Мультидисциплинарные подходы компьютерного инжиниринга к цифровому производству изделий для передачи крутящего момента
Полное название проекта: «Развитие мультидисциплинарных подходов компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга в интересах реализации цифрового производства изделий для передачи крутящего момента без разрыва потока мощности от двигателей к исполнительным механизмам».
Источник финансирования: Министерство образования и науки Российской Федерации (выполнение в 2017–2019 годах проекта по теме «Развитие мультидисциплинарных подходов компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга в интересах реализации цифрового производства изделий для передачи крутящего момента без разрыва потока мощности от двигателей к исполнительным механизмам»). Приоритетное направление: Транспортные и космические системы. Задание: 9.2580.2017/ПЧ.
Получатель субсидии: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Исполнитель: СПбПУ, Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (ИЦ «ЦКИ») СПбПУ. Индустриальный партнер: ООО «Завод Спецтехники».
Цели и задачи проекта
- Развитие подходов компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга для исследования характеристик современных инженерных решений передачи крутящего момента от двигателей к исполнительным механизмам без разрыва потока мощности в условиях высокой нагрузки.
- Апробация разрабатываемых подходов при реализации совместного с промышленным партнером проекта по созданию новой коробки переключения передач для отечественных тракторов пятого тягового класса.
Результаты
Выполнено в 2017 году:
- каскадирование целевых значений, основанное на последовательной детализации требований к изделию от общих до конкретных характеристик компонентов;
- анализ материалов и технологических ограничений индустриального партнера;
- анализ представленных на рынке аналогов разрабатываемого изделия;
- анализ современной научно-технической, нормативной, методической литературы;
- патентные исследования в предметной области;
- разработка функциональной схемы изделия.
Сравнительная характеристика диапазона скоростей тракторов
- Разработана кинематическая модель изделия с учетом компоновки:
- разработано несколько вариантов кинематических моделей изделия с учетом компоновки;
- проведен предварительный анализ прочности и ресурса всех зубчатых зацеплений, валов и подшипников;
- разработаны гидродинамические и кинематические модели управления элементами включения передач.
Кинематическая модель с учетом компоновки
- Разработан альбом виртуальных испытаний, в состав которого входят:
- кинематические модели изделия;
- трехмерные компоновочные модели изделия;
- упрощенная кинематическая модель трактора;
- информация о шинах, грунтах, характеристика двигателя, распределение масс по осям трактора, необходимые для проведения виртуальных испытаний;
- методика расчета спектра нагружения;
- трехмерная модель трактора в сборе.
Трехмерная модель трактора в сборе
- Разработаны рекомендации по выбору материалов и покупных изделий для разрабатываемого изделия.
Выполнены:
- анализ материалов для изготовления основных компонентов изделия с точки зрения стоимости, прочности, доступности и технологических возможностей производства;
- анализ рынка покупных компонентов с точки зрения компоновки, стоимости и доступности.
Разнесенная схема элементов коробки передач
- Результаты интеллектуальной деятельности:
- проведен полный патентный поиск в предметной области с глубиной поиска 10 лет;
- разработаны новые технические решения;
- поданы заявки на патентую защиту результатов интеллектуальной деятельности.
Выполнено в 2018 году:
- Проектирование элементов изделия с применением simulation-based design и методов многовариантной и структурной оптимизаций конструкции на основании матрицы целей.
- Конструкторская интерпретация результатов оптимизации.
- Построение конечно-элементной модели обновленной полной конфигурации КПП и выполнение и выполнение расчетных проверок разработанной конструкции в конечно-элементной постановке.
- Гидродинамические расчеты потоков технических жидкостей в КПП.
- Оценка уровня вибрационных и акустических колебаний.
- Построение пространственной модели КПП с учетом всех принятых инженерных решений.
- Проведение дополнительных патентных исследований.
- Получен патент №183689.
- Публикация в журнале, индексируемом в базе данных SCOPUS.
- Разработка конструкторской документации для изготовления макета изделия.