Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 21 Июля 2012 года
Данная новость была прочитана 8883 раза

1. Первые катамараны для участников саммита АТЭС спущены на воду. 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбГПУ по расчетному сопровождению создания высокоскоростного катамарана из углепластика

1. Первые катамараны для участников саммита АТЭС спущены на воду

По информации департамента промышленности и транспорта Приморского края, первый из катамаранов в алюминиевом корпусе был спущен на воду 24 июня. На судне установлены главные двигатели фирмы MAN. Швартовные испытания судна планируется завершить к 23 июля, ходовые – до 26 июля. Сдача судна заказчику в лице департамента промышленности и транспорта Приморского края должна состояться в конце июля.

Второе судно катамаранного типа в корпусе из композитного материала спущено на воду 14 июля, его швартовные и ходовые испытания планируется завершить к 8 августа, после чего судно также будет передано заказчику. Оба катамарана рассчитаны на перевозку 223 человек и могут развивать скорость до 25 узлов.

Кроме того, завершаются работы по строительству третьего пассажирского катамарана, заказчиком которого выступает КГУП «Госнедвижимость». Сдача судна должна состояться до середины августа.

В настоящее время решаются вопросы, связанные с регистрацией судов, предоставлением экипажа, определением официальных названий судов. Первый катамаран было решено назвать «Владивосток».

Департамент промышленности и транспорта Приморского края осуществляет ежедневный контроль за ходом строительства и сдачи судов транспортного обеспечения саммита АТЭС-2012. О ходе работ регулярно докладывается врио первого вице-губернатора Приморского края Сергею Сидорову.

Три пассажирских катамарана для транспортного обеспечения саммита АТЭС строятся на заводе «Восточная верфь» во Владивостоке. Планируется, что после саммита АТЭС данные катамараны будут использоваться для перевозки пассажиров на линиях морских прибрежных перевозок.

В компании «Композитное Кораблестроение» выражают особую благодарность компании «Морская техника» за организацию поставки двигателей и навигационного оборудования, а также техническое сопровождение проекта.

О компании «Композитное Кораблестроение». Основным направлением деятельности компании «Композитное Кораблестроение» является строительство скоростных пассажирских судов и судов специального назначения из композитных материалов. В качестве корпусов выбраны одни из самых перспективных типов, применяемых в строительстве современного скоростного флота - катамаран с волнопронизывающими корпусами и глиссирующий катамаран. В сотрудничестве с кораблестроительной компанией «Пасифико Марин» (г. Владивосток) - лидером в области строительства прогулочных катамаранов и практического применения композитных технологий в России, научно-технической поддержке «Тихоокеанского конструкторского бюро» - ведущего разработчика проектов многокорпусных судов, успешно завершено строительство первых в России высокоскоростных судов, ведется строительство самых больших пассажирских катамаранов, предназначенных для транспортного обеспечения Саммита АТЭС в 2012 г. в г. Владивосток.

Проекты компании «Композитное Кораблестроение»:

 

PM 40C. Судно предназначено для прогулок и отдыха в прибрежной зоне морей. Тип корпуса волнопронизывающий катамаран. Конструктивно судно состоит из трех корпусов, два из которых, зеркально симметричны и служат для поддержания судна на поверхности воды (далее именуются поплавки), а третий (далее именуемый основной) приподнят над поверхностью воды. Выбор форм корпусов определен для обеспечения максимальной скорости на взволнованной поверхности, а также максимальной прочности.
Водоизмещение - 6,5 - 8,0 т; длина - 12 м; ширина - 4,4 м; осадка - 0,60 - 0,85 м;
двигатели - 2x110 л.с.; скорость - 20 узлов; вместимость - 12 человек

PM 90C. Судно предназначено для прогулок и отдыха в прибрежной зоне морей. Тип корпуса волнопронизывающий катамаран. Конструктивно судно состоит из трех корпусов, два из которых, зеркально симметричны и служат для поддержания судна на поверхности воды (далее именуются поплавки), а третий (далее именуемый основной) приподнят над поверхностью воды. Выбор форм корпусов определен для обеспечения максимальной скорости на взволнованной поверхности, а также максимальной прочности. Основной корпус служит для размещения пассажиров, экипажа, систем управления и связи и пр., поплавки обеспечивают поддержание судна на поверхности воды, в статическом и динамическом режиме, в них размещаются двигатели, движители, рули, топливо и балласт.
Водоизмещение - 28,5 - 39,9 т; длина - 27,2 м; ширина - 9,82 м; осадка - 1,2 м;
двигатели - 2x800 л.с.; скорость - 25 - 27 узлов; вместимость - 200 человек
PM 1800. Судно предназначено прибрежных морских перевозок. Тип корпуса катамаран. Конструктивно судно состоит из двух симметричных корпусов, соединенных между собой с помощью моста и размещенной на нем надстройки. Выбор форм корпусов определен для обеспечения максимальной скорости на взволнованной поверхности. Надстройка корпус служит для размещения пассажиров, экипажа, систем управления и связи и пр., поплавки обеспечивают поддержание судна на поверхности воды, в статическом и динамическом режиме, в них размещаются двигатели, движители, рули, топливо и балласт.
Водоизмещение - 15,8 - 25,0 т; длина - 17,47м; ширина - 6,15 м; осадка - 0,60 - 1,20 м;
двигатели - 2x500 л.с.; скорость - 25 узлов; вместимость - 72 человек
CD342. Судно предназначено для перевозки пассажиров в прибрежной зоне морей. Тип корпуса катамаран. Конструктивно судно состоит из двух симметричных корпусов, соединенных между собой с помощью моста и размещенной на нем двухъярусной надстройки. Выбор форм корпусов определен для обеспечения максимальной скорости на взволнованной поверхности. Надстройка служит для размещения пассажиров, экипажа, систем управления и связи и пр., корпуса обеспечивают поддержание судна на поверхности воды, в статическом и динамическом режиме, в них размещаются двигатели, движители, рули, топливо и балласт.
Водоизмещение - 72,3 - 100,0 т; длина - 23,3 - 28,0 м; ширина - 8,1 м; осадка - 1,80 м;
двигатели - 2x900 л.с.; скорость - 25 узлов; вместимость - 280 человек

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта portnews.ru.

*******

2. О работах CompMechLab® НИУ СПбГПУ по расчетному сопровождению создания высокоскоростного катамарана из углепластика

   Минпромторг России_логотип Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ)Лаборатория

В марте 2012 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации провело Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы.

Одним из предметов Открытого конкурса выступал
Лот № 7 «Выполнение ОКР «Технология создания корпусов малотоннажных скоростных судов из композита и создание на ее основе опытного образца корпуса конкурентоспособного скоростного судна». Шифр «Упреждение». Стоимость контракта - 175 000 000 рублей.

В Открытом конкурсе приняли участие две организации:

Победителем Открытого конкурса признано ОАО "Средне-Невский судостроительный завод".

ОКР будет выполняться Исполнителем (ОАО "СНСЗ") в полном соответствии с "Основными требованиями к выполнению исследований или разработки" (п. 4 Раздела III "Требования к техническим характеристикам работ"). Дополнительные предложения ОАО "СНСЗ", имеющие прямое отношение по форме и содержанию к теме Работы и улучшающие качественные характеристики ОКР:

1. Разработка технологии создания корпусов малотоннажных скоростных судов из композита будет основана на методе инфузии связующего под вакуумом, обеспечивающего монолитность корпуса катамарана.

2. Разрабатываемая технология изготовления корпусов судов будет обеспечивать серийное их изготовление с производительностью до 10 шт/год.

3. Образец корпуса катамарана будет изготовлен из полимерных композиционных материалов (ПКМ), обладающих физико-механическими характеристиками, превышающими на 10-20% аналогичные, рекомендованные Российским Морским Регистром Судоходства.

4. При изготовлении образца корпуса катамарана будут использованы ПКМ, обеспечивающие требования в судостроении по пожаробезопасности и обитаемости жилых помещений.

5. Разработка программы испытаний ПКМ, предусматривающей выбор армирующих и связующих материалов, состава и структур ПКМ.

6. Разработка программы испытаний и проведение испытаний материалов в составе конструкций для определения работоспособности судокорпусных конструкций.

7. В качестве гарантии стандартизации изготавливаемой продукции – разработка и выпуск технических условий на выбранный ПКМ в составе конструкций.

8. Для решения задач проекта будет использована современная парадигма создания конкурентоспособных конструкций нового поколения из композитов – “Simulation-Based Design” – проектирование на основе детального всестороннего компьютерного моделирования, в частности, на основе эффективного применения высокопроизводительной вычислительной техники (суперкомпьютеров, кластеров и т.д.)

9. Для решения задач проекта будут применены современные численные методы (метод конечных элементов, в первую очередь), современные программные системы автоматизированного проектирования (САПР, CAD-системы) и программные системы конечно-элементного моделирования и инженерного анализа композитов и композитных структур (CAE-системы), а также специализированное программное обеспечение для конечно-элементного решения технологических задач и многомасштабных задач механики композитных структур

10. При изготовлении корпуса катамарана будет применен гибридный композиционный материал на основе современных высокомодульных углетканей, что позволит снизить вес на 15-20%, улучшит скоростные характеристики и энергоэффективность изделия на 10-15%.

ОАО "СНСЗ" имеет более пятидесятилетний (50 лет) положительный опыт выполнения работ по созданию полимерных композитов для корпусных конструкций и созданию технологий производства полимерных композиционных материалов. ОАО "СНСЗ" выполнено 8 основных работ для судостроительной отрасли, аналогичных выставленной на конкурс тематике.

В июне 2011 года на ОАО "СНСЗ" был установлен мировой технологический рекорд: впервые в мире успешно осуществлена заливка полностью композитного корпуса корабля водоизмещением почти 1000 тонн, семьдесят метров в длину и высотой почти восемь метров. Это достижение конструкторов и корабелов СНСЗ попадет не только в Книгу рекордов Гиннеса, но и во все специализированные международные издания как важная веха в развитии неметаллических корпусных технологий в судостроении.

Справка. В июне-июле 2011 года сотрудники СНСЗ и CompMechLab® НИУ СПбГПУ  провели серию рабочих совещаний, включая посещение цеха с композитным корпусом корабля водоизмещением почти 1000 тонн, длиной - 70 метров, высотой - 8 метров. По итогам рабочих совещаний были согласованы направления взаимодействия СНСЗ и CompMechLab®, а впоследствии подписано Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого и была подготовлена совместная Заявка на конкурс Минпромторга России по созданию высокоскоростного композитного судна.

До этого пионерского опыта СНСЗ таким способом делали корабли в два-три раза меньше размерами. Это суперсовременный корабль с полностью композитным корпусом, выполненным методом вакуумной инфузии, опережающий по своим техническим характеристикам все нынешние и перспективные проекты своего класса в мире.

Уникальна технология формирования такого корпуса: сначала создается матрица для будущего корпуса, затем в матрицу в несколько слоев выкладывают нарезанную высокоточным станком стеклоткань различных типов плетений. Затем слои ткани прессуются и как по кровеносной системе через специальные трубки пропитываются связующей смолой. Корпус застывает за 5-6 часов. В результате получается монолитный корпус. Затем матрицу раздвигают и выкатывают на достроечную площадку готовый под монтаж следующих узлов корпус. Палуба и внутренние перегородки выполняются по той же технологии.

При существующих технологиях лазерного контроля за матрицей, такие корпуса можно создавать каждые 3-4 месяца. По прочности такой корпус не уступает стальному, а весит всего 70 тонн, а не 200 тонн как стальной. Срок эксплуатации такого корпуса при надлежащем уходе - до 60-ти лет.

Для гражданского судостроения – композитный корпус – это легкость, а значит экономия. В гражданской области с помощью инновационных технологий можно создавать пассажирские паромы и прогулочные яхты.

В военной области инновационные технологии будут применяться при строительстве противоминных и патрульных кораблей. Военно-морской флот России, по чьему заказу и строится этот корабль, остановил свой выбор на композитном корпусе, так как это значительно снижает уязвимость корабля при поиске мин.  До конца 2012 года противоминный корабль будет полностью укомплектован и спущен на воду.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab®.