Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 15 Июня 2008 года
Данная новость была прочитана 16999 раз

CompMechLab Hi-Tech-REVIEW. Lockheed Martin подняла в воздух истребитель-невидимку пятого поколения F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой

Компания Lockheed Martin подтвердила проведение первого летного испытания опытного образца американского истребителя пятого поколения F-35B, особенностью которого является способность к укороченному взлету и вертикальной посадке. Об этом сообщила Flight Global.

F-35 JSF (Joint Strike Fighter) - перспективный малозаметный ударный истребитель разработанный американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company  (Tactical Aircraft Systems) в трех вариантах:

F-35A - для нужд ВВС США (US Air Force ); наземный истребитель - Conventional Takeoff and Landing , CTOL;

F-35B - для Корпуса морской  пехоты США (US Marine Corps) и Королевского флота Великобритании (UK Royal Air Force and Royal Navy); истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - Short-Takeoff/Vertical-Landing, STOVL - на основе технологии "shaft-driven lift fan system";

F-35С - ВМС США; палубный истребитель - Carrier Variant, CV;

Все варианты унифицированы на 70-90%. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. В консорциум во главе с Lockheed Martin входят так же  Northrop-Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works и Aeronautical Systems.  

F-35_Lightning_II_logo_small

F-35 будет оснащен двигателем Pratt & Whitney JSF119-611, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель варианта F-35B STOVL разработан с участием Rolls-Royce Defence.  

Истребители семейства F-35 A/B/C оптимизированы для борьбы с наземными целями и проектируется на основе следующих ключевых требований:

  • survivability - обеспечение живучести в боевых условиях, а также внедрение бортовых систем для получения минимально возможной видимости самолета в радио- и инфракрасном диапазонах;

  • lethality - интеграция в единую систему бортовых и наземных сенсоров для управления высокоточным оружием;

  • supportability - внедрение систем поддержки самолета на протяжении его жизненного цикла;

affordability - концентрация усилий на уменьшении стоимости разработки, производства и эксплуатации самолета в течение всего жизненного цикла. При этом цена является независимой переменной при формулировании тактико-технических требований к самолету.

Одной из важнейших целей, поставленных в программе JSF, является создание интегрированной информационной управляющей системы поддержки жизненного цикла самолета. Эта система должна быть мультиорганизационной, мультизадачной, мультисервисной и мультинациональной. Она должна иметь открытую архитектуру, которую можно модернизировать с течением времени, не меняя полностью ее логистику и программное обеспечение. Эта система должна функционировать при минимальном ручном вмешательстве, предоставляя лишь информацию необходимую для принятия решений "нужным специалистам, в нужном месте в нужное время".
 

 

 2008_0614_Fighter_F-35B_01

2008_0614_Fighter_F-35B_02 

Истребитель F-35В.
Фото с сайта armedforces.co.uk 

Истребитель F-35В.
Фото с сайта marinecorpstimes.com 

 

2008_0614_Fighter_F-35B_03

Декабрь 2007 г. Истребитель F-35B на сборочном заводе Lockheed Martin в Fort Worth, штат Texas.
 Фото Lockheed Martin

 2008_0614_Fighter_F-35B_04

Схема истребителя F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - Short-Takeoff/Vertical-Landing, STOVL
(
на основе технологии "shaft-driven lift fan system")

Демонстрационная модель нового истребителя-невидимки, получившая обозначение BF-1, поднялась в воздух с аэродрома в городе Форт Уорт, штат Техас, 11 июня 2008 г. Полет продолжался в течение получаса. Другие подробности испытания на данный момент не известны.

В минувшем месяце компания Lockheed Martin провела серию наземных проверок прототипа истребителя F-35В с целью измерения вертикальной тяги силовой установки. После этого было принято решение о переходе к следующему этапу испытательной программы.

Демонстрационная модель BF-1 представляет собой "оптимизированную" платформу с доработанным фюзеляжем и двигателем. Изменения в конструкцию перспективного истребителя были внесены в 2004 году, позволив значительно сократить его массу.

2008_0614_Fighter_F-35B_05

 

Схема семейства истребителей F-35 A/B/C

Ранее летные испытания проходил первый опытный образец AA-1, однако он был построен в начальной конфигурации и не обладал всеми предусмотренными проектом возможностями.

Как ожидается, серийное производство F-35B начнется в 2009 году. Соответствующее решение будет принято по итогам летных испытаний демонстрационной модели BF-1. На вооружение новые боевые самолеты планируется принять в 2012 году.

Боевая машина взлетела с ВПП авиазавода в городе Форт Уорт (шт. Техас) и поднялась на высоту около 7 км, где был произведен ряд запланированных испытаний органов управления самолетом и двигателем. Первые летные испытания F-35B проводились с "обычным" горизонтальным взлетом и посадкой. Испытания в режиме укороченного взлета, зависания и вертикальной посадки начнутся в следующем году. 

F-35B стал вторым аппаратом из предсерийных 19 машин различных модификаций, предназначенных для всесторонней отладки систем самолета. Он стал также первой машиной с облегченным планером, что в будущем станет стандартным для всех модификаций F-35.

Ранее сообщалось, что в апреле 2008 г., американцы завершили испытания двигателя для истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B STOVL. Компания Pratt & Whitney завершила квалификационные высотные испытания двигателя F135, разработанного для истребителя F-35В STOVL.

Проверка двигателя проводилась в различных режимах полета общей продолжительностью более 130 часов. В ходе испытаний были подтверждены технические параметры силовой установки, работоспособность форсажной камеры и способность системы контроля выявлять и исправлять различные имитируемые сбои в работе отдельных компонентов. Всего программа разработки F135 насчитывает более 9 500 часов стендовых испытаний.

Двигатель F135 является дальнейшим развитием двигателя F119, установленного на другом американском истребителе пятого поколения - F-22. Вертикальная тяга обеспечивается вентилятором, расположенным за кабиной пилота.

Альтернативный вариант двигателя - F136 - был разработан компаниями General Electric и Rolls-Royce. Планируется, что первые серийные самолеты F-35В будут оснащены двигателями F135. Затем будут также применяться F136.

Истребители F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой предназначены для замены самолетов AV-8 Harrier II и F/A-18 Hornet авиации корпуса морской пехоты США и самолетов Harrier GR7/GR9 военно-воздушных сил и авиации ВМС Великобритании. Интерес к закупке истребителей F-35B проявляет также Израиль.

Источники - http://www.lockheedmartin.com/news, http://www.popsci.com/military-aviation-space/article/2008-04/jumping-action, http://lenta.ru/news/2008/06/12/stovl/, http://lenta.ru/news/2008/04/08/f135/,

Ссылки по теме на сайте www.FEA.ru:

2008.01.26. - 3,03 млрд. долл. - чистая прибыль Lockheed Martin в 2007 г.

2006.12.08. - Истребитель пятого поколения F-35 Lightning II совершил свой первый полет

2008.08.18. - Новейший реактивный истребитель F-35 может стать беспилотным

2005.08.04. - UGS Teamcenter: В работе над самолетом 21 века F-35 участвуют более 1000 компаний со всего мира