Hi-Tech новости 28 Февраля 2009 года
Данная новость была прочитана 14286 раз

CompMechLab Hi-Tech Review. Авианосцы России и Индии

В обзоре представлена информация:
1. О начале проектирования атомного авианосца нового поколения для России;
2. О текущей ситуации и стоимости завершения модернизации авианосца "Викрамадитья" - 1 млрд долларов;
3. О закладке первого индийского авианосца;
4. О работах, выполняемых в лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechlab)  по разработке полномасштабной динамической модели основного компонента любого авианосца - палубного аэрофинишера, математическому и компьютерному моделированию процессов посадки истребителей на палубу авианосца.

1. Авианосец нового поколения для военно-морского флота России будет атомным, и иметь водоизмещение до 60 тысяч тонн. Об этом в пятницу заявил РИА Новости руководитель направления гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) вице-адмирал Анатолий Шлемов. Планируется построить минимум три корабля для Северного и Тихоокеанского флотов. В перспективе их количество может быть доведено до шести.

Ранее, 3 июня 2007 года, на сайте FEA.ru была опублткована новость Россия построит новый авианосец, в которой сообщалось:

  • Россия построит новый авианосец, сообщает "Росбалт". По данным информационного агентва, характеристики перспективного корабля обсуждались на совещании руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности, прошедшем под руководством главкома ВМФ Владимира Масорина на базе ЦНИИ Министерства обороны России в Санкт-Петербурге. "Участники совещания отметили, что наличие авианосца в составе ВМФ России полностью обосновано, - заявил начальник службы информации и общественных связей ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало. - В пользу развития авианесущей составляющей флота говорит и опыт применения авианосцев флотами иностранных государств".
     
  • Напомним, что Тяжелые Авианесущие КРейсера  (ТАКР) в России имеют печальную историю - их продавали зарубежным странам как туристические объекты, списывали на слом, а то и вовсе разрезали, так и не успев достроить. В итоге Россия сейчас имеет всего один авианосец, который, правда, больше считается «дорогой игрушкой», чем эффективным защитником. Вообще, авианесущим кораблям нашего флота сильно не везло. СССР поздно начал их строительство, так как авианесущие соединения почему-то считались «орудием агрессии и разбоя».

    Первый авианесущий крейсер (строительный номер С-701) был заложен в Николаеве на Южном судостроительном заводе (ныне Черноморский) в начале 1963 года, через два года спущен на воду и в мае 1967 года под именем «Москва» вступил в строй Черноморского флота.
    Через год с небольшим был поднят флаг на однотипном «Ленинграде», и в конце 1967 года на освободившемся стапеле был заложен третий крейсер типа «Москва», который был назван «Киев». 18 ноября 1972 года он принял на себя первый самолет вертикального взлета и посадки Як-38М.

    В 1968 году правительство приняло решение о строительстве нескольких ТНКР по проекту «1143 Киев». Было построено четыре таких корабля: «Киев» (спущен на воду в 1976, списан в 1993), «Минск» (1978/1993, в 2001 году продан в КНР как туристический объект), «Новороссийск» (1982/1993, в январе 1996 продан за 4314 млн долларов южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Ко» на слом) и «Баку» (впоследствии - «Адмирал Горшков», в 2004 году продан Индии, где получил имя INS Vikramaditya, войдет в состав индийского флота в конце 2008 года).

    Но корабли проекта «1143 Киев» отличались одним недостатком: они несли только самолеты вертикального взлета Як-38М, несли их мало, а сам самолет, считавшийся «переходным» к более совершенному, не отличался хорошими летными данными и был снят с производства, а его «сменщик» Як-141 по ряду причин в серию так и не пошел. Таким образом, единственным ТАКР в ВМФ остается корабль проекта 1143.4 «Адмирал Кузнецов», сильно запущенный во время перестройки и больше простаивающий у стенки, чем совершающий боевые походы.

    Его строительство было начато в сентябре 1982 года. При закладке в 1982 году он получил название "Рига", в ноябре того же года переименован в "Леонид Брежнев", в 1987 году получил название "Тбилиси", с 1990 года - "Адмирал Кузнецов". Вошел в боевой состав флота в 1993 году. Площадь полетной палубы составляет 14,7 тыс. кв. м, наибольшее водоизмещение - 58,6 тыс. тонн, скорость полного хода - 29 узлов, при этом дальность плавания составляет 3850 миль. Основные вооружения: противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" (12 пусковых установок); зенитно-ракетный комплекс "Клинок" (24 пусковые установки); комплексная система противолодочной обороны ПЛО и ПТЗ "Удав-1".

    К тому же "Адмирал Кузнецов" фактически однозадачный корабль - не имея в составе палубной авиационной группировки ударных самолетов (только перехватчики Су-33 и противолодочные вертолеты), он может эффективно решать лишь одну задачу - прикрытие сил флота с воздуха от авиаударов противника. Фактически - большая и дорогая игрушка, позволившая, правда, сохранить костяк морских летчиков и организовать обучение пополнения. ТАКР  «Адмирал Кузнецов» несовершенен технически и уже не отвечает современным требованиям. В СССР этот корабль разрабатывался, как «переходная модель» между ТАКРами типа «Киев», несущими на себе лишь самолеты вертикального взлета и посадки (Як-36, Як-38, Як-141.) и «настоящими» авианосцами со сквозной взлетной палубой.

    Главной недостатком ТАКР «Адмирал Кузнецов» считается его энергетическая установка на жидком нефтяном топливе. Каждый его выход в море лишает Северный флот годового запаса топлива. В США все новые авианосцы оснащены ядерными силовыми установками. Предполагается, что вновь закладываемые в России «плавучие аэродромы» будут проектироваться в расчете на ядерное топливо.

    Каким быть новому авианосцу - вопрос очень серьезный: только формирование облика и концепции боевого применения корабля займет несколько лет. Параллельно со строительством серии придется разработать (или приспособить) для корабля специализированный противолодочный самолет, самолет дальней разведки, связи и управления, ударный самолет. Задача стоит грандиозная. По мнению некоторых экспертов, полностью она может быть решена не ранее 2015-2020 годов. И стоить это будет немало: считается, что на разработку и постройку современного авианосца требуется не менее 4 млрд долларов, а его полноценная эксплуатация стоит не менее 10 млн долларов ежегодно.

В настоящее время (февраль 2009 г.) ученые и конструкторы приступили к работе над моделью будущего корабля, а его облик уже определен. Сейчас вырабатываются требования, тактико-технические задания, проводятся технические советы, необходимые для начала строительства авианосца нового поколения.

На авианосце должен базироваться новый палубный самолет, который придет на смену Су-33. Это будет самолет пятого поколения с классическим горизонтальным взлетом и посадкой. Кроме этого, корабль получит беспилотные летательные аппараты, разработка которых также началась. Их ведет, в частности, концерн "Вега".

На авианосце не будет крылатых ракет, как это практиковалось на советских и российских авианесущих крейсерах, поскольку он будет выполнять лишь функции по назначению. "Все конструкции корабля должны быть разработаны для базирования и полетов самолетов, которые сами по себе являются носителями ударного оружия", - подчеркнул Анатолий Шлемов.

Место строительства новых авианосцев пока точно не определено. В настоящее время рассматриваются два варианта - Балтийский завод и "Севмаш". Первый имеет опыт строительства гражданских судов водоизмещением до 100 тысяч тонн, а второй строил корабли с атомной энергетической установкой. Как отметил собеседник агентства, "победит самый качественный и менее затратный проект".

Для посетителей сайта FEA.ru приведем фотографии тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", который в настоящее время является единственным в составе ВМФ России.


ТАВКР ''Адмирал Кузнецов''   

Cy-33 совершает взлет с палубы  

Истребитель-перехватчик Су-33 взлетает с палубы ТАКР "Адмирал Кузнецов". Фото с сайта waronline.org

Су-33 совершает посадку на авианосец

Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" на манёврах

Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов в Средиземном море

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море, начало января 2009 г.

2. Страсти по "Горшкову". На модернизацию авианосца для ВМС Индии нужен еще миллиард долларов

24 февраля 2009 г. российские СМИ распространили информацию о дальнейших планах по модернизации авианосца "Викрамадитья", который также известен как "Адмирал Горшков".

В настоящее время корабль проходит переоснащение на судостроительном предприятии "Севмаш" в интересах ВМС Индии, хотя эпопея с его передачей тянется уже пятнадцать лет. В истории российско-индийского военно-технического сотрудничества "Горшков" снискал славу одного из самых трудных и неоднозначных проектов. Работы по его модернизации затянулись, из-за чего даже возникли слухи, что корабль может так и остаться в России.

Не сложилось

Судьба ТАВКР "Адмирал Горшков" чем-то схожа с историей получившей в прошлом году печальную известность подводной лодки "Нерпа". Оба корабля планируют продать индийскому флоту, и на обоих произошли инциденты, повлекшие гибель людей. Правда, если авария на АПЛ "Нерпа", произошедшая при странных обстоятельствах 8 ноября 2008 года и ставшая причиной гибели более двадцати военнослужащих и гражданских специалистов, еще свежа в памяти, то про случай на "Горшкове" уже успели подзабыть в силу срока давности.

Трагический инцидент на авианесущем крейсере, который тогда еще входил в состав ВМФ России, произошел в феврале 1994 года. По сообщениям СМИ, в тот день из-за прорыва паровой магистрали погибли семеро матросов, которые были посажены под арест в одном из технических помещений корабля.

В том же месяце из-за столкновения с украинским сухогрузом на крейсере произошел пожар, который, как утверждают некоторые источники, навсегда перечеркнул возможность вернуть его в боевой состав флота. Тем не менее, 9 мая 1995 года "Адмирал Горшков", на котором был сделан неполный ремонт, вышел в Кольский залив и возглавил морской парад в честь Дня Победы. Фактически это был последний триумфальный выход корабля в море.

"Горшков" известен даже не под двумя, а под четырьмя именами. Изначально до 4 октября 1990 года он назывался "Баку", после этого получил наименование "Адмирал флота Советского Союза Горшков", хотя даже в официальных документах его чаще называли просто "Адмирал Горшков". После достигнутой договоренности с Индией кораблю присвоили имя "Викрамадитья", что можно перевести как "всемогущий" или "сильный, как Солнце". Такое же имя носил легендарный индийский правитель, прославившийся, в том числе, и своими военными заслугами.

Авианесущий крейсер был заложен 26 декабря 1978 года на заводе в Николаеве по проекту Невского КБ. Он стал дальнейшим развитием серии крейсеров типа "Киев" и единственным кораблем, построенным по измененному проекту 1143.4. В 1988 году ТАВКР "Баку" вышел в первый боевой поход в составе средиземноморской эскадры, а в декабре вошел в состав Северного флота. В 1989-1990 годах корабль также выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения.

В качестве авиационных средств на крейсере использовались истребители вертикального взлета и посадки Як-141 и Як-38, а также противолодочные, разведывательные и поисково- спасательные вертолеты Ка-27, Ка-252РЛД и Ка-252ПС. Однако, как утверждает РИА Новости, именно истребители вертикального взлета и посадки, которые не обладали необходимыми боевыми качествами, отчасти повлияли на дальнейшую судьбу "Адмирала Горшкова". Они имели сравнительно небольшую боевую нагрузку, короткий радиус полета и высокую аварийность.

Исправить эти недостатки не получилось из-за развала Советского Союза и отсутствия финансовых средств. В итоге самолеты сняли с вооружения, а сам "Адмирал Горшков" был поставлен к причальной стенке.

Вторая жизнь

Авианосец

Авианосец "Викрамадитья" в декабре 2008 года. Фото предприятия "Севмаш"

Переговоры о продаже авианесущего крейсера Индии начались еще в 1994 году и продолжались практически десять лет. В итоге 20 января 2004 года в Дели между "Рособоронэкспортом" и ВМС Индии был подписан контракт, согласно которому индийская сторона должна была заплатить за боевой корабль 1,5 миллиарда долларов.

Около 600-700 миллионов планировалось потратить на ремонт и перестройку, в результате которой корабль должны были переоборудовать из авианесущего крейсера в легкий авианосец. Остальные средства должны были пойти на закупку корабельной авиагруппы, в качестве которой рассматривались истребители МиГ-29К, а также вертолеты Ка-27 и Ка-31. Кроме этого, в стоимость входило корабельное оборудование и вооружение, поставляемое третьими сторонами.

Окончательно состав авиагруппы был определен сравнительно недавно. В нее должны войти 16 самолетов МиГ-29К, четыре МиГ-29КУБ, которые уже были поставлены Индии в феврале 2009 года, а также до восьми вертолетов Ка-28, один Ка-31 и три индийских многоцелевых вертолета HAL_Dhruv.

Конструкции корабля также предстояли значительные изменения, чтобы он смог обеспечить базирование сверхзвуковых истребителей горизонтального взлета и посадки. В частности, полетную полосу планировалось продлить до самого носа корабля, где должен был находиться трамплин с углом схода 14 градусов. Для торможения истребителей в процессе пробега по палубе при посадке корабль планировалось оснастить тремя тросовыми аэрофинишерами. Подъем самолетов и вертолетов из ангара на палубу должны были обеспечить два подъемника грузоподъемностью до 30 тонн.

Изменения претерпели и системы вооружения корабля, хотя подробности этого пока точно не известны. Так, в индийском исполнении авианосец должен получить новый комплекс средств ПВО. Причем, по некоторым данным, в качестве системы противовоздушной обороны рассматривается вариант, предложенный Израилем. Кроме этого, авианосец могут вооружить российско-индийской сверхзвуковой крылатой ракетой "БраМос".

Почему работы по переоборудованию корабля затянулись, теперь уже сказать сложно. Но, очевидно, что причины для этого были, причем не только финансовые.

Так, по утверждению некоторых источников, "Севмашу" катастрофически не хватало специалистов для проведения работ. Как прокомментировал этот вопрос в декабре 2007 года в интервью ИТАР-ТАСС глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, "для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера "Адмирал Горшков" не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны".

Индийская сторона также не всегда соблюдала условия контракта, а финансирование работ, как утверждают некоторые источники, велось нерегулярно и не в полном объеме. Так, по данным "Коммерсанта", платежи по контракту были остановлены Индией еще в январе 2007 года, и в том же году Москва потребовала у Дели еще 1,2 миллиарда на окончание работ.

Министерство финансов Индии отказало военному ведомству в просьбе выделить эти деньги. Кроме того, как утверждает издание, Дели не согласился заплатить 600 миллионов долларов, которые были нужны для проведения испытаний корабля в Баренцевом море начиная с 2011 года.

Цена вопроса

В конце 2008 года в средствах массовой информации появились сообщения о том, что Россия потребовала у Дели еще 2 миллиарда долларов для окончания работ по модернизации корабля. Индийские журналисты, не вдаваясь в особые подробности, назвали этот шаг "выкручиванием рук", поскольку новый авианосец нужен индийцам позарез и отказ от него мог бы негативно сказаться на боеспособности флота.

И все же слухи о том, что "Горшков" может остаться в России и впоследствии войти в состав ВМФ, появились. Неназванный источник в российском оборонно-промышленном комплексе заявил в ноябре 2008 года РИА Новости следующее: "Если Индия не выплатит деньги, мы оставим авианосец себе. Он нам очень пригодится, потому что обстановка в мире сложная. Такие корабли нужны для патрулирования вод Атлантики, Средиземного моря".

Почему именно работы по переоборудованию корабля подорожали столь кардинально, никто так толком и не объяснил. Хотя, как утверждает ИТАР-ТАСС, ремонт и переоборудование авианесущего крейсера в авианосец по многим показателям, в том числе и по общей трудоемкости, сравнимы со строительством нового корабля такого класса. Также не исключено, что свою роль здесь сыграла инфляция, рост цен на комплектующие и вооружение.

Еще более интригующими были слухи по поводу того, что США бесплатно предложили Дели авианосец "Китти Хок", который планируют списать ВМС страны. Появились они уже в начале 2008 года. Как утверждала газета "Изестия", в качестве компенсации "подарка" индийцы должны были приобрести у США 65 новейших палубных истребителей F/A-18E/F. Эта сделка фактически похоронила бы российско-индийское соглашение по продаже "Горшкова". Однако позже военное ведомство Индии эту информацию опровергло.

Согласно последним данным, которые 24 февраля 2009 года распространила газета "Ведомости" со ссылкой на Объединенную судостроительную корпорацию, на окончание работ потребуется один миллиард долларов, а сведения о том, что Россия запросила дополнительно более двух миллиардов на эти цели, не соответствуют действительности.

Как заявила недавно пресс-служба "Севмаша", по результатам поездки руководства предприятия в Индию достигнута договоренность о перечислении аванса, и хотя индийская сторона уже два года не осуществляла финансирование, работы продолжались, и корабль готов уже более чем наполовину. Окончательное решение о сумме дополнительных выплат, возможно, будет принято к маю 2009 года. А до этого времени стороны проведут еще несколько раундов переговоров по согласованию цены.

Во всей это истории по поводу стоимости работ, необходимых для окончания переоборудования корабля, остается непонятным еще и то, почему российская сторона так долго выжидала, не опровергая слухи, появившиеся в индийской прессе. Не исключено, что цена определилась лишь недавно, после окончания переговоров, которые особо не афишировались.

В то же, что Дели может отказаться от "Горшкова" и начать искать альтернативные варианты, изначально верилось слабо. В составе ВМС Индии "Викрамадитья" должен заменить "Вираат", бывший британский легкий авианосец "Гермес" 1959 года постройки, ресурс которого уже истекает. Что же касается американского "Китти Хок", то он фактически является ровесником британского корабля и может всерьез рассматриваться лишь в качестве металлолома.

К тому же, в последние годы военный бюджет Индии неизменно увеличивается, невзирая на финансовый кризис, а напряженные отношения с соседним Пакистаном все больше обостряются. Обновленный авианосец может стать еще одним хорошим аргументом в этом противостоянии. Хотя в том, что передача корабля Дели действительно состоится в 2012 году, как это планируют стороны, можно и усомниться.

3. На судостроительной верфи в порту Кочин заложен первый индийский авианосец. Министр обороны Индии Куреан Энтони, выступая на торжественной церемонии, назвал начало строительства корабля историческим моментом и важной вехой в морской истории Индии, сообщает Economic Times.

Верфь в порту Кочин. Фото с сайта cochinshipyard.com

Новый авианосец станет самым большим военным кораблем, который когда-либо строили на индийских верфях. Согласно проекту, он имеет длину 260 метров и водоизмещение 40 тысяч тонн. Максимальная скорость авианосца - 28 узлов, экипаж - 1600 человек.

Корабль сможет нести до 30 самолетов. Большую часть парка составят российские истребители МиГ-29К. Кроме того, на авианосце разместят вертолеты Ка-31 и легкие истребители индийского производства.

Первый индийский авианосец планируется принять на вооружение к концу 2014 года.

На сегодняшний день военно-морские силы Индии располагают одним авианосецем - "Вират". Он был построен в Великобритании более полувека назад и фактически исчерпал срок эксплуатации. Кроме того, Индия ожидает от России поставки авианесущего крейсера "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков"), однако сроки поставки уже несколько раз сдвигались в связи с разногласиями по поводу суммы контракта.

4. www.FEA.ru - комментарий. В лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab) СПбГПУ разработаны уникальные полномасштабные  математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишера, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца.

Основные исходные характеристики для описания динамического процесса:

  • скорость подлетающего самолета ~ 200-240 км/час;
  • время торможения самолета на палубе - до 3 секунд;
  • пробег самолета по палубе - менее 100 м;
  • перегрузки, испытываемые летчиком при посадке на палубу ~ 5 g.

Уникальная полномасштабная математическая модель палубного аэрофинишера разработатна на основе эффективного применения, адаптации, объединения и развития передовых CAD/MBD/FEA/CFD/CAE-систем мирового уровня (SoliWorks, MSC.ADAMS, ANSYS/Mechanical, ANSYS/CFX, LS-DYNA - на все указанные программные системы CompMechLab имеет бессрочные коммерческие лицензии), а также разработки специализированного программного обеспечения, позволившего реализовать отсутствующие в CAE-системах возможности, которые принципиально важны для данной задачи.

Разработанная модель по запросам Генеральной прокуратуры РФ, Военной прокуратуры Северного флота, Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий нашла широкое применение в расследовании авиационного происшествия, когда 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике "после касания самолетом палубы корабля и зацепа в процессе торможения во второй половине пробега произошел обрыв тормозного троса, в результате чего самолет скатился с палубы, упал в море и затонул на глубине 1100 метров" (по материалам многих источников, например, NEWSru.com).  

Ранее, фрагменты выполненной работы были представлены:

4.1. На сайте www.FEA.ru  в разделе "Выполненные работы".

 

 

 

 

Нажмите для просмотра

 

4.2. На сайте www.FEA.ru в разделе "AVI-галерея".

4.2.1. Палубный аэрофинишер. CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения

Палубный аэрофинишер. CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения

Цель работы - создание численной модели клапана управления, учитывающей все геометрические особенности конструкции, для определения его гидравлических характеристик. Результаты работы - поля скоростей и давлений в дросселирующей части клапана управления, зависимости гидравлических потерь от расхода потока на входе и от положения поршня клапана.

4.2.2. Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишер)

 

Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишер)


 

Цель работы - создание на базе современных программных систем проектирования и инженерного анализа уникальной математической и конечно-элементной модели аэрофинишера.

Разработанные модели позволяют:

- рассчитывать динамические характеристики как тормозного устройства (палубного аэрофинишера), так и самолета;

- определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров;

- рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;

- осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.

4.3. На основе результатов многолетних исследований в 2003-2008 гг. под руководством руководителя CompMechLab проф. А.И. Боровкова сотрудниками CompMechLab Д.С. Михалюком и И.Б. Войновым подготовлены кандидатские диссертации по специальности 01.02.06. "Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры".

В процессе подготовки к защите кандидатской диссертации Д.С. Михалюком и апробации основных результатов работы, 23 января 2009 года состоялся CompMechLab-семинар с участием преподавателей кафедры "Механика и процессы управления", членов диссертациорнного совета, представителей СПбГМТУ, ЦНИИ судового машиностроения и других организаций. На семинаре с докладом "Конечно-элементное моделирование и исследование динамики палубного аэрофинишера" выступил Д.С. Михалюк. После доклада и ответов на вопросы состоялось детальное обсуждение работы.

2009_0123_CompMechLab-семинар_Д,С.Михалюк_Динамика палубного аэрофинишера_01 2009_0123_CompMechLab-семинар_Д,С.Михалюк_Динамика палубного аэрофинишера_02
2009_0123_CompMechLab-семинар_Д,С.Михалюк_Динамика палубного аэрофинишера_03 2009_0123_CompMechLab-семинар_Д,С.Михалюк_Динамика палубного аэрофинишера_04
2009_0123_CompMechLab-семинар_Д,С.Михалюк_Динамика палубного аэрофинишера_05 2009_0123_CompMechLab-семинар_Д,С.Михалюк_Динамика палубного аэрофинишера_06

 

23.01.2009. CompMechLab-семинар на кафедре "Механика и процессы управления" СПбГПУ.
Д.С. Михалюк, "Конечно-элементное моделирование и исследование динамики палубного аэрофинишера"

Основные публикации сотрудников CompMechLab в 2005-2008 гг., посвященные разработке полномасштабной динамической модели палубного аэрофинишера и математическому и компьютерному исследованию разнообразных проблем динамики, гидравлики и прочности палубных аэрофинишеров авианосцев:

Mikhaluk D., Voinov I., Borovkov A. Finite Element Modeling of the Arresting Gear and Simulation of the Aircraft Deck Landing Dynamics. Proc. 6th EUROMECH Nonlinear Dynamics Conf. (ENOC'2008). St.Petersburg, Russia. 2008. 5p.

       Abstract. In the current work a full-scale dynamic model of the deck arresting gear is developed. Arresting gear is a special aero-carrier unit that is destined to provide efficient arrest of deck jet-fighters with high deck landing speed (200-240 km/h). It consists of a hydraulic plunger brake connected with take-up cable stretched across the deck, through the multiple block-and-tackle and spring-damper elements. The developed numerical model contains all basic elements of the real prototype and used to analyze the dynamic behavior of the arresting gear and tune it for specific conditions of the arrest.

Михалюк Д.С. Численное решение задач динамики поперечного удара по нити // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - СПб.: Изд. СПбГПУ. 2008. №4. 49 - 55.

       Аннотация. Приведены основные уравнения динамики поперечного удара по нити и решен ряд модельных задач и тестовых задач как с помощью аналитических, так и численных методов. В результате решения задач удается дать ответ на ряд практических вопросов, таких, как влияние угла удара  или учет конечных размеров нити на ее напряженно-деформированное состояние. Фактически произведена процедура верификации численных методов применительно к рассмотрению поперечного удара по нити, что является предварительным необходимым шагом для решения более сложных задач теми же методами.

Михалюк Д.С., Войнов И.Б., Шанина А.С. Расчетное моделирование процесса изготовления и аналих прочности соединительной муфты аэрофинишера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - СПб.: Изд. СПбГПУ. 2008. №4. 55 - 61.

Войнов И.Б., Михалюк И.Б., Боровков А.И. Разработка и применение расчетной схемы работы тормозной машины палубного аэрофинишера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - СПб.: Изд. СПбГПУ. 2008. №4. 61 - 68.

       Аннотация. Представлено описание конструкции палубного аэрофинишера и приведен принцип его работы. Разработана расчетная схема, позволяющая быстро вычислить тормозное усилие, возникающее в гидравлической системе тормозной машины. Разработанная методика внедрена в полномасштабную конечно-элементную   модель аэрофинишера и использовалась при моделировании посадок самолетов. Результаты моделирования показали хорошее совпадение с натурным экспериментом.

Боровков А.И.,  Войнов И.Б.,  Михалюк Д.С.,  Климшин Д.В., Закиров О.А. Конечно-элементное моделирование и исследование динамического поведения палубного аэрофинишера при  посадке самолетов // Труды СПбГТУ, № 498. Вычислительная математика и механика. СПб. Изд-во СПбГПУ. 2006. 110 – 123.

Боровков А.И., Войнов И.Б. Конечно-элементное определение гидравлического сопротивления трубопроводов тормозной системы демпфирующего устройства // Труды Шестой Межд. конф. “Математическое моделирование физических, технических, экономических, социальных систем и процессов”. – Ульяновск: УлГУ, 2005. 152 –159.

Источники - http://lenta.ru/news/2009/02/28/carrier/, http://www.rus-obr.ru/idea/1742, http://lenta.ru/news/2009/02/28/carrier/, http://infuture.ru/article/1050

Другие материалы на эту тему на сайте FEA.ru:

2008.09.18 Корабельный истребитель СУ-33: 10 лет на вооружении Российской армии

2008.03.23 РСК «МиГ» объявила об успешном полете первого серийного МиГ-29КУБ

2008.01.22 В Атлантическом океане проходят учения с участием авианосца "Адмирал Кузнецов"

2007.11.23 Франция и Великобритания будут строить авианосцы

2007.09.11 Япония построила первый в своей послевоенной истории полноценный авианосец

2007.08.09 Великобритания приступает к созданию двух новых авианосцев

2007.06.03 Россия построит новый авианосец

 

Дополнительная информация.

ТАВКР "Адмирал Кузнецов"

Морин А.Б. (Невское ПКБ). Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 "Адмирал Кузнецов"

Единственный авианесущий крейсер Российского Военно-Морского Флота