Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 12 Апреля 2013 года
Данная новость была прочитана 4551 раз

Пётр Щедровицкий: "Занятость на рынке труда: кто выбивается в лидеры по востребованности"

 Процесс смены приоритетов занятости на мировом рынке труда и исчезновение целого ряда привычных для нас профессий - например, охранников и бухгалтеров - идет полным ходом. Эти проблемы, прежде всего, испытывают на себе развитые экономики, в которых уровень безработицы резко подскочил еще в начале экономического кризиса - в 2008-2009 годах. Однако рано или поздно безработица коснется и России, рынок труда которой пока отражает тенденции конца 80-ых-начала 90-ых годов прошлого века.

Люди обычно чувствуют эти изменения на несколько лет раньше, чем их фиксируют государственные институты управления. Именно поэтому они уже сегодня начинают задумываться о переквалификации и получении дополнительного образования. И здесь встает вопрос, где это образование получать, каково его реальное качество в России.

В последние 30 лет мир пережил несколько революций в сфере формирования человеческого и социального капитала. Это и пресловутая фитнесс-революция: широкое распространение моделей здорового образа жизни, изменение требований к питанию и качеству среды. Здоровье, в широком смысле слова, в числе приоритетов качества человеческого капитала вышло на первый план.

Другим стал и подход к оценке качества образования: сменился список так называемых престижных профессий. Например, на первых местах в перспективном перечне профессий 2020 года, в основном, медицинские специальности. Кроме того, изменились требования к так называемому среднему образовательному уровню. Швейцарское ПТУ, например, сегодня учит тому же, чему и наш обычный инженерный ВУЗ. Средний уровень по мировым меркам – это знание нескольких языков, умение работать в технологиях 3D-моделирования и управлять технологическими системами и комплексами, уже частично автоматизированными и роботизированными. На повестке дня – совмещение требований к инженерной специальности с требованиями к управленческой.

Многие прогнозы сегодня предрекают возвращение востребованности инженерной профессии. На наших глазах в России меняются приоритеты 90-ых годов прошлого века и 2000-ых: на рынке чувствуется существенный избыток юристов, экономистов, психологов. Завтра, как я уже сказал, станут не нужны охранники, бухгалтеры, водители. Не нужны преподаватели, которые учат по старым программам, пересказывая учебники, которые можно бесплатно скачать в Интернете. Кардинально меняются требования к подготовке врачей: они должны уметь работать с современными информационными системами, роботизированными диагностическими и лечебными комплексами, 3D-моделями с электронными картами тела, с электронными датчиками болезни – это принципиально другой уровень профессиональной и специальной подготовки.

Естественно, меняются и требования к инженерным специальностям. Нам нужен системный инженер, который представляет, как устроен современный мир деятельности, и может на него влиять. Он должен не только уметь решать задачи по совершенствованию технических устройств, но и быть в состоянии проектировать полный жизненный цикл техно-природных систем.

Темп процесса изменений зависит от того, как быстро инновации проникают в те или иные области жизни, как они меняют систему разделения труда в них. Есть более затронутые этим процессом сферы, есть менее затронутые. Есть страны, которые поставили «железный» занавес и стараются сохранить старую систему занятости. А есть страны, которые не могут этого себе позволить, так как уже стали частью глобального мира. В них идут перетоки людей, возникает массовая безработица, как сейчас в Испании – 25% без работы. И это не предел.

Меня регулярно спрашивают: «Как появление инноваций связано с отмиранием целого ряда профессий?» Напрямую. Проведу показательную аналогию. Если помните из курса истории, в конце ХIХ века в Соединенных Штатах начинается технологизация в сельском хозяйстве: внедряются первые удобрения, опробуется сельскохозяйственная техника, вводятся всякого рода рациональные методы севооборота и повышения продуктивности различных сельхозкультур. И в итоге, из этой сферы высвобождается 2/3 занятых: они просто вылетают с работы. Так вот сейчас все то же самое происходит в области промышленного производства. Инновации - 3D-моделирование, новые материалы и роботизация - настолько меняют эту сферу, что выброшенных с работы может быть до 4/5. А поэтому и средний образовательный уровень, о котором мы говорим, будет средним для той 1/5, которая уцелеет. Это будут люди, призванные управлять производственными комплексами, иначе организованными и структурированными, чем 30 лет назад.

Этот переход будет происходить в масштабе смены одного поколения, что в среднем - 25-30 лет. И на этом фоне другие системы – образования, подготовки кадров, мобильности населения, инфраструктуры и сферы услуг – как обычно, сильно отстают, тем более, в странах, которые позже включились в глобальную экономику. В том числе, отстают и государственные политики в этой сфере, потому что государство не видит этих проблем. Их видят те, кто развивает промышленное производство. Там мейнстрим, там создают радикальные инновации, которые меняют характер самого промышленного производства, а также требования к людям. Но пока производственная сфера эти требования сформирует, пока это будет переведено в требования к системе образования и система образования как-то на это отреагирует, пройдут годы, а может быть и десятилетия. А жить, работать и учиться нам нужно сегодня.

Выход? Как известно, почти 20 % российских семей сегодня рассуждает следующим образом: понятно, что наши дети рано или поздно уедут из России или будут работать в глобальных компаниях, в том числе на территории России и стран СНГ. На западе образование стоит двадцать тысяч долларов в год, а здесь, в среднем, три-четыре. Если ты показал хорошие результаты, то можешь вообще учиться за счет бюджета. Поэтому нужно любыми способами его получить, и желательно, бесплатно. Если мы правильно выберем ВУЗ и будем что-то еще ребенку давать, пока он растет, из того «супового набора», который в мире «продается», то он потом себе место найдет. Доучится где-то по конкретной специальности и найдет работу.

Тем, кто планирует работать в России, нужно четко понимать, что не может быть хорошей подготовки в тех областях, где нет промышленного производства и проектов мирового уровня. Это связанные друг с другом процессы. Поэтому выбирать надо сферу занятости, а не ВУЗ. Ведь на процесс обучения придется потратить много сил и семь-десять лет жизни. И многое зависит от целеустремленности и собранности самого учащегося. Во всяком случае, не меньше, чем от выбора хорошей кафедры и типа специализации. Другими словами, мы снова приходим к необходимости осознать, что образование – это дело наших рук. Тому, кто хочет развиваться, придется самостоятельно добирать необходимые знания, а не надеяться на какой-то конкретный ВУЗ, учебную программу и даже систему образования в целом.

Петр Щедровицкий

Петр Щедровицкий

Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт при Правительстве России по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab®  по материалам сайта ИТАР-ТАСС.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

07.01.2013 Сотрудники CompMechLab® НИУ СПбГПУ опубликовали два аналитических обзора (учебных пособия): "Современное инженерное образование" и "Компьютерный инжиниринг", подготовленных в рамках проекта Минпромторга России "Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную перспективу"

Теги новости:
ANSYS LS-DYNA MSC.Software CATIA CompMechLab® Dassault Systemes MathCAD Mathematica Fluent ESI Group Airbus Siemens Samsung Volkswagen Boeing NASA Siemens PLM Software EDAG Schlumberger Lockheed Martin Northrop Grumman Raytheon DARPA Bombardier Aerospace Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) Nissan Motor Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) Государственная корпорация "Ростех" Государственная корпорация "Росатом" IBM Intel ANSYS, Inc. ОАО "АВТОВАЗ" Renault EADS РСК "МиГ" COMSOL Multiphysics Компания "Сухой", ОАО ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского HP General Electric Pratt & Whitney Rolls-Royce AMD НПО "Сатурн" Cray Microsoft Google BMW МГУ им. М.В. Ломоносова Mercedes Benz Daimler Toyota Motor Saab General Motors Honda Moldex3D ГНПРКЦ ЦСКБ "Прогресс" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Porsche Audi Ford MapleSoft ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" Ferrari Mazda Объединенные машиностроительные заводы Sikorsky Dell Altair Engineering ОАО "КАМАЗ" Apple iPhone Apple iPad Объединенная промышленная корпорация "ОБОРОНПРОМ" Bugatti Automobiles ФГУП "Конструкторское Бюро Машиностроения" Корпорация "Иркут" Каф. "Механика и процессы управления" НИУ СПбГПУ Ракетно-Космическая Корпорация "Энергия" Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ЦНИИ технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ) Силовые машины ОКБ Гидропресс ОКБМ "Африкантов" Атомэнергопроект ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" ОАО "Климов" ОАО "Камов" HyperWorks ОАО "Вертолёты России" Eurocopter