью 10 тыс. кв. метров и т.д. Но помыслим глобально: в компьютерном мире происходит очередная смена парадигмы, мощь набирает «третья платформа», которая характеризуется лавинообразным распространением мобильных устройств, быстрым ростом объема данных (Big Data) и необходимостью их анализировать, а также повсеместным распространением соцсетей (первой платформой были мейнфреймы, второй — ПК).
В IDC посчитали, что сейчас на эти технологии расходуется 22% ИТ-бюджетов, к 2020-му они обеспечат 40% выручки и 98% роста мирового ИТ-рынка. По данным аналитиков iKS-Consulting, в России в 2014 году суммарная площадь машинных залов коммерческих дата-центров увеличится более чем на 10,5 тыс. кв. метров. При среднегодовом темпе роста около 19% к 2017 году объем рынка достигнет 16,5 млрд рублей. По сути, отрасль возвращается к идее централизованной обработки информации (идеология мейнфреймов), но на более высоком уровне.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Эксперт online.