Титаны обороннo-промышленного комплекса России
Развитие военно-промышленного комплекса - одна из важнейших задач в масштабах государства. Российские предприятия ОПК, включая организации Ростеха, ежегодно участвуют в выставках военной техники. Многие разработки российских производителей считаются непревзойденными во всем мире.
Предприятия предоставляют отличные финансовые показатели и работают над модернизацией продукции. Но так получается, что принципиально новых, прорывных разработок в ОПК на сегодняшний день крайне мало. По мнению вице-премьера Дмитрия Рогозина создание Совета генеральных конструкторов оборонных предприятий при Военно-промышленной комиссии помогут решить эту проблему и поднимут статус профессии конструктора.
На предприятиях, которые входят в холдинги Ростеха, работают специалисты высокого уровня, которые трудились над созданием передовой авиационной техники, средств ПВО, артиллерийского и стрелкового оружия и не только. Традиции, которые заложены на Ижмаше, КБ им. Миля и ОАО «Камов», Тульском КБ приборостроения и других известных предприятиях продолжают развивать главные конструкторы организаций.
Владимир Викторович Злобин, главный конструктор НПО «Ижмаш».
Родился 7 февраля 1963 года. После школы год работал на заводе, потом служил в армии в группе советских войск в Германии. Летом 1983 года после возвращения из армии отправил в Тульский политехнический институт проект пистолета, сделанный еще в школе, и был приглашен на подготовительное отделение. На следующий год поступил на дневное отделение института на кафедру «Расчеты и проектирование автоматических машин». Называлась она именно так, потому что в то время все, что связано с оружием, было засекречено. На дипломный проект Злобин выставил стрелковый комплекс - автомат, малогабаритный автомат и ручной пулемет. Руководил дипломным проектом выдающийся советский конструктор стрелкового оружия Игорь Стечкин.
В 1986 году был приглашен в отделение стрелково-пушечного оружия в ЦКИБ СОО - Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия. Это было крупнейшее в стране КБ, где занимались разработкой всего спектра боевого оружия - от пистолетов до пушек. Такой широкой номенклатуры боевых изделий не было ни на одном другом предприятии Советского Союза. На тот момент в ЦКИБе работали такие выдающиеся конструкторы как Борис Борзов, Александр Невижин, Юрий Соколов, Герман Коробов, Николай Афанасьев, Игорь Стечкин.
Самостоятельную работу в ЦКИБе Злобин начал в 1993 году инженером 3-й категории и менее чем за 4 года прошел путь до ведущего конструктора.
Еще будучи инженером 3-й категории начал разработку новых пистолетов-пулеметов. В течение года спроектировал и изготовил свой первый образец ОЦ-22 (образец ЦКИБа-22). Работу над проектом Злобин продолжал еще много лет уже параллельно с другими изделиями. В 1994 году стал конструктором 2-й категории, в 1995 - конструктором 1-й категории. В 1997 году стал ведущим конструктором.
В 2011 году возглавил Конструкторско-технологический центр «Ижмаша».
Сейчас Злобин, который в 48 лет стал преемником главного конструктора стрелкового оружия концерна «Ижмаш», бессменного президента Союза российских оружейников Михаила Калашникова, лично курирует реализацию порядка 30 опытно-конструкторских работ НПО «Ижмаш». Активное вовлечение молодежи в ОКР является одним из приоритетов Злобина.
«В Ижевске будет сконцентрировано стрелковое производство, тем более что база для этого есть: два крупнейших в России завода, конструкторская школа, хороший университет, хорошая научная школа, подпитка кадров. Надеюсь, что скоро здесь появится единая российская оружейная школа, которая будет достойно работать, чтобы не было войны».
Разработки:
- Штурмовой автомат АШ-12 – самый мощный в мире.
«Самым тяжелым проектом, - признается Злобин, - стал штурмовой автомат АШ-12». Он создавался по заказу ФСБ России для вооружения специальных подразделений в качестве высокоэффективного штурмового оружия ближнего боя. Была поставлена задача, которая до настоящего времени никем не была реализована, - автомат должен был работать одновременно и на патроне с дозвуковой скоростью, и на большом сверхзвуке (под 900 м/c.). С поставленной задачей Злобин справился: в июле 2012 года, уже во время работы на «Ижмаше», пришло известие из Тулы, что штурмовой автомат АШ-12, самый мощный в мире, под патрон 12,7 мм, принят на вооружение.
- Снайперский комплекс ВКС «Выхлоп».
В 2004 году по специальному заказу Центра специального назначения ФСБ России - 12,7-мм снайперский комплекс ВКС «Выхлоп». Это не имеющая аналогов специальная снайперская крупнокалиберная винтовка под патрон 12,7 мм для малошумного и беспламенного поражения бронированных целей.
- Автомат Калашникова (АК-12).
Работы над созданием АК-12 начались в августе 2011 года. В АК-12 реализован целый ряд новых конструкторских и технологических решений, которые позволили повысить боевую мощь и эффективность стрельбы всеми видами огня. В новом автомате существенно улучшена эргономика, в конструкцию интегрированы планки Пикатинни - специальные устройства крепления для установки дополнительного оборудования: оптических, коллиматорных и ночных прицелов, дальномеров, целеуказателей и иного обвеса, что позволит эффективно использовать оружие в любое время суток. Также автомат приобрел складной телескопический приклад, регулируемые по высоте накладку и затыльник приклада. Госиспытания нового автомата Калашникова пройдут в июне 2013 года.
Валерий Михайлович Кашин, генеральный конструктор Коломенского КБ машиностроения, (холдинг «Высокоточные комплексы»).
Родился 14 сентября 1947 года в городе Черновцы, Украина. Окончил МВТУ им. Баумана по специальности «Производство летательных аппаратов» с отличием 1971 году, а в 1974 аспирантуру. Кашин одновременно учился в аспирантуре бауманки и на факультете прикладной механики в МГУ.
Валерий Михайлович перебрался в Коломну по приглашению Сергея Непобедимого, создателя ПЗРК «Стрела» и «Игла», ПТРК «Хризантема», ОТРК «Оса». В то время главный конструктор КБМ Сергей Павлович Непобедимый лично отбирал талантливых выпускников.
С 1974 года Валерий Кашин работает в ОАО «НПК «КБМ». Непобедимый уже в те годы задумывался о создании на предприятии центра машинного проектирования, заняться которым поручил Кашину. Системы разрабатывал новосибирский институт, Кашин должен был досконально знать тематику, чтобы составить точное техническое задание. Вскоре КБМ стало одним из самых передовых предприятий в стране.
За время работы Валерий Кашин внес большой вклад в поднятие статуса и престижа предприятия.
Руководил разработками и принимал участие в создании противотанкового, зенитного и оперативно-тактического высокоточного вооружения:
- всепогодный многоцелевой противотанковый ракетный комплекс «Хризантема-С»;
- переносный зенитный ракетный комплекс «Игла-С»;
- оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М»;
- семейство ракет «Атака», «Штурм»;
- комплекс активной защиты «Арена»;
- опорно-пусковая установка «Джигит»;
- комплект аппаратуры управления и пусковых модулей «Стрелец» и многими другими.
По тактико-техническим характеристикам эти ракетные комплексы превосходят зарубежные аналоги.
Валерий Кашин повлиял на расширение внешнеэкономических связей предприятия. КБМ вышло на мировой рынок, стало постоянным участником международных выставок оружия. За большой вклад в области разработки экспортно-ориентированной продукции военного назначения КБМ неоднократно награждали престижной премией «Золотая идея».
Кашин не только активно работает на предприятии, он также входит в состав экспертного совета по стипендиям работникам организаций оборонно-промышленного комплекса РФ и является членом научно-технического совета Госкорпорации Ростех. Кроме того, Валерий Кашин входит в состав совета директоров «Завода им. В. А. Дегтярёва».
Главный конструктор КБМ ведет научную деятельность. Он возглавляет научно-технический совет КБМ, является руководителем секции № 5 «Наземные средства общего назначения» научно-технического совета ВПК при правительстве РФ, руководит секцией № 1 «Ракетное вооружение большой дальности» научного отделения №1 «Ракетное вооружение» РАРАН. Кашин сотрудничает с ведущими научными изданиями, является членом редколлегии научно-технических сборников «Оборонная техника», «Вопросы оборонной техники», членом редакционного совета научно-технических журналов «Боеприпасы и спецхимия» и «Боеприпасы и высокоэнергетические конденсированные системы».
Автор более 140 научных трудов, в том числе 5 монографий и 40 свидетельств и патентов на изобретение.
Валерий Кашин - председатель Государственной аттестационной комиссии в МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие».
За самоотверженный труд в оборонной промышленности Валерий Кашин награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета, ему присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ».
Научная деятельность конструктора отмечена медалью РАЕН имени П. Л. Капицы «Автор научного открытия», золотой медалью имени академика В. Ф. Уткина, медалью федерации космонавтики России имени академика В. П. Макеева.
Сергей Викторович Михеев, генеральный конструктор вертолетостроительного предприятия ОАО «Камов» (холдинг «Вертолеты России»).
Выдающийся конструктор родился на Дальнем Востоке в 1938 году. После школы поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1962 году. Дипломный проект Сергей Михеева назывался «Четырехвинтовой вертолет-кран». Работа отличалась большим количеством нестандартных решений и оригинальных идей.
Председателем государственной комиссии был Николай Ильич Камов, который высоко оценил работу Михеева и отправил талантливого выпускника работать в отдел перспективного проектирования. Под руководством Камова Сергей Михеев занимался разработкой вертолетов. При создании «Ка-25К» Михеев выступал в качестве ведущего конструктора. За период работы в бюро при его участии были созданы многие типы боевых и гражданских вертолетов (например, «Ка-32» и «Ка-126»).
Сергей Михеев стал преемником Камова. В 1974 году его назначают главным конструктором опытного конструкторского бюро. В 1987 году его назначили генеральным конструктором ОКБ им. Н. И. Камова.
Среди разработок предприятия под руководством Михеева созданы:
- корабельные вертолёты - поисково-ударный Ка-27;
- транспортно-боевой Ка-29;
- вертолет радиолокационного дозора Ка-31;
- боевые ударные вертолёты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор»;
- многоцелевой вертолет армейской авиации Ка-60 «Касатка»;
- вертолеты гражданского назначения - многоцелевой Ка-32А и его модификации;
- легкий многоцелевой Ка-226;
- беспилотные Ка-37 и Ка-137 и другие машины.
За создание боевого корабельного вертолета Михеев был удостоен звания лауреата Ленинской премии СССР. А за создание боевого ударного вертолета Ка-50 Михееву была присуждена Государственная премия РФ.
В середине 1990-х Сергей Михеев становится президентом и генеральным директором ОАО «Камов». Позже Сергею Михееву присвоили звание Героя России.
Сейчас Михеев ведет преподавательскую деятельность в МАИ. По его инициативе на территории ОАО «Камов» образован филиал этого института. Сергей Михеев - это тот специалист, для которого характерен новаторский подход к разработке наиболее перспективных проблем. Он постоянно ищет нетрадиционные решения и использует новейшие достижения современной науки и техники.
Алексей Гаврилович Самусенко, генеральный конструктор Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля.
Родился 3 апреля 1950 года в Москве. После окончания средней школы работал на заводе Научно-исследовательского радио-технического института и учился на вечернем отделении МВТУ им. Баумана.
В ноябре 1968 году был призван в армию, которую проходил на Северном Флоте.
В 1970 г. поступил работать электромехаником на «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля». После окончания института в 1977 г был переведен на должность инженера-конструктора III категории в ОКБ завода. В 1982 году стал инженером-конструктором I категории.
Алексей Самусенко принимал активное участие в отработке, стендовых и летных испытаниях систем автоматического управления на вертолетах Ми-24 и Ми-26, участвовал в разработках и испытаниях различных автоматических устройств на вертолетах Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28 и стендов для испытания систем управления этих изделий.
В 1983 году Самусенко был назначен на должность ведущего конструктора по одной из модификаций Ми-26. При проектировании и постройке вариантов Ми-26 он провел ряд расчетно-экспериментальных работ по пилотажно-навигационному комплексу, системе контроля крутящего момента, а также провел большую работу по созданию, испытаниям и внедрению в Гражданскую авиацию вертолета Ми-26Т.
После аварии на Чернобыльской АЭС участвовал в ликвидации последствий. В ноябре 1986 года стал заместителем главного конструктора.
Помимо вертолета Ми-26 и его модификаций, в круг обязанностей Алексей Самусенко входило наблюдение и сопровождение эксплуатации тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10К.
В сентябре 1997 года назначен Первым заместителем Генерального конструктора - Генерального директора ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». Алексей Самусенко руководил всеми работами по разработке образцов авиационной техники марки «Ми».
Через три года должность была переименована в «Технический директор - Генеральный конструктор завода».
За особый вклад в развитие военной тяжелой вертолетной техники был удостоен государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. В 2002 году он награжден Орденом Почета.
С 1 ноября 2002 года занимает должность Первого заместителя Генерального директора «МВЗ им. М.Л. Миля» и должность Генерального конструктора «МВЗ им. М.Л. Миля».
Алексей Самусенко руководит научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию новой и модернизации существующей вертолетной техники, в том числе вертолетов Ми-28Н, Ми-38, Ми-34 и Ми-54, осуществляет авторский надзор за серийным производством и эксплуатацией вертолетов, руководит ОКБ, опытным заводом, экспериментально-исследовательским комплексом и летно-испытательной базой.
Данис Хадиевич Валеев, генеральный конструктор КАМАЗа.
Заслуженный конструктор РФ. Внес большой вклад в разработку и освоение эффективных инженерных решений в области двигателестроения, реализованных в производственной программе КАМАЗа.
Родился 11 апреля 1952 года в д. Н. Бишеево Анастасовского района Татарстана. В 1974 году с отличием окончил факультет автомобильного транспорта Московского автомобильно-дорожного института по специальности «Двигателестроение». Кандидат технических наук. Член-корреспондент РАЕН.
После окончания института Валеев начал работать на Камском автомобильном заводе в должности инженера-конструктора. В 1988 году -начальник управления проектирования двигателей, главный конструктор по двигателям КАМАЗа. Валеев принимал непосредственное участие в адаптации двигателя КАМАЗа к конструкции новейшего на тот момент БТР-80, за что Указом Президиума Верховного совета СССР был удостоен Государственной премии.
В 1995 году Валеев был назначен главным конструктором КАМАЗа. Это был период сложных общественно-экономических реформ начала 90-х годов. Для возрождения завода, его преобразования в современное, высокоэффективное предприятие был проведен всесторонний анализ конструкторско-технологического и производственного потенциала завода, номенклатуры и технического совершенства выпускаемых образцов автомобильной техники, проведено изучение качественных и количественных потребностей экономического комплекса страны, Вооруженных Сил, других силовых структур Российской Федерации.
В 1998 году Валеев был назначен директором научно-технического центра КАМАЗа, в 2001 году - директором департамента развития внедрения новых разработок. С 2001 года - вице-президент по стратегическому развитию КАМАЗа.
Является победителем республиканского общественного конкурса «Руководитель года 2011». Лауреат государственной премии СССР 1991 года. Имеет почетное звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации».
Награжден орденом за заслуги перед Отечеством II степени. Избран членом Совета генеральных конструкторов при Правительстве РФ, членом президиума Союза машиностроителей РФ.
Успешно занимается педагогической и научной деятельностью, также является членом редакционной коллегии журнала автомобильных инженеров.
Юрий Николаевич Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн» (Объединенная двигателестроительная корпорация).
Родился в Перми в 1971 году. В 1995-м окончил Пермский государственный технический университет по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки», после чего работал в ОАО «Авиадвигатель» в качестве инженера-конструктора-расчетчика.
На НПО «Сатурн» Юрий Шмотин пришел в 2001 году.
Занимал должности начальника конструкторского отдела систем инженерного анализа, заместителя генерального конструктора по инженерному анализу и информационным технологиям, заместителя генерального конструктора - начальника ОКБ-1, заместителя генерального конструктора по расчетам и анализу, заместителя генерального конструктора - начальника расчетно-исследовательского управления.
С сентября 2009 года по настоящее время был первым заместителем технического директора - генерального конструктора - главным конструктором НПО «Сатурн».
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта РОСТЕХ.
Другие новости по теме на сайте FEA.ru:
24.10.2013 Госкорпорация "Ростех" создаст в Ульяновске авиазавод для производства легких пассажирских самолетов Diamond
21.06.2013 Отечественные двигатели ПД-14 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в ГК "Ростех") поставят на новые лайнеры МС-21, которые разрабатывают в корпорации "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК)
20.04.2013 "Ростех" планирует активно инвестировать в ОАО "КАМАЗ" и «АВТОВАЗ». Представлены предварительные программы инвестиций до 2020 года, общим объемом 480 млрд. руб.
27.03.2013 "Ростех" может стать совладельцем Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)
21.12.2012 Госкорпорации "Ростехнологии" - 5 лет. Выручка "Ростехнологий" в 2012 году составит около 1 трлн. руб. Ребрендинг госкорпорации: новое наименование - "Ростех", новые мультимедийный сайт, логотип, слоган ("Партнер в развитии"), представление информации на шести иностранных языках и в социальных сетях