Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Встречи и визиты 29 Июня 2008 года
Данная новость была прочитана 6111 раз

Рабочее совещание на тему «Инновационно-технологическое развитие РФ с учетом мировых тенденций на период до 2030 г.»

18 июня в СПбГПУ прошло рабочее совещание на тему «Инновационно-технологическое развитие Российской Федерации с учетом мировых тенденций на период до 2030 г.».

Со стороны Политехнического университета присутствовали первый проректор, чл.-корр. РАН А.И. Рудской, проректор проф. В.В. Глухов, директор МВШУ проф. В.Р. Окороков, декан факультета инноватики проф. И.Л. Туккель, директор по научной и инновационной деятельности НИИ материалов и технологий (НИИМТ) А.И. Боровков и начальник УСПиР, директор по административно-финансовой работе и развитию НИИМТ С.В. Романов.

2008_0618_Foresight-meeting_SPbSPU      2008_0618_Foresight-meeting_SPbSPU_02

На фотографиях: участники рабочего совещания "Инновационно-технологическое развитие РФ с учетом мировых тенденций на период до 2030 г."; первый проректор СПбГПУ, чл.-корр. РАН А.И. Рудской и академик-секретарь отделения циклов и прогнозирования РАЕН проф. Ю.В. Яковец

В совещании принимали участие профессора ИНЖЭКОНа М.М. Галилеев, В.Н. Соколов, Д.В. Минаев, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Федеративной Республике Германия А.И. Сурыгулов, руководитель отдела молекулярно-генетических технологий Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова чл.-корр РАН М.В. Дубина.

На совещании с докладом выступил вице-президент Международного фонда Н.Д. Кондратьева и Академии прогнозирования, академик-секретарь отделения циклов и прогнозирования РАЕН, член Всемирной федерации исследования будущего профессор Ю.В. Яковец.

Участники совещания обменялись мнениями об перспективах Инновационно-технологического развития Российской Федерации с учетом мировых тенденций и обсудили Программу совместных работ на ближайшее будущее.

Рабочее совещание явилось результатом и продолжением динамичного развития взаимодействия между сотрудниками СПбГПУ (чл.-корр. РАН А.И. Рудской, проф. А.И. Боровков, С.В. Романов) и академиком-секретарем отделения циклов и прогнозирования РАЕН профессором Ю.В. Яковцом в области примения ФОРСАЙТ-технологий.  Разрабатываемые сотрудниками СПбГПУ форсайт-подходы и Форсайт-структура вызвали значительный интерес у проф. Ю.В. Яковца и были предметом детального обсуждения во время визита политехников в Институт экономических стратегий в мае 2008 года.

Отметим, что Политехническая форсайт-структура составляет основу для реализации Инновационной образовательной программы СПбГПУ и обеспечивает динамичное развитие подразделений СПбГПУ.

Напомним, что 18-19 мая 2007 года в Санкт-Петербурге на базе СПбГПУ прошла XI Всероссийская конференция "Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах" (ФИИТУ-2007), на которой с пленарным докладом, излагающим суть Форсайт-структуры, принципы ее построения и развития, а также с конкретными результатами и опытом реализации проекта от имени авторского коллектива выступил проф. А.И. Боровков:

Рудской А.И., Боровков А.И., Романов С.В. "Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации"

Рудской А.И., Боровков А.И., Романов С.В. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации

В настоящее время в мировой практике в качестве инструмента обоснования образовательной, научно-технической, инновационной политики, а также для прогнозирования и влияния на будущее получила широкое развитие и применение эффективная методология – «Форсайт» (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение, благоразумие, дальновидность, предусмотрительность).

Создаваемая в СПбГПУ учебно-научно-инновационная Форсайт-структура представляет собой сбалансированную, устойчивую, самообучающуюся и непрерывно обновляющуюся структуру - интеллектуальную среду для: 

  • генерации и расширенного воспроизводства междисциплинарных знаний, создания и развития корпоративной инновационной культуры;
  • развития и распространения современных ключевых компетенций и наукоемких технологий, адекватных актуальным научно-технологическим вызовам глобальной экономики;
  • развития и интенсивной коммерциализации технологий и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, реализации их на практике,в условиях резкого увеличения скорости, сложности и непредсказуемости происходящих изменений;
  • обеспечения высокого качества и престижности политехнического образования.

 

Докладчик отметил и проиллюстрировал основные принципы, используемые для построения и дальнейшего развития учебно-научно-инновационной Форсайт-структуры в СПбГПУ:

  • принцип государственного участия;
  • принцип приоритетности долгосрочных целей;
  • принципы Э. Деминга;
  • принципы JoinerAssociates (треугольник Джойнера);
  • кайдзен-принципы – принципы непрерывного процесса совершенствования, составляющие центральную концепцию японского менеджмента;
  • принцип “скорострельности” Toyota“мы делаем все необходимое, чтобы сократить временной промежуток от момента, когда Заказчик обращается к нам, и до момента оплаты за выполненную работу”;
  • принцип самообучающейся организации (Learning Organisation);
  • принцип компания – создатель знания(The Knowledge Creating Company);
  • принцип стратегии бизнес-прорыва;
  • принцип McKinsey – “война за таланты”;
  • принцип “политехничности”;
  • принцип капитализации Know-Howи ключевых компетенций;
  • принцип междисциплинарности / мультидисциплинарности – переход от узкоспециализированных отраслевых квалификаций к набору ключевых компетенций – способности и готовности вести определенную деятельность (научную, инженерную, конструкторскую, расчетную, технологическую и т.д.), отвечающую высоким требованиям мирового рынка; отметим очень удачное и самое лаконичное определение компетенций как “активных знаний” – “знаний в действиях”;
  • принцип “обучение через решение задач”;
  • принцип “образование через всю жизнь” и другие принципы.

Проф. А.И. Боровков охарактеризовал многолетний положительный опыт реализации комплексной междисциплинарной подготовки специалистов в области  вычислительной механики и компьютерного инжиниринга на основе:

- передовых наукоемких компьютерных технологий, тотально использующих современные средства визуализации: 

  • CAD, Computer-Aided Design – компьютерное проектирование;
  • FEA, Finite Element Analysis – конечно-элементный анализ, в первую очередь, задач механики деформируемого твердого тела, механики конструкций, машин, приборов, установок и сооружений;
  • CFD, Computational Fluid Dynamics – вычислительная гидроаэродинамика;
  • CAE, Computer-Aided Engineering – наукоемкий компьютерный инжиниринг, как правило, основанный на математическом описании многомерных задач с помощью нестационарных нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных;
  • Virtual Product Development – виртуальная разработка изделий;
  • MultiPhysics & Multilevel & Adaptive – междисциплинарные / мультидисциплинарные (“мультифизичные”), многоуровневые / многомасштабные адаптивные вычислительные технологии; 

- современных инновационных подходов, доминирующих в мировой промышленности:

  • Simulation-Based Design – компьютерное проектирование конкурентоспособной продукции, основанное на тотальном применении конечно-элементного моделирования;
  • DigitalMock-Up (DMU,  цифровой прототип) – виртуальная, цифровая трехмерная модель изделия и всех его компонентов, позволяющая исключить из процесса разработки изделия создание дорогостоящих натурных моделей-прототипов, позволяющая “измерять” и моделировать любые характеристики объекта практически в любых условиях эксплуатации;
  • Distributed High Performance Computing – распределенные высокопроизводительные вычисления на основе проблемно-ориентированных специально генерируемых и произвольно масштабируемых вычислительных кластеров, построенных с помощью распределенных неоднородных вычислительных и телекоммуникационных ресурсов для решения сложных задач;
  • 3DVisualization & VirtualReality & Global Visual Collaboration – глобальное сотрудничество между рассредоточенными по всему миру и эффективно взаимодействующими между собой командами на основе высоких технологий визуализации, виртуальной реальности, моделирования реалистичного поведения и создания “эффекта присутствия”;
  •  Research Knowledge Management – менеджмент, генерация, капитализация и тиражирование формализованных и, что принципиально более важно, неформализованных знаний – основного источника международной конкурентоспособности;
  • Product Lifecycle Management, PLM-технологии – инновационные 3D и визуализационные компьютерные технологии, позволяющие эффективно управлять и значительно сокращать как время, так и затраты на всех этапах жизненного цикла продукции;
  • Innovations & Kaizen–комплексное взаимодополняющее применение современных инновационных и кайдзен-технологий, обеспечивающих регулярное внедрение инноваций, непрерывное совершенствование бизнес-процессов с целью снижения затрат и повышения качества продукции;
  • GlobalOutsorcing & Outstaffing“величайшие открытия бизнеса последних десятилетий”, которые в настоящее время являются основополагающими высокими технологиями организации глобально конкурентоспособных производств.

В заключение своего доклада проф. А.И. Боровков представил опыт реализации учебно-научно-инновационной Форсайт-структуры, создаваемой на основе учебно-научно-инновационной лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab) СПбГПУ, и конкретные результаты: