F-22A Raptor. Компания Lockheed Martin рассекретила тактико-технические характеристики единственного в мире истребителя пятого поколения
Истребитель F-22A Raptor, разработанный компанией Lockheed Martin, единственный на сегодняшний день истребитель пятого поколения, принят на вооружение ВВС США в конце 2005 года. Официальные лица Пентагона видят роль этого самолета в подавлении обороны противника на земле и очистке неба от вражеских самолётов. По словам разработчиков Raptor в два раза надежней и в три раза эффективней, чем F-Eagle. Специалисты Lockheed Martin характеризуют свой самолет как наиболее передовой в мире и считают, что он будет оставаться значимым ещё 40 лет.
В F-22A сочетается низкая обнаруживаемость и сверхзвуковая скорость, а высокая манёвренность и приборы в кабине позволят пилотам быть осведомленными о ситуации вокруг них. Истребитель F-22A наделён также способностью поражать цели на земле, сбрасывая бомбы во время полёта на сверхзвуковой скорости. В проекте также участвуют Boeing и Northrop Grumman, а двигатели самолета выпускает компания Pratt & Whitney.
Впервые компания-производитель обнародовала ряд ключевых характеристик F-22A Raptor. Достигнутые тактико-технические характеристики (ТТХ) превосходят заданные по ТЗ параметры, отмечает пресс-служба Lockheed Martin.
Подтверждены прежние оценки удельного поперечного сечения рассеивания излучения радаров. По ТЗ значение этого параметра составляло минус 30 дБ/м2. Его удалось довести до уровня минус 40 дБ/м2.
Крейсерская (без использования форсажных камер) скорость F-22A Raptor составляет 1,78 Маха вместо 1,5 Маха, требовавшихся по ТЗ. Достижимое на практике ускорение примерно на 20% превосходит заданное значение параметра – правда, не указывается, о каком именно ускорении и на каких режимах полёта идёт речь.
Динамический потолок F-22A Raptor без использования форсажа превышает 15 км. Известно, что в ходе уже первых учений на авиабазе Elmendorf («Эльмендорф») на Аляске истребители достигали высоты около 22 км – вероятно, уже с использованием форсажа.
Радар с АФАР разработки Northrop Grumman и Raytheon обеспечивает обнаружение целей на удалении до 210 км (по ТЗ – 200 км), обеспечивая заблаговременное обнаружение противника.
Стоимость одного F-22A Raptor при серийном производстве составляет $145 млн. (без учёта затрат на НИОКР), в то время как для F-35 Lightning II этот же параметр оценивается в $200 млн. (также без учёта затрат на НИОКР) при производстве до 500 машин. Однако в дальнейшем, при более массовом производстве стоимость F-35 Lightning II может опуститься до $100 млн.
Относительные потери «Рапторов» в воздушном бою с истребителями семейств Су-27 или МиГ-29 – при условии соразмерного уровня подготовки пилотов – оцениваются аналитиками Lockheed Martin и ВВС США как 1 к 30. Для F-35 Lightning II этот же показатель выглядит менее оптимистично – 1 к 3, а для истребителей четвёртого поколения (F-15, F-16 и F/A-18) – шансы равны, или же превосходство в таком столкновении будет у противника.
Ранее неоднократно сообщалось о том, что возможности взаимообмена информацией в бою с другими истребителями или силами иных родов войск (принцип Situational Awareness) придают американским машинам пятого поколения особую гибкость боевого применения, позволяя, в частности, реализовать на практике совершенно новые тактические приёмы.
Возрастает точность и оперативность нанесения ударов. Как следствие – снижается расход боеприпасов, количество самолёто-вылетов, и т.д.
Относительно приведенной информации необходимо отметить очевидную заинтересованность Lockheed Martin в расширении масштабов производства F-22A Raptor. Вместе с тем, сам факт наличия в строевых частях США, безусловно, передовых и мощных машин – оспаривать бессмысленно. Лётчики ВВС США приобретают опыт эксплуатации новой техники, а она сама быстро избавляется от неизбежных для любого самолёта “детских” болезней.
Первый полёт российского прототипа машины пятого поколения, как неоднократно сообщалось, должен состояться уже в ближайшие месяцы. Чем ответят российские разработчики на вызов F-22A Raptor?
Источник - http://www.rnd.cnews.ru/news/top/index_science.shtml?2009/02/16/338001_2
Другие новости по теме на сайте www.FEA.ru: