NASA испытало подушки безопасности для вертолета
В исследовательском центре Лэнгли NASA провели краш-тест вертолета MD-500, снабженного собственными подушками безопасности - амортизатором падения, расположенным под днищем вертолета. Амортизатор изготовлен из кевлара и обладает особой шарнирной «сотовой» конструкцией, занимающей в сложенном состоянии совсем немного места. Ее разрабатывали для спускаемых аппаратов космических кораблей нового поколения.
Чтобы проверить идею подушек, срабатывающих при авиационном происшествии, специалисты из исследовательского центра Лэнгли (Langley Research Center) в NASA сбросили вертолёт с высоты 10,7 метра. Такая, вроде бы не очень большая высота падения имитирует жёсткую аварийную посадку, при которой у пилотов и пассажиров имеется большой шанс получить смертельные травмы.
Идея "Надувного поглотителя энергии" (Deployable energy absorber) является развитием давних систем, которые разрабатывались для приземления посадочных аппаратов на других планетах, для смягчения удара при посадке пилотируемых космических капсул и также как средство аварийной защиты перспективных летательных аппаратов, создаваемых ныне в рамках программы Subsonic Rotary Wing, сообщает аэрокосмическое агентство США.
Вертолёты часто летают в сложных условиях вблизи земли, и падения винтокрылых машин уносят немало жизней.
Потому специалисты из Лэнгли решили создать аварийную систему, способную смягчить удар машины о грунт (кадр NASA)
Для теста был использован лёгкий вертолёт MD-500. Внутри него испытатели усадили четыре манекена, один из которых даже обладал "внутренними органами". В целом аппаратура на борту геликоптера фиксировала данные со 160 датчиков.
Под днищем машины разместили опытные надувные подушки, разработанные инженером Сотирисом Келласом (Sotiris Kellas): сотовидные структуры из кевлара, способные, по идее, быстро раскрываться при необходимости, но в транспортном положении занимающие немного места.
MD-500 подвесили под высоченными мачтами, когда-то служившими для тренировки астронавтов перед высадкой на Луну. После разгона вертолёта на тросах специальные пиротехнические заряды отстрелили все кабели, чтобы обеспечить чистый удар. Машина врезалась в твёрдую поверхность под углом 33 градуса на скорости 14,6 метра в секунду. Для вертолета это довольно серьезная авария.
Проверка вертолёта перед тестом и момент столкновения (фотографии NASA/Sean Smith)
Хотя полный анализ полученных данных ещё только предстоит, уже сейчас можно сказать, что опыт прошёл успешно. Во всяком случае сам вертолёт получил минимальные повреждения: кабина осталась цела и лишь полозья шасси пострадали. Да и манекены, похоже, "живы-здоровы".
В 2010 году авторы системы намерены отремонтировать вертолёт и сбросить его с такой же высоты ещё раз, но уже без надувных подушек, чтобы сравнить результаты.
Только в США ежегодно свыше 200 человек получает травмы при авариях вертолетов. Вертолетам чаще, чем большинству самолетов, приходится летать в сложных условиях: близко к земле, недалеко от линий электропередач и других препятствий. К тому же вертолеты часто используют в чрезвычайных ситуациях.
Источники - http://www.gizmag.com/nasa-tests-helicopter-airbag/13571/, http://www.membrana.ru/lenta/?9933, http://www.osp.ru/news/2009/1214/11060783/