Новости композитов и композитных структур. Новые технологии авиационных NZG-шин от Michelin
Bажность авиационных шин в конструкции самолета зачастую остается недооцененной, хотя от них зависит и безопасность полетов, и экономика авиаперевозок, поскольку шины постепенно изнашиваются и их нужно менять. Производители авиационных шин решают сложную, во многом противоречивую задачу: как сделать, чтобы шины в любую погоду летом и зимой обеспечивали надежное сцепление с ВПП и в то же время были легкими, прочными и износостойкими?
Революционным шагом стал переход от диагональных шин к радиальным. Основу любой шины составляет каркас из нескольких слоев резины, армированной металлическими, полимерными или текстильными нитями. Это придает шине необходимую жесткость. В диагональных шинах нити корда расположены под углом к радиусу колеса, нити соседних слоев перекрещиваются. В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса и идут от одного обода к другому. Такие шины гораздо легче и служат намного дольше, поэтому в автотранспорте произошел практически полный переход на радиальные шины.
В авиации, тем не менее, традиционно были более распространены диагональные шины; сейчас с ними летает около 80% самолетов, поскольку переход на другой тип шин требует дополнительных сертификационных испытаний. Однако новые типы самолетов оснащаются радиальными шинами. Эти шины были изобретены в 1946 г. французской компанией Michelin, которая с 1981 г. выпускает авиационные радиальные шины. На авиасалоне в Ле-Бурже компания представила ряд шин с технологией NZG (Near Zero Growth) — в них применен сверхпрочный композиционный корд, выполненный из кевларовых и нейлоновых нитей. Благодаря этому в результате накачивания и под действием центробежной силы при взлете покрышка расширяется всего на 2–3%, тогда как для радиальных шин с нейлоновым кордом эта величина составляет 8%, а для стандартных диагональных шин — 10–12%.
Новые шины получились по сравнению с обычными более надежными — количество ремонтов из-за повреждения посторонними предметами снизилось примерно в два раза; шины выдерживают приблизительно вдвое больше посадок, а меньший их вес ведет к экономии топлива. По оценке Michelin, при переводе всего мирового парка магистральных и региональных ВС на шины NZG экономия топлива составила бы 36 млн долл. в год. Снижение суммарной стоимости владения новыми шинами составляет, в зависимости от типа и класса ВС, от 5 до 36%. Шины, созданные по новым технологиям уже могут опробовать и российские авиаперевозчики. На местном рынке они предлагаются компанией «Меларис», авторизованным дистрибьютором Michelin.
В России, по оценкам производителей, в 2012 г. было продано около 10 тыс. авиационных колес.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта ATO.ru.
Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:
24.02.2013 Новое покрытие гражданских самолетов компании Lufthansa - "акулья кожа" - снизит аэродинамическое сопротивление и, соответственно, расход топлива
22.09.2011 Разрабатывается новое покрытие для корпусов кораблей, способное свести к минимуму трение судна о воду
13.07.2011 Композиты с металлическим покрытием на "кнопках"
29.11.2010 Наноструктурированные материалы для предотвращения обледенения
26.11.2010 Непрокалываемые безвоздушные шины Goodyear получили награду на 2010 R&D 100 Award