CAD/CAE/CFD/CAO/HPC новости 29 Мая 2011 года
Данная новость была прочитана 4743 раза

Какие PLM используют в российском автопроме?

В последние месяцы борьба на мировом рынке PLM решений для автомобильной промышленности заметно обострилась. Поводом тому стали несколько переходов ведущих производителей от одного вендора к другому. Масла в огонь подлила презентация на недавней конференции Siemens PLM Connection 2011, в которой Siemens PLM заявил о полной и окончательной победе в гонке за деньги автопроизводителей. Спустя буквально несколько дней авторитетный немецкий журнал AutomotiveIT опубликовал более полные и точные данные о расстановке сил поставщиков PLM для ведущих мировых автопроизводителей.

Своим комментарием к этой публикации, Олег Шиловицкий поставил перед редакцией isicad вопрос: А какими решениями пользуются в российском автопроме? Давайте попробуем разобраться.

Как и в любой другой отрасли российской промышленности наш автопром не миновала стадия стихийного внедрения и использования САПР – на предприятиях и в КБ часто использовался разномастный «зоопарк» из зарубежных и отечественных решений. Однако на рубеже 2000-х предприятия осознали, что стоит подходить к вопросу системно.

Начнем, естественно с лидера – ОАО «АвтоВАЗ». Тольяттинцы остановились на решениях Dassault Systemes. Впервые АвтоВАЗ начал использовать решение CATIA еще в 1991 году для проектирования кузова автомобиля. На сегодняшний день система CATIA используется для разработки цифрового макета автомобиля, включая кузов, силовой агрегат, интерьер, электрооборудование и другие системы автомобиля. 

CATIA позволяет использовать современные технологии дизайна для создания поверхностей класса А при проектировании и изготовлении дизайн макетов новых моделей автомобилей в дирекции по дизайну ОАО "АвтоВАЗ". Сегодня этот выбор, очевидно, согласуется с политикой основного партера АвтоВАЗа Renault. В то же время на АвтоВАЗе используются и отечественные САПР, в первую очередь КОМПАС-3D. Это и другие решения АСКОН активно применяются для проектирования технологической оснастки и оборудования.

На решениях французской корпорации остановили свой выбор и специалисты холдинга «Руспромавто», в который входят ГАЗ, УралАЗ и Павловский автобусный завод. УралАЗ и ГАЗ используют пока лишь CAD-функциональность, ведут только проектирование в электронном виде и не перешли к более комплексному подходу на базе PLM-технологий.

Дальше всех в этом смысле продвинулся ПАЗ. Хотя они начали позже, здесь с самого начала планировали строить если уж не PLM, то во всяком случае PDM-систему на основе продуктов CATIA и SmartTeam и в этом направлении добились многого. На ПАЗе вплотную подошли к тому, чтобы сделать трехмерную цифровую модель изделия тем центром, с которым связаны все процессы предприятия.

А вот УАЗ и КАМАЗ выбрали решения от главного конкурента DSSiemens PLM Software. Вот, что сообщил еще в 2004 году тогдашний глава российского офиса (тогда еще UGS) Генрих Мелус: "В конце мая этого года УАЗ представил новый автомобиль повышенной проходимости «Патриот», который был спроектирован и изготовлен за 20 месяцев — для России это рекордный показатель. В настоящий момент на этом предприятии продолжается процесс построения сквозной цепочки проектирования. На УАЗе сильное руководство, которое неуклонно добивается поставленной цели. И я думаю, что результаты будут хорошие.

С КАМАЗом мы работаем только девять месяцев, и о результатах говорить пока рано. Особенность производства грузовиков — огромный список опционального оборудования, порождающий очень большое количество вариантов комплектаций. Здесь не обойтись без хорошо налаженной PDM-системы. У нас есть надежные, отработанные на практике решения для такого рода задач, поэтому мы уверены, что при правильном отношении руководства КАМАЗа к этой проблеме успех будет обеспечен.»

С тех пор прошло уже более пяти лет и можно оценить результаты. «Внедрение NX фактически совпало с началом разработки «UAZ Patriot», - говорит Иван Лаптев, начальник бюро САПР УАЗ. – Благодаря совместной работе технических специалистов завода и Siemens PLM Software удалось в кратчайшие сроки провести качественную конструкторскую проработку нового автомобиля, осуществить технологическую подготовку производства и поставить продукт на конвейер уже в 2005 году. Стало очевидно, что система NX оправдывает себя, и подтверждает это успешное проектирование нового автомобиля в кратчайшие сроки».

Новые технологии совершили настоящий прорыв: если раньше автомобиль на УАЗе разрабатывали в среднем 4-5 лет, то для глубокой модернизации автомобиля «UAZ 3163 Patriot» потребовалось лишь полтора года. Система NX позволила значительно ускорить работу по проектированию, по разработке технологической оснастки и по разработке управляющих программ.

Итак, на отечественном рынке между Dassault Systemes и Siemens пока, можно сказать, ничья. Изменит ли такую расстановку сил новичок – ё-мобиль? Время покажет. Пока в вакансиях на разработчиков и технологов ё-производства требуют владение CATIA.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам isicad.ru