Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Automotive новости 23 Июля 2013 года
Данная новость была прочитана 4640 раз

Компьютерное моделирование при доработке гоночных машин применяется все чаще. Используя существующие опыт и технологии российский НИАТ планирует выпустить собственный болид для участия в Формуле 1

Логотип Formula 1

Один из ключевых факторов успеха в Формуле 1 – планомерная доработка машины по ходу сезона. После запрета на проведение тестов инженерам приходится полагаться на моделирование и пятничные свободные заезды, но не всегда разработанные новинки оправдывают ожидания. Технический консультант Marussia Пэт Симондс рассказал о сложностях решения этой задачи…

Пэт Симондс: «В последние двадцать лет значимость моделирования постепенно возрастала – от работы с пропорциональными моделями машин в аэродинамической трубе до сложных программ расчёта прочности, позволивших значительно увеличить надёжность машин.

Появление активной подвески в начале 90-х способствовало активному использованию моделирования – сначала применялись относительно простые математические модели, потом их сложность увеличилась, что в итоге привело к появлению современных мощных компьютерных симуляторов, позволяющих максимально реалистично имитировать поведение машины на трассе для инженеров и гонщиков. Сейчас команды, приезжая на первые тесты, уже понимают, чего ждать от новой машины.

Самая плодотворная область доработки машины по ходу сезона – повышение эффективности элементов аэродинамики. Конфигурация антикрыльев, кузовных панелей и диффузора серьёзно меняется, но дорабатывается и механика, и элементы подвески. Предварительно новинки тестируются на симуляторе, а потом команда работает с ними во время пятничных свободных заездов, оценивая эффективность, надёжность и другие факторы. Доработка машины касается не только физических деталей, но и программных решений – картографии двигателя, алгоритмов работы коробки передач – в рамках, разрешенных регламентом.

Сейчас команды на зимних тестах в основном работают над обеспечением надёжности базовых систем, а многие новинки откладывают до первой гонки сезона, что с одной стороны позволяет инженерам и конструкторам максимально оптимизировать эти решения, получив определённый резерв времени, с другой – говорит об уверенности команд в их инструментах моделирования.

Прежде машина обновлялась несколько раз в год – к началу европейской части сезона, к середине чемпионата и перед финальными гонками. Сегодня этот процесс идёт постоянно – команды привозят новинки на каждый Гран При, хотя действительно масштабные изменения в конструкции машины по-прежнему требуют длительной проработки.

В ситуации, когда большая часть работы с машиной проводится в виртуальной среде, крайне важно добиться корреляции результатов компьютерных вычислений с поведением модели в аэродинамической трубе и реальной машины на трассе. Если такой корреляции нет, команда уступит соперникам в темпах доработки машины, а в худшем случае будет двигаться в ошибочном направлении, увеличивая отставание.

Формула 1 – это очень непростой спорт, в котором аутсайдерам порой приходится прилагать даже более серьёзные усилия, чем тем, кто ведёт борьбу наверху».

Marussia MR02

Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) планирует в ближайшее время разработать оригинальный российский болид для участия в гонках Формулы 1.

«Начатый нами проект по масштабам таков, что для его реализации нужна помощь либо государства, либо крупной финансово-промышленной структуры, — считает глава НИАТ Олег Сироткин. — На разработку, создание и испытания нескольких болидов нам нужен 1 млрд руб.». Для реализации проекта «Русский болид», говорит Сироткин, НИАТ готов создать кооперацию предприятий: «Мы говорили с МАИ, МАДИ, ЦАГИ. Думаю, для реализации данного проекта нужно создать консорциум из 5–6 компаний и организаций». «Все узлы болида мы готовы сделать сами, — говорит руководитель опытного производства НИАТа Анатолий Смолин. — Какие-то узлы мы заимствуем, что-то попытаемся улучшить. Думаю, можем что-то сделать в конструкции подвески, трансмиссии».

По словам Сироткина, НИАТ провел переговоры с Фондсервисбанком, который может помочь с финансированием проекта в том случае, если институт сумеет заинтересовать заказчиков.

Официальный представитель Фондсервисбанка Григорий Белкин подтвердил, что банк оказывает проекту финансовую поддержку.

«У меня сын гонщик, — говорит Олег Сироткин, отвечая на вопрос об интересе авиаинститута к автогонкам. — Кроме того, сейчас в Россию приходит Формула-1, в стране планируется построить несколько автодромов. Нужно замкнуть эту цепь, создав русский болид».

Сыну Олега Сироткина Сергею 15 лет. Он двукратный чемпион России по картингу, сейчас выступает в серии Abarth — юношеских соревнованиях для бывших картингистов, переходящих в соревнования Формул.

Сироткин-младший заявлен на грядущий сезон основным пилотом швейцарской команды Jenzer Motorsport: по отзывам cпортивной прессы, он имеет все шансы стать серьезным пилотом. В НИАТе надеются, что в скором времени именно Сергей Сироткин будет обкатывать первые русские болиды. «Нам важно понимать, что мы делаем болид для пилота, у которого действительно есть шансы стать гонщиком-победителем», — отметил Анатолий Смолин.

Среди тех, кому может быть интересны российские болиды для Формулы, Олег Сироткин назвал Николая Фоменко — президента компании Marussia Motors и директора инженирингового департамента команды Формулы-1 Virgin Racing. Cам Фоменко инициативу НИАТ оценил сдержанно. «Без сомнения, у нас есть инженеры, которые, наверное, и не хуже, чем те, кто делает болиды для других команд Формулы. — Но самое главное в таких вопросах — это опыт. Каждый сезон в чемпионате Формула-1 издается новый регламент для строительства болидов, который зачастую полностью переворачивает мировозрение инженеров. Это примерно 6 тыс. страниц текста, там все до мельчайших подробностей детализировано. Во всем мире технических директоров и дизайнеров, хорошо разбирающихся в этом, может быть, 15 человек от силы».

Фоменко не уверен, что российским авиационным инженерам удастся войти на рынок высоких автомобильных технологий. «Marussia Motors, к примеру, сейчас только учится делать переднее антикрыло для Формулы. Не изобретать, а просто повторять учимся. Для этого нужен большой опыт».

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов F1 news.ru и Маркер.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

16.02.2013 Российская команда Формулы-1 "Маруся" (Marussia) представила свой новый болид
12.10.2012 На Парижском автосалоне компания Ferrari представила композитный монокок нового флагманского гиперкара
18.01.2012 Новый болид Ferrari прошел краш-тест только со второй попытки - после увеличения числа слоёв в композитных структyрах (многослойных углепластиках)
08.06.2011 Австралийцы практически закончили разработку карбонового суперкара
13.02.2011 Компания Lamborghini представила карбоновый монокок нового суперкара
06.02.2011 Команда McLaren представила болид с радикальной аэродинамикой
18.11.2010 Команда Red Bull Racing Formula One и ANSYS вместе выигрывают Кубок конструкторов F1
29.09.2009 ANSYS помогает завоевывать награды BMW Sauber F1