Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Встречи и визиты 19 Мая 2007 года
Данная новость была прочитана 3529 раз

Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах (XI Всероссийская конференция ФИИТУ-2007, пленарное заседание)

18-19 мая 2007 года в Санкт-Петербурге на базе СПбГПУ прошла XI Всероссийская конференция "Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах" (ФИИТУ-2007) под эгидой Минобрнауки РФ, Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям, Комитета по науке и высшей школе СПб, СПб отделения Международной академии наук высшей школы, Учебно-методического объединения ВУЗов по университетскому политехническому образованию Минобрнауки РФ.

Конференция_ФИИТУ-2007_в_президиуме

В президиуме XI Всероссийской конференции ФИИТУ-2007: первый проректор СПбГПУ проф. А.И. Рудской (слева) и проректор по УМО проф. В.Н. Козлов 

Открыл конференцию с приветствием и вступительным словом первый проректор СПбГПУ А.И. Рудской.

На пленарном заседании с первым докладом:

Федоров М.П., Козлов В.Н., Речинский А.В., Черненькая Л.В. "Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России"

выступил проректор по инновационной деятельности СПбГПУ А.В. Речинский.

 Проректор_А.В.Речинский

Проректор_А.В.Речинский 

 На пленарном заседании XI Всероссийской конференции ФИИТУ-2007 выступает проректор по инновационной деятельности СПбГПУ А.В. Речинский

В своем докладе проректор А.В. Речинский остановился на следующих положениях Инновационной образовательной программы СПбГПУ, победившей в конкурсе инновационных образовательных программ ВУЗов на 2007-2008 годы:

  • миссия Университета“опережающая подготовка инженерных и научных кадров на основе перспективных исследований и научно-технических разработок с целью осуществления технологических прорывов на российском и мировом рынках наукоемкой продукции и услуг”;
  • цель инновационной образовательной программы“развитие политехнической системы опережающей подготовки инженерных и научных кадров по приоритетным направлениям науки и техники на базе широкого использования современных компьютерных технологий инженерного анализа и проектирования”;

Здесь принципиально важно отметить фундаментальный характер применения передовых компьютерных технологий мирового уровня – наукоемких компьютерных технологий инженерного анализа (CAE-технологии, Computer-AidedEngineering, компьютерный инжиниринг) и технологий компьютерного проектирования (CAD-технологии, Computer-AidedDesign, САПР – системы автоматизированного проектирования).

Достижение поставленной цели и успешное решение общих задач Программы предполагает реализацию четырех инновационных образовательных проектов (ИОП):

  • ИОП-1: Инновационные образовательные технологии и информационная инфраструктура политехнической системы подготовки кадров;
  • ИОП-2: Материалы, наноматериалы и химические технологии;
  • ИОП-3: Энергосберегающие технологии;
  • ИОП-4: Производственные технологии в машиностроении.

Далее, докладчик акцентировал внимание участников конференции на том, что “одной из основных особенностей Программы является создание локальных учебно-научно-инновационных Форсайт-структур и их интегрирование в рамках структуры Университета, которая может стать одним из элементов создаваемой национальной инновационной системы России.

Создаваемая в Университете иерархическая распределенная Форсайт-структура эффективно взаимодействующих между собой подразделений на основе принципа “проблемно- и ресурсно-ориентированного виртуального предприятия” – от образовательного ядра (кафедры и лаборатории классического типа) до распределенной сети Центров (ресурсных, авторизованных, дистрибьюционных, консалтинговых, повышения компетенции и профессиональной переподготовки кадров, трансфера, компетенции, превосходства) -

способна обеспечить генерацию и расширенное воспроизводство знаний, организацию и проведение междисциплинарных исследований фундаментального и прикладного характера по большинству приоритетных направлений и критических технологий, коммерциализацию знаний, умений и навыков, трансфер технологий и результатов из научно-образовательной политехнической среды в различные отрасли отечественной промышленности в рамках “политехнической” системы трансфера.

В докладе были представлены конкретные результаты, которые будут получены в ходе выполнения Программы.

 

Далее, с развернутым пленарным докладом, излагающим суть Форсайт-структуры, принципы ее построения и развития, а также с конкретными результатами и опытом реализации проекта от имени авторского коллнектива выступил проф. А.И. Боровков:

Рудской А.И., Боровков А.И., Романов С.В. "Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации"

Рудской А.И., Боровков А.И., Романов С.В. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации

В настоящее время в мировой практике в качестве инструмента обоснования образовательной, научно-технической, инновационной политики, а также для прогнозирования и влияния на будущее получила широкое развитие и применение эффективная методология – «Форсайт» (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение, благоразумие, дальновидность, предусмотрительность).

Создаваемая в СПбГПУ учебно-научно-инновационная Форсайт-структура представляет собой сбалансированную, устойчивую, самообучающуюся и непрерывно обновляющуюся структуру - интеллектуальную среду для: 

  • генерации и расширенного воспроизводства междисциплинарных знаний, создания и развития корпоративной инновационной культуры;
  • развития и распространения современных ключевых компетенций и наукоемких технологий, адекватных актуальным научно-технологическим вызовам глобальной экономики;
  • развития и интенсивной коммерциализации технологий и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, реализации их на практике,в условиях резкого увеличения скорости, сложности и непредсказуемости происходящих изменений;
  • обеспечения высокого качества и престижности политехнического образования.

 

Докладчик отметил и проиллюстрировал основные принципы, используемые для построения и дальнейшего развития учебно-научно-инновационной Форсайт-структуры в СПбГПУ:

  • принцип государственного участия;
  • принцип приоритетности долгосрочных целей;
  • принципы Э. Деминга;
  • принципы JoinerAssociates (треугольник Джойнера);
  • кайдзен-принципы – принципы непрерывного процесса совершенствования, составляющие центральную концепцию японского менеджмента;
  • принцип “скорострельности” Toyota“мы делаем все необходимое, чтобы сократить временной промежуток от момента, когда Заказчик обращается к нам, и до момента оплаты за выполненную работу”;
  • принцип самообучающейся организации (Learning Organisation);
  • принцип компания – создатель знания(The Knowledge Creating Company);
  • принцип стратегии бизнес-прорыва;
  • принцип McKinsey – “война за таланты”;
  • принцип “политехничности”;
  • принцип капитализации Know-Howи ключевых компетенций;
  • принцип междисциплинарности / мультидисциплинарности – переход от узкоспециализированных отраслевых квалификаций к набору ключевых компетенций – способности и готовности вести определенную деятельность (научную, инженерную, конструкторскую, расчетную, технологическую и т.д.), отвечающую высоким требованиям мирового рынка; отметим очень удачное и самое лаконичное определение компетенций как “активных знаний” – “знаний в действиях”;
  • принцип “обучение через решение задач”;
  • принцип “образование через всю жизнь” и другие принципы.

Проф. А.И. Боровков охарактеризовал многолетний положительный опыт реализации комплексной междисциплинарной подготовки специалистов в области  вычислительной механики и компьютерного инжиниринга на основе:

- передовых наукоемких компьютерных технологий, тотально использующих современные средства визуализации: 

  • CAD, Computer-Aided Design – компьютерное проектирование;
  • FEA, Finite Element Analysis – конечно-элементный анализ, в первую очередь, задач механики деформируемого твердого тела, механики конструкций, машин, приборов, установок и сооружений;
  • CFD, Computational Fluid Dynamics – вычислительная гидроаэродинамика;
  • CAE, Computer-Aided Engineering – наукоемкий компьютерный инжиниринг, как правило, основанный на математическом описании многомерных задач с помощью нестационарных нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных;
  • Virtual Product Development – виртуальная разработка изделий;
  • MultiPhysics & Multilevel & Adaptive – междисциплинарные / мультидисциплинарные (“мультифизичные”), многоуровневые / многомасштабные адаптивные вычислительные технологии; 

- современных инновационных подходов, доминирующих в мировой промышленности:

  • Simulation-Based Design – компьютерное проектирование конкурентоспособной продукции, основанное на тотальном применении конечно-элементного моделирования;
  • DigitalMock-Up (DMU,  цифровой прототип) – виртуальная, цифровая трехмерная модель изделия и всех его компонентов, позволяющая исключить из процесса разработки изделия создание дорогостоящих натурных моделей-прототипов, позволяющая “измерять” и моделировать любые характеристики объекта практически в любых условиях эксплуатации;
  • Distributed High Performance Computing – распределенные высокопроизводительные вычисления на основе проблемно-ориентированных специально генерируемых и произвольно масштабируемых вычислительных кластеров, построенных с помощью распределенных неоднородных вычислительных и телекоммуникационных ресурсов для решения сложных задач;
  • 3DVisualization & VirtualReality & Global Visual Collaboration – глобальное сотрудничество между рассредоточенными по всему миру и эффективно взаимодействующими между собой командами на основе высоких технологий визуализации, виртуальной реальности, моделирования реалистичного поведения и создания “эффекта присутствия”;
  •  Research Knowledge Management – менеджмент, генерация, капитализация и тиражирование формализованных и, что принципиально более важно, неформализованных знаний – основного источника международной конкурентоспособности;
  • Product Lifecycle Management, PLM-технологии – инновационные 3D и визуализационные компьютерные технологии, позволяющие эффективно управлять и значительно сокращать как время, так и затраты на всех этапах жизненного цикла продукции;
  • Innovations & Kaizen–комплексное взаимодополняющее применение современных инновационных и кайдзен-технологий, обеспечивающих регулярное внедрение инноваций, непрерывное совершенствование бизнес-процессов с целью снижения затрат и повышения качества продукции;
  • GlobalOutsorcing & Outstaffing“величайшие открытия бизнеса последних десятилетий”, которые в настоящее время являются основополагающими высокими технологиями организации глобально конкурентоспособных производств.

В заключение своего доклада проф. А.И. Боровков представил опыт реализации учебно-научно-инновационной Форсайт-структуры, создаваемой на основе учебно-научно-инновационной лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab) СПбГПУ, и конкретные результаты:

С представлением Инновационной образовательной программы Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механик и оптики выступил проф. В.А. Тарлыков:

Васильев В.Н., Иванов А.В., Колесников Ю.Л., Стафеев С.К.. Тарлыков В.А., Шехонин А.А. "Инновационная  система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий".

С представлением Инновационной образовательной программы Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" выступил первый проректор, проф. В.М. Кутузов:

Пузанков Д.В., Кутузов В.М., Шелудько В.Н., Лысенко Н.В., Рябов В.Ф. "Инновационная образовательная программа Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ".

На пленарном заседании были заслушаны также доклады:

Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Розина Н.М. (СПбГПУ) "Компетентностные модели, Федеральные государственные образовательные стандарты и инновационные образовательные программы СПбГПУ";

Арсеньев Д.Г., Сурыгин А.И. (СПбГПУ, ИМОП) "Международный опыт аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования";

Смирнов Е.М. (СПбГПУ, ФМФ) "Развитие и использование на кафедре гидроаэродинамики вычислительных средств для решения фундаментальных и прикладных проблем механики жидкости и газа";

Радкевич М.М., Шабров Н.Н. (СПбГПУ, ММФ) "Формирование учебно-научно-инновационной среды CALS технологий в машиностроении";

Блинов Л.Н., Ананичев В.А., Семенча А.В. (СПбГПУ, ФТиМ) "Технологии получения новых многокомпонентных высокочистых материалов с заданными свойствами".

*******

Во второй половине дня состоялись секционные заседания, в частности, на кафедре "Механика и процессы управления" под председательством проф. А.И. Боровкова, проф. С.Ф. Бурдакова, доц. Д.В. Шевченко прошло заседание секции "Машиностроение, механика и процессы управления". В скором времени на нашем сайте будет представлена информация об этом секционном заседании.