Швейцарская команда Формулы 1 Sauber подписала долгосрочное соглашение с тремя российскими организациями. Российская сторона вложит в развитие Sauber около 500 млн долларов. Представлены видео
Команда Формулы-1 Sauber, испытывающая серьезные финансовые трудности, нашла спасение в России. 15 июля было объявлено о заключении долгосрочного партнерского соглашения между швейцарской командой и сразу тремя российскими организациями – Национальным институтом авиационных технологий, Международным фондом инвестиционного сотрудничества и Государственным фондом развития Северо-Запада РФ. В сообщении Sauber говорится о том, что благодаря соглашению команда получит «долговременную основу для роста конкурентоспособности команды». Упор в заявлении делается на разработку и коммерциализацию российских технологий. Кроме того, отмечается, что в рамках сотрудничества будет реализована программа «воспитания» молодых российских пилотов. Речь, в частности, о 17-летнем гонщике Сергее Сироткине, под которого будет сформирована программа развития. Ее цель – сделать так, чтобы уже в будущем сезоне, когда в Сочи состоится первый Гран-при России, Сергей Сироткин получил место призового пилота. Примечательно, что Сергей – сын гендиректора НИАТ, члена-корреспондента РАН Олега Сироткина.
Директор по развитию НИАТ Николай Ветров, являющийся также руководителем команды Formula Z Racing (ее основной спонсор – госкорпорация «Ростехнологии»), за которую сейчас выступает Сироткин-младший в Мировой серии Renault 3.5, заявил, что участие российского пилота в Формуле-1 – «это лишь вершина айсберга». «Мы намерены создать российско-швейцарский консорциум, задачей которого будет не только участие в гонках, но и всеобъемлющее сотрудничество в научной и технической сферах. Нам действительно есть, что предложить друг другу. А те два фонда, что причастны к договору,– очень серьезные организации»,– отметил господин Ветров в интервью.
В свое время экономический кризис очень сильно ударил по автоспорту вообще и Формуле-1 как флагманской серии, в частности. Ушли сразу несколько команд, в числе которых - заводские Honda и Renault, а менеджмент Берни Экклстоуна и FIA взяли курс на сокращение расходов. Однако есть мнение, что заявления и действия управленцев не привели к снижению затрат, но привели к увеличению запретов и регламентов, которые в некоторых случаях имеют негативное влияние на Королевские автогонки. Среди команд, которые постоянно балансировали на грани закрытия, были такие известные «конюшни» как Williams и Sauber. Даже, казалось бы, весьма богатая и благополучная Force India и то испытала на себе удары финансовых волн. Более-менее уверенно себя чувствовали, пожалуй, только три команды: Red Bull вместе со своим сателлитом Toro Roso, Ferrari и McLaren. Остальные участники гонок так или иначе испытали на себе последствия кризиса. Хотя не исключено, что и в топ-командах было не все так радужно, просто об этом почти ничего не известно.
Sauber, несмотря на относительную молодость, воспринимается как одна из «пелетоно-образующих» команд, которая хоть и не хватала звезд с неба, но всегда находила варианты продлевать свое присутствие в Формуле-1. Она едва не исчезла после ухода из F1 концерна BMW, но Петеру Зауберу и тогда удалось удержаться и сохранить брэнд. Кстати, одним из первых официальных партнеров команды была компания Red Bull, а также позднее Sauber F1 довольно тесно была связана с Ferrari. У Заубера успели поездить такие известные пилоты, как Кими Райкконен, Джанкарло Физикелла, Жак Вильнев, Жан Алези, Ник Хайдфельд, Фелипе Масса. Именно из Sauber в McLaren попал Серхио Перес, и, кстати, ранее тот же путь прошел Кими Райкконен. Лучший результат за всю историю выступлений – четвертое место в Кубке Конструкторов в 2001 году. Тогда за команду ездили Ник Хайдфельд и Кими Райкконен на болиде С20 с двигателем Ferrari. В другие годы пилоты швейцарской команды часто приезжали в очковой зоне и порой поднимались на подиум.
Финансовые сложности Sauber испытывает на протяжении всего сезона. По оценке коммерческого директора команды Формулы-1 Caterham Оксаны Косаченко, дефицит бюджета Sauber на текущий сезон – около €25 млн, что составляет примерно четверть всей расходной части. Петер Заубер не отрицал, что денег команде не хватает и уже дошло до того, что кредиторы подают к ней иски. Среди кредиторов числится и Ferrari, которая грозила прекратить поставки двигателей, если долги не будут погашены.
Изображение разрезанной пополам модели гоночного автомобиля Sauber (изображение можно увеличить)
«Год назад такая сделка с Sauber была бы невозможна, потому как ее запросы были бы существенно выше. Но команда лишилась ряда спонсоров, и ей перестало хватать на жизнь. Тут надо отметить, что у Sauber высоки накладные расходы. У команды отличная база в Швейцарии, но строилась она в те времена, когда ее контролировала BMW. Без помощи последней даже содержать все эти сооружения, тем более в Швейцарии, очень непросто,– отметила Оксана Косаченко.– Неудивительно, что Sauber была готова предоставить крупную скидку».
Нынешний руководитель Sauber Мониша Кальтенборн, комментируя сделку, сообщает, что команда не была продана. И штаб-квартира, и менеджмент остаются. Олег Сироткин в интервью отметил, что речь идет не о спонсорстве, а об инвестиционной программе, которая в будущем принесет пользу и российским участникам, и швейцарским. «Мы все это рассматриваем как совместный инвестиционный проект. Спонсорство – это совсем другое дело: ты отдал деньги и повесил какую-то рекламу. Это для нас не так интересно, поскольку у нас есть свои задачи, у команды Sauber есть свои задачи. Инвестиционный проект более интересен, и мы знаем, как привлечь эти деньги. У нас два мощных фонда, которые знают это лучше других: деньги вкладываются в развитие, инвестиции потом окупятся и дадут прибыль – и нам, и команде».
Российские компании ранее уже неоднократно сотрудничали с командами Формулы-1. Собственно первой командой, на которую они обратили внимание, и была Sauber, подписавшая в 2003 году спонсорский контракт с МТС. Два года спустя в Формуле-1 появилась команда, выступавшая под российским флагом: предприниматель Алекс Шнайдер купил Jordan у Эдди Джордана, переименовал команду в Midland, но уже в 2006 году от «конюшни» избавился. С 2010 по 2012 год в Формуле-1 при поддержке, в частности, «Ростехнологий» и «Вертолетов России» выступал российский пилот Виталий Петров (два года – в Renault и один – в Caterham). Наконец, команда Marussia официально считается российской.
«Отрадно, что российские компании все-таки идут в Формулу-1,– отметила Оксана Косаченко.– В данном случае радует и то, что пилот, которого продвигают, достойный. Но, зная особенности ведения бизнеса в России, во что в действительности выльется это сотрудничество, можно будет говорить только после того, как деньги поступят на счет Sauber».
Сергей Сироткин
Имя молодого российского гонщика Сергея Сироткина на данный момент известно, пожалуй, лишь тем, кто постоянно следит за кольцевыми гонками младших серий. Он выступал в Формуле Abarth, в Ф3, в AutoGP. В 2011 году молодой российский пилот завоевал чемпионский титул евросерии Формулы Abarth, выступая за команду Euronova и выиграв пять гонок из четырнадцати.
Нынешний сезон проводит в Мировой серии Renault 3.5 – одной из самых близких к Королевским Гонкам серий. Сергей заявил о себе с самой первых заездов в Монце – показал лучшее время на свободных заездах, квалификацию проиграл лишь Штоффелю Вандорну и был очень быстр в гонке. На данный момент Сергей занимает восьмое место в общем зачете WSR, имея 34 очка. Это лучший результат среди российских гонщиков, выступающих в Мировой серии Renault в этом году.
«На первый взгляд, Сергей Сироткин не имеет права на получение супер-лицензии, которая требуется для выступления в Формуле-1. Он должен был выиграть WSR 3.5, чтобы подтвердить свои успехи. Но Sauber может использовать в его пользу всеобъемлющую оговорку, в том плане, что «пилот постоянно демонстрирует выдающиеся способности в управлении одноместными автомобилями класса «Формула», - пишет в своей заметке ведущий обозреватель BBC Sport Эндрю Бэнсон.
Спустя неделю после подписания соглашения, швейцарское издание Sonntagszeitung со ссылкой на свои источники сообщило о некоторых его деталях. Sonntagszeitung утверждает, что до конца августа российская сторона получит представительство в совете директоров команды. При этом нынешний гендиректор Sauber якобы свой пост покинет. Ее контролирующим владельцем при этом останется Петер Заубер. В рамках соглашения российская сторона также обеспечит команде финансирование. Утверждается, что речь идет о вкладе в 470 млн швейцарских франков.
У команды Sauber подготовлена модель их гоночного автомобиля, благодаря которой можно ознакомиться с подробностями внутренноего устройства болида.
С полным списком подготовленных об автомобиле видео можно ознакомиться на канале YouTube Sauber.
Кроме технических особенностей болида, Sauber знакомит интересующихся с физическими характеристиками автомобиля. В частности, демонстрируя видео об обтекаемости машины, выполненнию с помощью CFD анализа. С другими записями можно также ознакомиться на канале YouTube Sauber.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов Коммерсант, Независимое военное обозрение, Чемпионат и др.
Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:
16.02.2013 Российская команда Формулы-1 "Маруся" (Marussia) представила свой новый болид
12.10.2012 На Парижском автосалоне компания Ferrari представила композитный монокок нового флагманского гиперкара
18.01.2012 Новый болид Ferrari прошел краш-тест только со второй попытки - после увеличения числа слоёв в композитных структyрах (многослойных углепластиках)
08.06.2011 Австралийцы практически закончили разработку карбонового суперкара
13.02.2011 Компания Lamborghini представила карбоновый монокок нового суперкара
06.02.2011 Команда McLaren представила болид с радикальной аэродинамикой
18.11.2010 Команда Red Bull Racing Formula One и ANSYS вместе выигрывают Кубок конструкторов F1
29.09.2009 ANSYS помогает завоевывать награды BMW Sauber F1