Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Automotive новости 6 Сентября 2013 года
Данная новость была прочитана 8271 раз

История рекордов скорости на суше: часть первая

Только успев появиться, автомобиль стал предметом гордости и надежным способом получить хорошую дозу адреналина. Каждому владельцу было интересно, сможет ли он обогнать лошадь или хотя бы оставить позади машину соседа. Тем более, что правила дорожного движения тогда еще были в зачатке, и за лихую езду лишиться прав было намного труднее, чем сегодня. Поэтому гоняли, где попало.

Начало

В 1770 году в Париже трактор с паровым двигателем развил невероятную скорость в четыре километра в час, а в 1803 году Ричард Трэвити (опять же, на паровой машине) развил то ли восемь, то ли девять миль в час (около 13-14 километров в час) – точная цифра в историю не вошла. Но это были рекорды на словах, о которых рассказывали друзьям за рюмочкой чая. А первый официально зафиксированный рекорд был установлен на электромобиле «Жанто» в 1898 году: он составил 63,14 километра в час.

Jeantaud
Первый в мире электромобиль-рекордсмен Jeantaud. На нем 18 декабря 1898 года Гастон де Шасслу-Лоба развил 39,24 миль в час (63,14 км/ч).

И понеслась! Вернее, понеслись: в 1899 году 100-километровый рубеж преодолел бельгиец Камиль Женатци на электромобиле своей конструкции, который он назвал Jamais Contente. На нем ему удалось выжать 105 километров в час. Затем 120 километров в час развил Леон Серполле на паровой (и тоже самодельной) машине. Причем место для установления рекорда он выбрал бесхитростно – прохватил прямо по улицам Ниццы. А наблюдатели больше боялись не за то, что смельчак куда-нибудь врежется, а за то, что на такой скорости он просто задохнется!

Jamais Contente («Вечно несчастливая»)
Электромобиль чудной формы и с не менее чудным названием Jamais Contente («Вечно несчастливая») первым взял планку в 100 километров в час в 1899 году. Рекорд продержался почти три года

Паровая машина 1902 год
Эта паровая машина была сделана известным французским инженером Леоном Серполле. 120 километров в час – неплохая скорость для 1902 года. Именно после ее заезда устанавливать рекорды начали массово: в гонку за скоростью включились марки Ford, Mercedes, Napier, Mors, Darracq и Gobron-Brillie

К борьбе подключились автопроизводители: дабы сделать рекламу своей только что открытой компании, Генри Форд установил рекорд в 147 километров в час на своей машине 999. А двухсоткилометровый рубеж в 1906 году взяли братья Стенли на паровой машине Stanley Rocket: на пляже в Дайтоне гонщик Фред Мэрриот достиг 205 километров в час. Год спустя он попытался побить рекорд уже в 300 километров в час, однако, подскочив на кочке, машина перевернулась и разбилась в щепки. Гонщик чудом остался жив, но больше рекордов скорости за ним не числилось.

Ford 999
Это Ford 999, названный в честь знаменитого железнодорожного экспресса. Аэродинамики у машины не было: Форд делал ставку на мощность. Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым мотором объемом 18,8 литра (!) мощностью приблизительно 70-100 лошадиных сил. У машины отсутствовал дифференциал и задняя подвеска, а руль больше походил на мотоциклетный

Паровая машина Stanley
Фирма Stanley производила паровые машины с 1902 по 1924 год. Заметно поднять популярность своей продукции помогла модель Rocket, разогнавшаяся до скорости 205 километров в час

Blitzen Benz
Последним довоенным рекордсменом стал автомобиль Blitzen Benz: в 1911 году он развил 228 километров в час и… рекорд не установил. Дело в том, что как раз в то время Международная автомобильная федерация ввела правило, что для фиксации рекорда необходимо совершить проезд в две стороны – за результат теперь бралась средняя арифметическая скорость. Blitzen же проехал в одну сторону, поэтому в официальную книгу рекордов не попал

Да будет битва

Разогнаться до трехсот? Сегодня это несложно: берете толстый кошелек, мощный суперкар и отправляетесь на безлимитный автобан. Четыреста? Вам понадобится кошелек потолще и дорога посвободнее (или трек), но идея та же – подобные машины сейчас можно просто купить. А как насчет разогнаться до той же скорости, но лет эдак сто назад?


Аэродинамика по-винтажному – используй свое тело!

Британец Малькольм Кэмпбелл был не из пугливых. На полуторатонном 350-сильном Sunbeam с авиамотором V12 и четырехступенчатой коробкой передач он в 1925 году преодолел планку в 250 километров в час. Свой рекордный автомобиль он назвал Bluebird, и впоследствии все его машины (хотя они уже не были марки Sunbeam) назывались именно так. «Синяя птица» – символ недостижимого счастья. Но была она воистину злая: это была первая рекордная машина с авиационным мотором!

Bluebird   Bluebird
После покупки Малькольм Кэмпбелл переименовал Sunbeam 350HP – машина стала называться Bluebird

Bluebird
Napier-Campbell Bluebird использовал более мощный 500-сильный двигатель объемом 22,3 литра – и вплотную подобрался к отметке в 300 километров в час

Уже через пару лет на новой «птице» с 500-сильным W12 Napier-Lion объемом 22,3 литра Кэмпбелл развил 281 километр в час. Радовался он недолго: через пару месяцев фирма Sunbeam построила 1000-сильную машину с бесхитростным именем 1000HP и двумя авиамоторами – и на том же самом пляже в Дайтоне британский гонщик Стив Сигрев развил 327 километров в час. Таким образом, 1000HP первой преодолела двухсотмильный рубеж. Значит, битва?!

Sunbeam 1000HP   Sunbeam 1000HP
За необычную форму кузова Sunbeam 1000HP в народе прозвали «улиткой». Необычная кличка для машины, которая развила 327 километров в час, не правда ли?

Кэмпбелл взял реванш уже через год, в 1928-м, – на очередной «Синей птице» Napier-Campbell Bluebird с форсированным до 875 сил мотором он развил 333 километра в час. Sunbeam был повержен, но на сцену вышел другой британский рекордсмен. На автомобиле Golden Arrow с аналогичным «птичьему» мотором Napier-Lion, «раскочегаренным» до 925 лошадиных сил, он смог достичь 372,66 километра в час. Кстати, из-за отсутствия радиатора у той машины были серьезные проблемы с системой охлаждения, поэтому, чтобы мотор не перегрелся, его обкладывали… льдом!

Napier-Campbell Bluebird
Авиационный мотор Napier-Campbell Bluebird развивал 875 лошадиных сил

«Золотая стрела»
  «Золотая стрела» с двигателем
Napier-Lion

Впрочем, последнее слово осталось за Кэмпбеллом: в 1930 году Стив Сигрев погиб, пытаясь поставить рекорд скорости на воде. Оставшись без конкурентов и обзаведясь новой машиной (теперь она называлась Campbell-Napier-Railton Bluebird) с двигателем с приводным нагнетателем объемом 23,9 литра и мощностью 1450 сил, Малькольм пять лет соревновался «сам с собой». В итоге на машине с уже 37-литровым мотором Rolls-Royce мощностью 2300 лошадиных сил он в 1935 году развил скорость в 482 километра в час – и, кстати, впервые он сделал это в Бонневиле.

Bluebird третьего «поколения»
Bluebird третьего «поколения» перед стартом


Bluebird третьего «поколения»
 Последняя «Синяя птица» Малькольма Кэмпбелла

Всего Малькольм Кэмпбелл установил девять мировых рекордов скорости на суше и три – на воде. Он был настолько знаменит в родной Англии, что снимался чуть ли не в каждой второй рекламе, а почта выпускала марки с «Синей птицей». Больше того, его даже удостоили титула рыцаря.


Первые рекорды ставились где попало. До 1930-х годов особой популярностью пользовался пляж Дайтона-Бич во Флориде. А автомобиль Форда, например, ставил рекорд на льду замерзшего озера в штате Мичиган. Последний рекорд скорости на дороге общего пользования был поставлен в 1924 году британцем Эрнестом Элриджем, который развил 234,98 километра в час на «Фиате».

Кэмпбелл ушел непобежденным, но скучать о новых рекордах пришлось недолго: уже спустя два года на старт вышел англичанин Джордж Эйстон. Он был инженером и изобретателем: в частности, он придумал приводной нагнетатель Powerplus, использовавшийся на спортивных машинах марки MG. Поэтому в чем-чем, а в способах добычи мощности Эйстон разбирался.

 

Его болид с грозным названием Thunderbolt был огромен: семь тонн, три оси, восемь колес и 4766 (!) лошадиных сил, снятых с двух двенадцатицилиндровых авиационных двигателей Rolls-Royce рабочим объемом 36,5 литра каждый.

Thunderbolt

Девятнадцатого ноября 1937 года на соляном озере в Бонневиле он развил скорость 502 километра в час. Через год Эйстон вернулся – в августе 1938 года Thunderbolt с улучшенной аэродинамикой смог развить невиданные 556 километров в час. Этот рекорд продержался пару недель – его побил соотечественник Эйстона Джон Кобб на болиде Railton Special, который развил 563 километров в час.

Thunderbolt
Автомобиль Кобба не мог похваcтать запредельной мощностью, но имел очень обтекаемый кузов каплевидной формы

Еще в 1935 году он установил рекорд трека Brooklands, неподалеку от которого жил, на сделанном на заказ автомобиле Napier-Railton c 12-цилиндровым 24-литровым (!) авиационным двигателем Napier-Lion, проехав круг со средней скоростью 230 километров в час. При том, что 500-сильная машина могла разогнаться до отметки в 270 километров в час, у нее были только задние тормоза.

Napier-Railton
Джон Кобб за рулем автомобиля Napier-Railton на трассе Brooklands. Оцените качество покрытия и отвагу гонщиков тех лет.

Автомобиль Railton Special, созданный для рекорда скорости, имел «всего» 2500 лошадиных сил – в два раза меньше, чем у болида Thunderbolt, – но обладал отменной аэродинамикой. Соперничество продолжалось до 1939 года: вперед вырывался то Эйстон, то Кобб – но в итоге с результатом в 594 километра в час победил автомобиль с обтекаемым кузовом. Это произошло всего за две недели до начала Второй мировой войны.

После Второй мировой. Эра Бонневиля

В разрушенной бесконечными бомбардировками Европе после войны было как-то не до рекордов скорости. Зато в Америке вернувшиеся на «гражданку» хот-роддеры (большинство из них служило в армии механиками) тут же начали гоняться – и установление рекордов стало действительно массовым делом.


После войны рекорды скорости пытались ставить даже на таких вот необычных конструкциях

Не каждый, конечно, мог позволить себе построить аппарат, который установит мировой рекорд, но скорость любили все! Поэтому и появились официальные организации, такие как SCTA (Southern California Timing Association) и NHRA (National Hot Rod Association), а также множество зачетов: если уж ставить не абсолютный рекорд, то хотя бы в каком-нибудь классе.

So-Cal Lakester
Автомобиль So-Cal Lakester с кузовом, изготовленным из авиационного топливного бака.

Одной из звезд заездов на скорость в те годы был Алекс Ксайдис. Едва вернувшись на родину в 1946 году, он в тот же день основал ателье So-Cal Speed Shop (от слов Southern California – «Южная Калифорния») – компания занялась производством деталей для хот-родов, а сам Алекс был постоянным участником соревнований. Кстати, сейчас ему 92 года и он по-прежнему гоняет на хот-родах!

General Motors
Несколько лет назад компания General Motors отметила 60-летний юбилей знаменитой машины Ксайдиса, построив современную интерпретацию болида с современным двухлитровым турбомотором.

Машины строили из того, что было. Но Ксайдис понимал важность аэродинамики, поэтому придумал простой и элегантный ход – он сделал кузов автомобиля из… подвесного топливного бака списанного военного самолета Lockheed P-38 Lightning! Каплевидный бак обладал отличной обтекаемостью, и в 1950 году машина Ксайдиса с центрально расположенным мотором Ford V8 Flathead объемом всего 4,8 литра легко смог развить 320 километров в час. Конечно, это не было абсолютным мировым рекордом скорости – но для построенной в гараже самоделки результат был более, чем достойным, а моду делать болиды из подвесных самолетных баков тут же подхватили хот-роддеры в Калифорнии.

Moonliner
  Один из самых известных автомобилей МунаMoonliner – развивал скорость 456 километров в час.

Еще один интереснейший человек того времени – Дин Мун. О его успехах говорит хотя бы тот факт, что в музее NHRA аж восемь его машин. Мун, к слову, был одним из основателей автошоу SEMA (Specialty Equipment Market Association), которое впервые прошло в 1963 году в Лас-Вегасе. Кроме того, именно он сделал первый «Бэтмобиль» на базе концепта Lincoln Futura. Да что уж там! Первую в мире A.C. Shelby Cobra он с Кэроллом Шелби лично собирал в гараже в Санта-Фе Спрингз – там, где до сих пор находится компания Mooneyes.

Что же касается абсолютных рекордов скорости, то после войны Кобб попытался улучшить рекорд – и сделал это! В 1947 году, восстановив и улучшив свой болид, он развил скорость 634,39 километра в час. К сожалению, через пять лет Кобб погиб при попытке поставить рекорд скорости на воде, на озере Лох-Несс.


Трагическая попытка установления рекорда Джоном Коббом

Следующий рекорд был установлен только в 1960 году знаменитым гонщиком Микки Томпсоном, основавшим в последующем знаменитую шинную компанию. Обтекаемый болид Challenger I оснащался четырьмя двигателями V8 от Pontiac (каждый – объемом 6,8 литра) с приводными нагнетателями и четырьмя коробками передач от «Кадиллаков» 1937 года и приводом на все колеса. Он смог достичь скорости в 406,6 миль в час (654,2 километра в час). Правда, рекорд засчитан не был: по правилам, автомобиль должен был проехать дистанцию в обе стороны, а Challenger на обратном пути сломался, и официально планка в 400 миль в час так и не была побита.

Автомобиль Микки Томпсона
Знаменитый американский хот-роддер Микки Томпсон сделал свой рекордный автомобиль в гараже.

Зато на сцену вышел Дональд Кэмпбелл – сын Малькольма Кэмпбелла. Для своей машины Кэмпбелл-младший, естественно, выбрал название Bluebird, а вот силовую установку решил сделать газотурбинной. Он, как и Томпсон, стартовал в Бонневиле в 1960 году.

Автомобиль Микки Томпсона

Это был первый опыт установления рекорда на суше для Кэмпбелла-младшего: однако еще в 1955 году он установил рекорд скорости на воде (катер, естественно, тоже носил имя Bluebird) – и к тому моменту успел улучшить его пять раз, развив в итоге 416 километров в час.

Четырехтонный болид с огромными 52-дюймовыми колесами имел газотурбинный двигатель Bristol-Siddeley Proteus мощностью 4250 лошадиных сил. Задачей Кэмпбелла было развить скорость свыше 500 миль в час (804,5 километра в час). Широко применяемых ныне тормозных парашютов у Bluebird CN7 еще не было: до скорости в 600 километров в час ее должны были осаживать два воздушных тормоза, а затем – мощные дисковые тормоза.

Bluebird CN-7

Его болид Bluebird CN-7 делали всей Великобританией – машину Кэмпбеллу помогали строить аж 72 компании. До того момента ни один рекордный автомобиль не обходился дороже, чем в 100 тысяч долларов. Но «Синяя птица» Кэмпбелла обошлась в невероятные 4 миллиона, а с учетом всех остальных расходов – во все 6 миллионов!

«Кортеж» Кэмпбелла состоял из 26 машин – при том, что у Микки Томпсона в Бонневиле был лишь дом на колесах, техничка и прицеп для «Челледжера». В то же время, Микки еще в 1960 году развил скорость свыше 400 миль в час, а Кэмпбелл за три недели не смог достичь и двухсот.

Во время очередной попытки Bluebird CN7 вдруг взмыл в воздух, и, приземлившись, рухнул на бок. Сам Кэмпбелл пострадал несильно: ссадины и синяки. Две недели в больнице – и он вернулся в Англию готовиться к следующей попытке. Автомобиль был восстановлен, а главным его новшеством стал огромный «плавник» – для лучшей стабильности.


Рекордный заезд Дональда Кэмпбелла

Правда, ехать в Бонневиль Дональд больше не захотел – и решил отправиться за рекордом на озеро Эйре в Австралии. Причина была в том, что тогдашняя бонневильская трасса длиной в 16 миль с замером скорости на десяти из них плохо подходила для торможений – на них оставалось всего шесть миль. Но и в Австралии ничего не получилось: как назло «зарядили» сильные дожди, и трасса оказалась просто непригодной для заездов. Еще один год – мимо. В результате Кэмпбелл-младший смог побить рекорд лишь в 1964 году. Скорость составила 403 мили в час (648 километров в час).


Как и многие рекордсмены, Дональд Кэмпбелл трагически погиб во время попытки установить рекорд скорости на воде.

А это было не только меньше, чем у болида Challenger, но и уступало новому рекорду, поставленному год назад болидом Spirit of America.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Motor.ru.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

30.08.2013 Машины F1 получат новую боковую противоударную структуру в 2014 году
07.08.2013 Новости Formula 1. В Mercedes AMG показали, как будет звучать новый турбомотор V6 для гонок 2014 года. Представлена аудиозапись
24.07.2013. Швейцарская команда Формулы 1 Sauber подписала долгосрочное соглашение с тремя российскими организациями. Российская сторона вложит в развитие Sauber около 500 млн долларов. Представлены видео
23.07.2013. Компьютерное моделирование при доработке гоночных машин применяется все чаще. Используя существующие опыт и технологии российский НИАТ планирует выпустить собственный болид для участия в Формуле 1
31.05.2013 Велосипед с ракетным двигателем разогнали до 263 км/ч, поставив, таким образом, новый рекорд скорости. Представлено видео
21.04.2013 Bugatti построил самый быстрый в мире кабриолет, который установил новый мировой рекорд скорости для автомобилей с открытым верхом - 408,84 км/час
16.02.2013. Российская команда Формулы-1 "Маруся" (Marussia) представила свой новый болид
18.01.2013 Компании Bloodhound, Altair и GrabCAD объявляют конкурс по созданию дизайна руля для сверхзвукового автомобиля BLOODHOUND
16.11.2012 Ученые из Великобритании в рамках проекта Jet Reaction планируют побить мировой рекорд скорости мотоцикла, разогнав его до 684 км/ч
10.11.2012. Команда Формулы-1 Lotus будет использовать программу компании Anaglyph - Laminate Tools, предназначенную для проектирования и расчетов композитных структур
12.10.2012 На Парижском автосалоне компания Ferrari представила композитный монокок нового флагманского гиперкара
29.09.2012 Boeing Business Jet установил мировой рекорд скорости
14.08.2012 Революционный проект компании SpaceX - сверхзвуковой поезд будущего Hyperloop, развивающий скорость более 1600 км/час
18.01.2012 Новый болид Ferrari прошел краш-тест только со второй попытки - после увеличения числа слоёв в композитных структyрах (многослойных углепластиках)
31.07.2011. Будущее автомобилестроения немыслимо без полимерных композитов
18.06.2011 Россия анонсировала создание сверхбыстрого поезда
08.06.2011 Австралийцы практически закончили разработку карбонового суперкара
13.02.2011 Компания Lamborghini представила карбоновый монокок нового суперкара
06.02.2011 Команда McLaren представила болид с радикальной аэродинамикой
18.11.2010 Команда Red Bull Racing Formula One и ANSYS вместе выигрывают Кубок конструкторов F1
27.10.2010 Китайский поезд Harmony – CRH-380A установил новый рекорд скорости - 416,6 км/ч
12.11.2009. Формула 1: аэродинамическая труба или вычислительная аэродинамика?
18.12.2008 Новая модель высокоскоростного поезда Pegase AGV прошла испытания в Европе
29.09.2008. ANSYS помогает завоевывать награды BMW Sauber F1