Hi-Tech новости 1 Января 2014 года
Данная новость была прочитана 2790 раз

Интервью главы Минпромторга России Дениса Мантурова - каких новинок ждать от авиапрома

В России будет создан Национальный авиационный исследовательский центр Институт имени Н.E. Жуковского. И у него есть все шансы составить конкуренцию мировым аэрокосмическим гигантам американскому NАSА, французской ONERA и китайской CАЕ.

- Денис Валентинович, какие проекты вы бы выделили как самые перспективные?

- ЦАГИ Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского подготовил подробный сценарий, как в ближайшие 10 лет будут развиваться направления, связанные с новыми компоновками самолета, обликом летательных аппарвтов. Это и вопросы, связанные с двигателестроением, с новым оборудованием, включая и авионику, и другие системы.

Делаются первые попытки участия в большой технологической инициативе Европы Technology Joint совместно с большой европейской технологической платформой Clean Sky «Чистое небо». Координатором с российской стороны является ЦАГИ. 2014 год объявлен Годом науки Европы и России.

Поэтому мы рассматриваем возможность появления новых интернациональных проектов в авиации (Clean Sky 2 и Horizont 2020). Отмечу очень интересный проект Хексофлайт. Он связан с разработкой высокоскоростного гиперзвукового гражданского аппарата, который будет летать с числом Маха 7 или 8. Есть проект по новым концепциям системы управления электрического самолета. Третий проект это продолжение проекта ALASKA работы с дальнейшим продвижением технологии создания сеточных силовых конструкций из композитов.

- Недавно в Общественной палате прошли слушания по корректировкам госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Одна из подпрограмм, которая была актуализирована, по малой авиации. Каким образом теперь планируете ее развитие?

- Для покрытия текущих потребностей местных воздушных перевозок будет модернизирован парк самолетов Як-40 и Ан-2. На Як-40 будет заменена силовая установка на турбореактивные двигатели производства американской компании Honeywell. На Ан-2 установлен турбовинтовой двигатель. В 2014 году будет выпущено 62 ремоторизованных Ан-2.

Однако в ближайшие два года приоритетом будет проведение НИОКР по разработке новых воздушных судов для местных линий. Другое направление - разработка собственного принципиально нового легкомоторного самолета. В 2013-2015 годах на это выделено 1,3 миллиарда рублей. Мы объявили конкурс на выполнение НИР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов. Победитель уже определен. К концу следующего года по этому проекту хотим получить демонстратор. Кроме того, госкорпорация «Ростех» реализует проект по разработке воздушных машин из поликомпозитных материалов размером 9-19 мест. Производство организовано совместно с австрийскими производителями самолетов авиации общего назначения и мотопланеров Diamond Aircraft Industries.

А с 2017 года акцент господдержки сместится на решение вопросов сертификации воздушных судов и стимулирование спроса. Для этого предусмотрены различные субсидии компаниям-производителям воздушных судов для местных и региональных линий. А с 2021 года необходимо приступить к разработке нового поколения умных летательных аппаратов для отечественной региональной авиации.

- После создания Национального авиационного исследовательского центра много что изменится и в организационном плане. Как это будет?

- Сейчас на российскую авиационную науку работают несколько ключевых, но разрозненных научных центров. Каждый обладает компетенциями. Кто-то в области аэродинамики и прочности конструкций, кто-то в двигателестроении, кто-то в испытаниях. Теперь эти связанные между собой области войдут в единую систему управления научно-исследовательским, технологическим и кадровым потенциалом.

Ученые нацелятся на масштабные научные перспективные проекты. Как в гражданской, так и в военной авиации. В одиночку такие проекты тянуть нерационально. Тем самым мы добьемся высокой координации, концентрации ресурсов при создании научно-технического задела, особенно в прорывных и критических технологиях. Прекратится дублирование при заказе работ. Будет внедрено долгосрочное планирование по развитию авиационной науки и технологий. В итоге мы ожидаем увеличения внедренных в производство разработок. При этом физического перемещения этих учреждений не будет.

- Как будет выстроено управление новым центром, процесс взаимодействия между институтами?

- Основным учредителем НИЦ станет правительство РФ, которое будет назначать членов наблюдательного совета и генерального директора. Минпромторг займется формированием государственного задания, согласованием имущественных вопросов с Росимуществом. Все это нашло отражение в законопроекте, который должен пройти через Госдуму и Совет Федерации, затем его должен подписать президент страны. Вновь созданной структурой будет только федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского». Штат не превысит 100 человек. Для сравнения, в одном только ЦАГИ работают 4500 сотрудников. Сокращений в других институтах, которые вольются в состав центра, не планируется. Для них изменится только юридическая форма. Нынешние федеральные унитарные предприятия преобразуются в федеральные автономные учреждения. На самом деле это прецедент не только для авиационной, но и для всей российской науки. С учетом изменений, которые происходят в РАН, новый опыт станет хорошей предпосылкой к последующему его распространению на другие научные центры в других отраслях промышленности.

- И в каких?

- Крайне важная отрасль для нас судостроение. Речь идет о Крыловском научном центре, к которому уже присоединен ряд профильных институтов. Это и наше станкостроение. Начало объединению научного потенциала в этой сфере положено с созданием инжинирингового центра на базе СТАНКИНа. Словом, все области, в которых необходимо создание полных точек роста для отраслевой науки.

- Во сколько обойдется налогоплательщикам создание Национального исследовательского центра «Институт имени Н.E. Жуковского»?

- Оно не повлечет дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Вначале организации будут финансироваться в рамках принятых госпрограмм и профильных федерально-целевых программ. А после преобразования в федеральные автономные учреждения за счет субсидий на выполнение государственного задания, доходов от оказания услуг по государственно-частному партнерству, продажи прав на интеллектуальную собственность. Это предусмотрено законом об автономных учреждениях. Хочу отметить, что, например, в ЦАГИ объемы научно-исследовательских работ растут не только в рамках госзаказа. Финансируемые за счет средств корпоративных заказчиков научные разработки в прошлом году значительно выросли.

- Каким образом могут продаваться научные разработки?

- Конечная задача производить серийную летную технику. Разрабатываться новые летательные аппараты будут за счет научного задела, который за бюджетные деньги формируется в научном центре. Если раньше, к примеру в советское время, решения о создании образца авиационной техники принимались, как правило, в качестве меры так называемого «симметричного ответа» Западу, а техзадание формулировалось на самом первом этапе и научные изыскания для достижения заданных параметров велись, не считаясь с затратами, практически любой ценой, то сегодня подход более прагматичный и экономически взвешенный. И предполагает через государственное задание давать заказ центру на проведение научно-исследовательских работ. Затем доводить их до опытных образцов, точнее, демонстраторов. После этого будет приниматься решение о конструкторской работе, которую возьмут на себя производственные предприятия. В том числе за счет государственного и частного софинансирования.

Этот финансовый механизм будет действовать до 2015 года. Но после 2016 года начнет перенастраиваться на принципы возвратного финансирования, когда выделенные на реализацию проектов средства должны возвращаться заказчику. Мы предполагаем, что для этого будут создаваться отраслевые фонды. Пока же возврат будет происходить за счет поступления налогов от уже произведенной продукции. В данном случае центр получает и более масштабные перспективы использования своего научно-технического задела в рамках международных научных программ. Например, ЦАГИ сегодня является участником нескольких программ, которые финансируются как из российского бюджета, так и из научных международных центров. При этом каждый участник извлекает свою пользу, получая максимально быстрый результат научных исследований. Сегодня любая научно-техническая идея и разработка это очень затратное для одного только бюджета мероприятие. При консолидации финансов можно получить необходимую коммерческую отдачу и сократить временной эффект.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Минпромторг.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

05.12.2013 Минкомсвязи опубликовало стратегию развития ИТ-отрасли до 2020 года, но то, как авторы стратегии интерпретируют многие отраслевые показатели, заставляет усомниться в правильности выбранных ориентиров
13.11.2013 Проект "Кортеж" - выбрана организация, которая займется созданием лимузина для первых лиц государства. Представлены видеозаписи интервью Дениса Мантурова и Аркадия Дворковича
10.11.2013 Исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев рассказал в интервью о проекте «Самолет-2020»
09.10.2013 Рейтинг финансового состояния отраслей промышленности в первом полугодии 2013 года: машиностроение сохраняет низкую позицию
28.08.2013 Для гражданского авиастроения в России необходимо масштабное производство конструкций из композиционных материалов
26.07.2013 ОАК открыла композитный завод в Республике Татарстан
10.07.2013 В Твери до 2016 года планируется создать индустриальный парк «Композит Сити»
08.07.2013 Боевые машины будущего: взгляд за горизонт
21.06.2013 Отечественные двигатели ПД-14 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в ГК "Ростех") поставят на новые лайнеры МС-21, которые разрабатывают в корпорации "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК)
19.06.2013 В России (г. Ковров) на базе Завода им. Дегтярева создадут лабораторию боевых роботов
10.06.2013 Дмитрий Рогозин: концерн "Калашников" должен быть создан к осени
18.05.2013 Член правления консалтинговой группы «Борлас» Сергей Коваленко: “Для завоевания высокотехнологичных рынков одних только светлых голов недостаточно”
03.05.2013 Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян рассказал, что мешает российскому авиастроению быть конкурентоспособным
29.03.2013 ОАО ФПГ "Росавиаконсорциум" успешно завершил этап концептуального проектирования программы создания широкофюзеляжного среднемагистрального самолета "Фрегат Экоджет"
27.03.2013 «Ростех» может стать совладельцем Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)
22.03.2013 Интервью с новым генеральным директором ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" Владиславом Масаловым: "Последние четыре года мы решали задачу консолидации предприятий отрасли"
21.03.2013 Интервью с гендиректором Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и генеральным конструктором транспортной авиации РФ В.В. Ливановым
20.11.2012. На КнААПО за 17 млрд. руб. будет создано современное авиационное производство будущего
19.02.2012. Минпромторг РФ представил программу развития российской авиационной промышленности до 2025 года объемом 1,7 трлн. рублей бюджетных средств
04.04.2011. Новый президент ОАК Михаил Погосян в своем первом интервью рассказал о приоритетных проектах корпорации до 2025 года