Дмитрий Медведев: финансирование российского авиастроения до 2020 года составит 5 триллионов рублей
Инвестпрограмма российского авиапрома на 10 лет составит 5 триллионов рублей. Это огромная сумма, шокированы авиастроители: годовые вложения Boeing в научно-исследовательские проекты и производство составляют около 170 миллиардов рублей. Деньги будут направлены не только на существующие проекты, но и на разработку новых платформ. Реорганизация отрасли, несмотря на масштабное финансирование, может затянуться на 40 лет, замечают отраслевые аналитики.
Финансирование российского авиастроения до 2020 года составит 5 трлн. рублей, объявил на заседании Совета безопасности президент Дмитрий Медведев, заметив, что неудовлетворен качеством российских самолетов.
«Чтобы изменить ситуацию, из бюджета до 2020 года на авиадеятельность планируется выделить более 5 трлн. рублей. Фактически это в десять раз больше, чем в предшествующее десятилетие», – сказал президент.
Самолет Sukhoi Superjet 100
Деньги будут распределены в рамках госпрограммы вооружения и шести федеральных целевых программ. «Кроме того, реализуются прямые закупки госучреждениями, такими как МЧС, Управление делами президента и другими», – уточнили в пресс-службе «Объединенной авиастроительной корпорации».
Часть финансирования направляется на аэропортовое и навигационное обслуживание. На совершенствование Единой системы организации воздушного движения и модернизацию аэропортов гражданской авиации выделено более 470 млрд. рублей.
Самолет МС-21
Американская корпорация Boeing в течение 20 лет планирует инвестировать в России около $30 млрд. (почти 900 млрд. рублей). Глобальные расходы концерна на производство в 2011 году составят $2,3 млрд. А глобальная годовая программа Boeing по инвестициям в научно-исследовательские разработки в 2011 году составит около $3,9 млрд. (более 100 млрд. рублей). При сохранении текущего уровня расходов 10-летняя научная инвестпрограмма американского авиаконцерна составила бы 1 трлн. рублей, а общий объем инвестиций в разработки и производство около 1,7 трлн. рублей.
Для российского авиастроения 5 трлн. рублей вполне достаточно, чтобы выйти на конкурентоспособный уровень с мировыми авиационными корпорациями, заявляет директор Infomost Борис Рыбак. «Это огромная сумма. Если ее рационально использовать, то мы вполне можем добиться высокого уровня, – говорит он. – Первые задачи – это восстановление научного потенциала, восстановление технологического потенциала и массовое производство авиационной техники».
Самолет Ан-148
Начальник аналитического центра «Авиапорт» Олег Пантелеев менее оптимистичен: «Денег, может, и хватит, но хватит ли времени, чтобы к 2020 году мы стали полностью конкурентоспособны?»
«Необходимы серьезные научно-исследовательские работы. Реорганизация отрасли может затянуться на 40 лет», – скептичен эксперт.
Приоритеты российского гражданского авиастроения – лайнеры Sukhoi Superjet 100 концерна «Сухой» и итальянской группы Alenia, МС-21 корпорации «Иркут», Ан-148 и Ту-204 СМ. Но авиастроители жалуются на высокую долговую нагрузку профильных заводов. Рефинансирование долгов руководство ОАК осуществляет посредством размещения облигаций.
«Логично было бы часть средств вложить в поддержку этих производственных программ», – заметил представитель Flight International в Москве Владимир Карнозов.
«Эти разработки – примеры международного сотрудничества. Они конкурентоспособны. Но эти примеры являются фактом того, что исключительно отечественного авиапрома у нас больше не будет», – заключает Пантелеев.
Самолет Ту-204 СМ
Однако президент Медведев требует, чтобы «наш авиапром реально конкурировал с зарубежными компаниями по соотношению цена – качество продукции». «Российские самолеты не должны проигрывать иностранным по характеристикам – ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полета», – подчеркнул он.
Каранозов уверен, что инвестиции будут направлены на обновление технологий. «Если, например, вкладывать все деньги в существующие проекты, у нас может не оказаться платформы для нового. Поэтому расходы должны быть четко и равномерно систематизированы», – замечает эксперт.
В феврале 2010 года Медведев раскритиковал инновационные программы ОАК, потребовав вкладывать деньги в научно-исследовательские разработки. После претензий президента ОАК Алексея Федорова отстранили от должности. Его пост занял бывший генеральный директор концерна «Сухой» и РСК «Миг» Михаил Погосян. Сейчас Федоров занимает пост главы корпорации «Иркут».
Самолет Ил-96 (борт номер один)
В российских авиакомпаниях говорят, что «официально поддерживают» отечественный авиапром. «Но содержать парк самолетов только из российских судов экономически нецелесообразно», – рассказал «Газете.Ru» источник в «Аэрофлоте».
«Например, Ил-96 – четырехмоторный самолет, а это крайняя степень надежности. Но российский самолет тратит в два раза больше авиакеросина, чем западные суда», – поясняет источник.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Газета.Ru.