Четвертый международный форум «Передовые цифровые и производственные технологии» 14–15 декабря 2022 года
Hi-Tech новости 18 Февраля 2013 года
Данная новость была прочитана 3575 раз

ВИАМ и ЦАГИ выходят на новый уровень сотрудничества. ВИАМ приглашен к участию в международном проекте PоLaRBEAR

Логотип ЦАГИ ВИАМ_логотип

1 февраля 2013 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) состоялось совещание по работам в области легких конструкций и полимерных композиционных материалов, перспективных для реализации совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ).

Как заявил Генеральный директор ВИАМ, академик РАН, профессор Евгений Николаевич Каблов, «мы выходим на новый уровень стратегического сотрудничества по реализации важнейших проектов и применению новых материалов в различных конструкциях». Он также выразил признательность за приглашение ВИАМа к международному проекту PоLaRBEAR, который с российской стороны курирует ЦАГИ.

В свою очередь исполнительный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Сергей Леонидович Чернышев подчеркнул необходимость и важность кооперации работы с ВИАМ, а также поблагодарил руководство ВИАМ за поддержку и совместное сотрудничество.

Заместитель Генерального директора ВИАМ, кандидат технических наук Владислав Валерьевич Антипов представил совместные проекты в области легких конструкций. В частности, по применению алюминий-литиевых сплавов, слоистых алюмостеклопластиков, а также испытаниям этих материалов и конструкций из них. При этом он проанализировал зарубежный опыт работы в этом направлении и предложил на рассмотрение два проекта:

- «Конструирование и испытания крупногабаритных элементов конструкции обшивки фюзеляжа из слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ на базе Al-Li сплавов с разработкой схем и методов соединения (включая сращивание слоев) для повышения ресурса и весовой эффективности»;

- «Конструирование и испытания крупногабаритных элементов панелей крыла, включая сварные, состоящие из плит, листов и прессованных панелей алюминий-литиевых сплавов с усиливающими элементами различной структуры из СИАЛов для повышения безопасной повреждаемости и весовой эффективности».

Заместитель Генерального директора ВИАМ, кандидат технических наук Денис Вячеславович Гращенков представил совместные проекты в области полимерных композиционных материалов. В частности, он проанализировал объемы применения ПКМ в авиатехнике, тенденции развития оптоволоконных систем встроенного контроля и рассказал о новых разработках ВИАМ по созданию ПКМ, связующих, углепластиков и их испытаниях. Докладчик предложил к рассмотрению следующие проекты:

- «Разработка методик, теоретические и экспериментальные исследования оценки первичных разрушений ПКМ, влияния геометрии структуры армирования для установления достоверности понижающих коэффициентов расчета конструкций»;

- «Конструирование и испытания крупногабаритных элементов панелей крыла из ПКМ с молниезащитным покрытием и разработка способов соединения элементов конструкций, обеспечивающих снижение накопления статического электричества и повышение устойчивости к воздействию высоковольтных электрических зарядов»;

- «Конструирование и испытания крупногабаритных элементов конструкции крыла из ПКМ с оптоволоконной системой встроенного контроля для эксплуатации по техническому состоянию»;

- «Разработка высокоэффективных ЗПК на основе композиционных материалов с заданными акустическими характеристиками, в целях снижения шума самолетов (вертолетов) в салоне и на местности в соответствии с перспективными требованиями ИКАО».

В рамках международного проекта PоLaRBEAR (Production and Analysis Evolution for Lattice Related Barrel Elements under Operations with Advanced Reliability) ВИАМом были предложены проекты:

- «Новые технологии производства сетчатых элементов композитного отсека фюзеляжа повышенной надежности»;

- «Разработка материалов для основных элементов конструкции: силовых ребер, эластичной обшивки, внешней аэродинамической обшивки, а также для элементов защиты конструкции и ремонта».

Представители ЦАГИ проявили большой интерес к представленным проектам.

В заключение Евгений Каблов рассказал о новых разработках ВИАМ, перспективах института и стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» — крупнейший в мире центр авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.

В ЦАГИ разрабатываются концепции перспективных летательных аппаратов, новые аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов, конструктивно-силовые схемы, критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов, стандарты в области прочности, теория флаттера, проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.

Институт оснащен уникальной экспериментальной базой, способной в наземных условиях моделировать полет летательных аппаратов при скоростях от 10 м/с до значений, соответствующих М=25.

В течение последних лет в ЦАГИ достигнуты весомые результаты в решении проблем аэродинамики, динамики полета и систем управления, а также статической прочности, ресурса и надежности летательных аппаратов.

Основные направления деятельности ЦАГИ:

  • Аэродинамика самолетов, вертолетов, ракет и других летательных аппаратов.
  • Аэродинамика силовых установок летательных аппаратов.
  • Динамика полета и системы управления летательными аппаратами.
  • Анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов.
  • Разработка активных систем снижения нагрузок на конструкцию летательных аппаратов, повышение безопасности полета и улучшение информационного обеспечения пилота.
  • Разработка пилотажных стендов для отработки динамики полета, исследования взлетно-посадочных режимов и маневрирования самолетов и вертолетов.
  • Прочность авиационных конструкций и конструктивно-силовые схемы летательных аппаратов.
  • Усталость и живучесть конструкций, статическая и тепловая прочность изделий.
  • Обеспечение заданного ресурса проектируемых самолетов и безопасной эксплуатации существующих.
  • Аэроупругость летательных аппаратов, промышленных машин и строительных сооружений.
  • Компьютерные технологии при проектировании и изготовлении аэродинамических моделей.
  • Проектирование экспериментальных установок для наземных испытаний авиационной, ракетной и космической техники.
  • Аэротермодинамика и газовая динамика.
  • Гидродинамика.
  • Аэроакустика.
  • Исследования альтернативных источников энергии для самолетов и вертолетов.
  • Промышленные вентиляторы.
  • Микроволновая технология.
  • Плазменная физика.
  • Нанотехнологии.
  • Высокоточное производство на станках и обрабатывающих центрах с ЧПУ.

Результаты фундаментальных исследований легли в основу определения облика магистральных самолетов нового поколения и обеспечили их высокую экономичность.

В своих аэродинамических трубах ЦАГИ выполняет комплексные модельные и натурные испытания по отработке оптимальных форм автомобилей всех типов, железнодорожных составов, поездов метрополитена и аппаратов на воздушной подушке. Исследуются ветровые нагрузки на высотные здания, мосты, крупногабаритные оболочки, ведется поиск экологически оптимальных вариантов застройки городских микрорайонов.

Богатый опыт создания специальных измерительных приборов позволил специалистам ЦАГИ разработать гамму промышленных тензодинамометров и термопреобразователей.

Для нефтегазового комплекса страны в ЦАГИ разработаны методики определения остаточного ресурса магистральных трубопроводов и оценки усталости и живучести сварных соединений газопроводов.

Возросший интерес к экологически чистым возобновляемым источникам энергии вызвал бурный интерес к ветросиловым установкам, в связи с чем в ЦАГИ получили дальнейшее развитие аэродинамические и прочностные исследования ветроколес пропеллерного и вертикально-осевого типа.

Институт располагает комплексом методов и программ расчета ветро-силовых установок, возможностями испытания их моделей в аэродинамических трубах. По результатам работы ЦАГИ проведена сертификация ВЭУ ЭСО-0020 для длительной эксплуатации.

В ЦАГИ разработан комплекс экспериментально-расчетных исследований прочности и ресурса конструкций мостов и высотных сооружений, находящихся под интенсивным воздействием ветровых нагрузок.

ЦАГИ является признанным лидером в аэродинамическом проектировании вентиляторов и компрессоров различных схем и типоразмеров.

Расчетные методы и наличие уникальных испытательных стендов, современной вычислительной техники и развитых комплексов математических моделей гарантируют создание высокоэффективных вентиляторов, оптимальных для заданной компоновки по габаритам, массе, энергопотреблению и акустическим требованиям.

Справка

PоLaRBEAR «Production and Analysis Evolution for Lattice Related Barrel Elements under Operations with Advanced Reliability» (Особенности производства сетчатых элементов отсека фюзеляжа повышенной надежности) является международным проектом, координаторами которого выступают со стороны России – Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), а со стороны ЕС – немецкий исследовательский центр «Институт композитных конструкций и адаптивных систем» (DLR).

PоLaRBEAR является продолжением международного проекта ALaSCA, который был запущен в 2010 году и посвящен разработке перспективных «про-композитных» авиаконструкций на основе геодезической (сетчатой) технологии. Вместе с тем PоLaRBEAR в отличие от ALaSCA предполагает более детальное исследование прочности сетчатой конструкции композитного фюзеляжа, в том числе разработку эффективной защиты сетчатых элементов от ударных и климатических воздействий.

Помимо DLR, ЦАГИ и ВИАМ в число участников проекта вошли: Московский физико-технический институт, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, ОАО «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения», немецкая компания «Airbus Operations», технический университет Брауншвейга, Лидсский университет (Великобритания), швейцарская компания «SMR S.A. Engineering & Development», немецкий филиал американской компании по цифровому моделированию «MacNeal-Schwendler Corporation (MSC)».

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab®  по материалам сайта АвиаПОРТ. Дайджест.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

13.02.2013 Летающий автомобиль Moller Skycar M400 готовится к серийному производству. Представлено видео демонстрационного полета
11.12.2012 Испытания перспективного самолета МС-21 продолжаются. В ЦАГИ прошли испытания его модели на бафтинг
29.10.2012 В ЦАГИ протестировали аэродинамические характеристики крыла МС-21 и была проверена его герметичность
30.10.2012 США рассекретили характеристики прототипа летающей тарелки
24.08.2012 Американская компания Aerofex разработала летающий мотоцикл Hover Bike на воздушной подушке. Представлено видео
11.08.2012 1. Боевые самолеты "Сухого" на период до 2020 г. станут основой ВВС России 2. Во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел Круглый стол "О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации"
07.08.2012 1. Панель крыла МС-21 прошла акустические испытания в ЦАГИ 2. О работах CompMechLab® по многоуровневым конечно-элементным расчетам прочности композитных структур самолета МС-21
08.06.2012 В Ульяновской области начнут производить полимерные композиционные материалы нового поколения
22.04.2012 Lamborghini и Boeing совместно разработали новый композитный суперкар-самолет
05.04.2012 "Летающий автомобиль" Transition Street-Legal Airplane компании Terrafugia совершил свой первый полет
17.07.2009 Летающий автомобиль можно будет приобрести уже через 2 года за 200 тысяч долларов