Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Automotive новости 13 Ноября 2013 года
Данная новость была прочитана 5112 раз

Проект "Кортеж" - выбрана организация, которая займется созданием лимузина для первых лиц государства. Представлены видеозаписи интервью Дениса Мантурова и Аркадия Дворковича

Логотип Министерства промышленности и торговли Российской Федерации   Логотип ФГУП "НАМИ"

После многолетних обсуждений чиновники, наконец, выбрали, кто будет заниматься проектом «Кортеж» – созданием президентского лимузина. ФГУП «НАМИ» определено единственным исполнителем госзаказа на выполнение «пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».

Такое распоряжение премьер Дмитрий Медведев подписал 13 сентября, оно опубликовано на сайте правительства. Это позволяет заключить контракт без проведения конкурса. Заказчиком проекта является Минпромторг.

Сейчас для перевозки российского руководства используются автомобили Mercedes. В частности, президент Владимир Путин ездит на Mercedes-Benz S-Guard Pullman. И это первый с советских времен практический шаг по созданию отечественных автомобилей для VIP-персон. Хотя речь о нем идет уже почти десятилетие.

Проект по созданию президентского лимузина под названием Monolit появился еще в 2004 году по инициативе ЗАО «Депо-ЗИЛ». В 2006 году организация получила заказ от Федеральной службы охраны на разработку такой машины. Потом полномочия по реализации проекта были переданы Минпроторгу, которое активизировало работу по нему лишь после того, как в апреле 2012 года Владимир Путин напомнил о том, что планирует пересесть на лимузин российского производства. Так и появился проект «Кортеж».

Московский ЗИЛ, спасенный московскими властями от банкротства, продолжает ежегодно собирать пять–семь представительских лимузинов стоимостью около 300 тыс. евро. Однако в этом проекте он оказался не у дел. Хотя в прошлом году «Депо-ЗИЛ» даже показал созданный вместе с заводом «АМО ЗИЛ» уже готовый новый концепт-кар лимузина типа Pullman представительского класса для высшего руководства страны. Модель назвали ЗИЛ-4112Р, разработчики поставили ее в один ряд с Maybach и Rolls Royce.

ЗИЛ-4112Р   ЗИЛ-4112Р
Концепт-кар лимузина типа Pullman представительского класса, ЗИЛ-4112Р

Однако Минпромторг заявил, что рассматривает лишь два предложения по созданию российского лимузина: от группы «ГАЗ» и от научно-исследовательского института НАМИ совместно с Marussia Motors (владеет известный шоумен Николай Фоменко). Тогда глава ведомства Денис Мантуров говорил, что в любом случае выбирать будет «руководство нашей страны».

Стоимость реализации проекта оценивалась в сумму от 4 до 15 млрд рублей. По словам Мантурова, если использовать готовые модели в симбиозе с ГАЗом, то сумма составит около 4 млрд рублей, если создавать совершенно новую модель, как предлагала «Маруся», то около 15 млрд рублей. При этом у обоих предложений была бюджетная и небюджетная составляющая финансирования. Если создавать автомобиль с нуля, то машина будет готова примерно к 2017 году, если с использованием готовых шасси ГАЗа, то чуть раньше, рассказывал Мантуров.

С учетом того, что руководством страны было выбрано ФГУП «НАМИ» под этот проект, то лимузин будет создаваться с нуля как минимум за 15 млрд рублей и появится не ранее 2017 года.

Стоит сказать, что Минпромторг еще в мае определился, что головной структурой, которая будет реализовывать этот проект, точно будет НАМИ. Однако «нельзя полагаться только на одну компанию», работа над проектом должна вестись в кооперации с компанией, которая имела опыт создания такого рода автомобилей, говорил Мантуров. Претендентами для сотрудничества ведомство называло группу «ГАЗ», московский ЗИЛ и Marussia Motors. Впрочем, Минпромторг допускал возможность привлечения к работе также иностранных автопроизводителей, имеющих производственные площадки в России.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что, несмотря на выбор единственного исполнителя госзаказа в лице ФГУП «НАМИ», другие претенденты тоже смогут принять участие в проекте, но уже в качестве субподрядчиков. «Не исключено, что в предстоящие месяцы как раз будут обсуждаться все нюансы проекта, технические аспекты, будут искаться поставщики, возможные инженерные решения. Так что пока ничего отвергаться не будет, в том числе и возможность использовать готовые платформы кого-то из автопроизводителей», – полагает Баранов.

Будет ли НАМИ привлекать к сотрудничеству «Марусю» (как минимум на стадии разработки новой платформы), пока неизвестно. Площадка для производства нового автомобиля пока также не названа. Ей может стать и московский ЗИЛ, и завод группы «ГАЗ», и один из российских заводов зарубежных автопроизводителей.

В группе «ГАЗ» отказались комментировать проект отечественного лимузина, в «Марусе» не ответили на запрос. В пресс-службе ФГУП «НАМИ» отказались подробней рассказать о проекте, пока не подписан контракт с Минпромторгом, где будут обозначены все сроки и финансовая составляющая проекта. При этом в институте выразили уверенность, что никто затягивать с подписанием этого контракта не будет, оно ожидается «в ближайшее время».

Между тем проект «Кортеж» не ограничивается созданием только президентского лимузина отечественного производства. Это лишь одна задача, а вторая цель – получить коммерческий эффект от этого проекта. Поэтому, кроме президентского лимузина, он предполагает также создание автомобилей еще двух сегментов: для госчиновников и отдельно для массовых потребителей.

Платформа и шасси автомобилей будут едиными, но для каждого сегмента потребителей будут свои доработки и особенности. Проект «Кортеж» должен стать коммерчески интересным для частных инвесторов, чтобы они также вложили свои средства, объясняли в ведомстве.

Ранее в СМИ появилась информация, что в рамках программы планируется организовать полноценную разработку и производство целого семейства автомобилей представительского класса: лимузина, седана, купе, внедорожника и минивэна, построенных на единой модульной платформе. Они должны обладать двигателями мощностью 250–450 лошадиных сил, соответствующими экологическому классу «Евро-6», оригинальной автоматической трансмиссией и электронными блоками управления, а также системой полного привода и силовыми модулями кузова.

Само по себе отсутствие собственного российского автомобиля для первых лиц государства выглядит по меньшей мере странно и дает повод для шуток иностранцам, считает Дмитрий Баранов. «Ведь сложнейшую задачу по запуску человека в космос мы выполнить в состоянии, а создать автомобиль для первых лиц государства Россия не может», – замечает эксперт.

Создание наряду с автомобилем для первых лиц государства еще и его коммерческой версии также логично. Рынок сбыта уже есть (особенность менталитета россиян – приблизиться к «богатым и знаменитым»), и это поможет не только покрыть расходы на разработку новой машины, но и получить неплохую прибыль, считает Баранов.

В целом создание новой модели автомобиля с нуля и запуск ее в производство обходятся мировым производителям в 500–700 млн долларов, говорит аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. Поэтому 15 млрд рублей должно хватить на создание нового автомобиля представительского класса.

«Данный проект вряд ли существенно поддержит отечественный автопром в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной перспективе позволит российским производителям выйти в премиум-сегмент, который сейчас недоступен российскому производителю», – отмечает Шенк.

Вот что в своем интервью рассказал гла­ва Минп­ром­тор­га Рос­сии Де­нис Ман­ту­ров о масш­та­бах бу­ду­ще­го се­рий­но­го про­из­водс­тва рос­сий­ских предс­та­ви­тель­ских ав­то­мо­би­лей и ми­ни­маль­ной сто­имос­ти ма­шин для выс­ших чинов­ни­ков:

– Кто будет производить автомобили проекта «Кортеж»?

– Главным исполнителем будет НАМИ. На базе этого института сформирован пул конструкторов, которые и занимаются проектированием целого модельного ряда. Что касается серийного производства, то рассматривается несколько вариантов: либо АМО ЗИЛ, либо ЗИЛ и другие существующие серийные предприятия, в том числе и предприятия группы ГАЗ, если изъявят желание.

– Какой объем производства запланирован?

– Это не будет массовая машина. На пике этого проекта по всем модификациям мы должны выйти на цифру 15–20 тыс. машин в год – это и седаны, и внедорожники, и микроавтобусы. Почему у нас «головник» один? Главная задача – единая платформа. На единую платформу можно ставить разные кузова, увеличивая серийность, снижая расходы и, соответственно, себестоимость автомобиля.

– И сколько же будет стоить автомобиль данной серии? Ведь сейчас в Госдуме находится законопроект об ограничении стоимости автомобиля для чиновников и установления максимума в 3 млн рублей. Были предложения, в том числе и от «Общероссийского народного фронта», ввести лимит в 1,5 млн и даже 1 млн рублей.

– Не хочу критиковать тех, кто хочет ограничить закупки. Честно говоря, не понимаю, какая у них цель и задача. Ведь не так много автомобилей класса люкс приобретается для руководителей высшего звена. Если посмотреть в масштабах страны, то это небольшое количество. Что касается тех машин, которые разрабатываются в рамках проекта «Кортеж», то сомневаюсь, что нижняя граница их стоимости, особенно если говорить о седане, будет меньше 2 млн рублей. Но мы и не ставили задачу делать машину для среднего звена, это автомобиль руководителей. Начиная от заместителя губернатора, если приводить в пример региональную иерархию власти.

– То есть даже не региональные министры?

– Регион от региона отличается. Региональный министр Москвы или Санкт-Петербурга – это большая фигура, которая управляет огромным блоком отраслей и бюджетом, то есть статус позволяет иметь такую машину.

– А «Маруся» в итоге участвует в проекте «Кортеж»?

– «Маруся» участвует в этом проекте своими специалистами и конструкторами. И как разработчики, и как компания инжиниринговая, то есть как те, кто имеет современное представление о том, как проектируются автомобили.

– Получается, никого не обидели из претендентов на участие в разработке и производстве?

– У нас не так много специалистов, которые в состоянии с нуля до готового автомобиля с вводом в серийное производство реализовывать проекты такого масштаба.

– Как будущий отечественный автомобиль для президента страны связан с проектом «Кортеж»?

– Будем использовать платформу и шасси единого формата, но кузов там другой, к нему специальные требования.

Далее представлены видео записи интервью министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича по поводу реализации проекта «Кортеж»:

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов Деловая газета ВЗГЛЯД, Минпромторг и ФГУП «НАМИ».

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

07.08.2013 Новости Formula 1. В Mercedes AMG показали, как будет звучать новый турбомотор V6 для гонок 2014 года. Представлена аудиозапись
23.07.2013 Компьютерное моделирование при доработке гоночных машин применяется все чаще. Используя существующие опыт и технологии российский НИАТ планирует выпустить собственный болид для участия в Формуле 1
26.07.2012 Надувные ремни безопасности получают всё более широкое распространение: теперь ими будут оснащать и "Мерседесы"
20.07.2012 Минпромторг России о развитии современных инжиниринговых центров в России. CompMechLab® НИУ СПбГПУ - одна из образцовых инжиниринговых компаний России
16.02.2013 Российская команда Формулы-1 "Маруся" (Marussia) представила свой новый болид
29.04.2012. Минпромторг РФ приступил к отбору предприятий-участников в работе по созданию опытного образца базового двигателя ПД-14 для гражданской авиации
19.02.2012. Минпромторг РФ представил программу развития российской авиационной промышленности до 2025 года объемом 1,7 трлн. рублей бюджетных средств
27.01.2012 BMW и Mercedes-Benz: кто выигрывает битву автогигантов?
16.01.2012 BMW (1,67 млн), Audi (1,30 млн) и Mercedes (1,26 млн) - лидеры рынка машин класса "премиум" по продажам в 2011 году
25.06.2011 Новый родстер Mercedes-Benz SLS AMG: процесс разработки
08.05.2011 В первом квартале 2011-го года немецкие производители автомобилей премиум-класса умножили свою прибыль: BMW в 4 раза, Audi в 3 раза, Daimler Mercedes - в 2 раза