Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
17919 прочтений

Проект «Северный морской транзитный коридор» по созданию комплексной транспортно-логистической системы для международных транзитных морских грузоперевозок на маршруте Азия – Европа через Северный Морской Путь

Проект «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) был инициирован в Госкорпорации «Росатом» в 2019 году с целью создания нового предложения на международном рынке логистического сервиса по доставке грузов между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через Северный морской путь (СМП). Эксплуатация создаваемой логистической системы будет происходить в условиях не только российской, но и мировой цифровой экономики. Отраслевым логистическим оператором выступает предприятие Госкорпорации «Росатом» – ООО «Русатом Карго», на базе которого ведутся организация и развитие международных транзитных морских грузоперевозок по формируемой транспортной магистрали на базе СМП.

Проектом предусматривается создание транспортно-логистических узлов, строительство коммерческого флота, а также развитие инфраструктуры, обеспечивающей как эффективную работу самой транспортной системы, так и уровень сервиса, отвечающий современным запросам участников рынка морских грузоперевозок. В основе реализации проекта лежит обеспечение экологических требований к арктическому судоходству. Зеленая логистика может стать основой конкурентного преимущества и устойчивого развития СМТК.

Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» участвует в проекте в качестве эксперта в области цифрового моделирования и проектирования, разработки цифровых двойников.

Проект СМТК соответствует целям и задачам, обозначенным в Указах Президента России:

  • № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» в части развития цифровой экономики, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
  • № 164 от 05.03.2020 г. «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период 2035» в части основных национальных интересов России в Арктике в направлении развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации РФ;
  • № 270 от 16.04.2020 г. «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ» в части разработки новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем.

Создание логистической системы СМТК относится к «пионерским», комплексным и высокотехнологичным проектам, требующим консолидации научно-технического потенциала и кооперационного взаимодействия на межотраслевом уровне.

В качестве фундаментальной основы для реализации проекта СМТК выбраны:

  • информационные технологии;
  • модельно-ориентированный системный инжиниринг 2.0 (Model Based System Engineering 2.0, MBSE 2.0);
  • имитационное моделирование;
  • цифровые технологии и платформенные решения;
  • новая парадигма проектирования на основе разработки и применения на всех этапах жизненного цикла цифровых двойников (Digital Twin) и цифровых теней (Digital Shadow) на цифровой платформе CML-Bench;
  • многие другие передовые технологии.

Их применение позволит оптимизировать затраты, сроки разработки проекта, проведение натурных испытаний и создать продукт конкурентного превосходства на основе бизнес-модели нового типа, включающей кибернетическую цифровую платформу создаваемой экосистемы.

Проект СМТК может стать полигоном, на котором будет отработана цифровая технология создания высокотехнологичных комплексных проектов. При этом внедрение современных подходов цифрового моделирования потребует от всех участников проекта переходить в новую парадигму цифровой трансформации, что несомненно требует единства в стратегии создания цифровых моделей.

 

Хронология запуска проекта

  1. С начала разработки концепции проекта по сегодняшний день состоялось 17 организационных мероприятий, включающих рабочие совещания, конференции и экспертные сессии. (материал будет дополнен)
  2. Участие Центра НТИ СПбПУ в проекте началось 29 января 2020 года, когда представители организаций – участников проектного консорциума по созданию судна арктического класса в проекте СМТК с рабочим визитом посетили Центр компетенций. Основной темой совещания стало обсуждение преимуществ использования цифровых двойников для разработки технически сложных объектов. Участники встречи рассмотрели уникальный опыт специалистов Центра НТИ СПбПУ в области создания и применения передовых производственных технологий, а также обсудили возможные подходы к их использованию в проекте СМТК.

  1. 20 мая 2020 года ООО «Русатом Карго» при организационной и технической поддержке АО «Российская венчурная компания» провело в онлайн-формате экспертную сессию «Онтология моделирования при создании технически сложных объектов: цели, задачи, типы моделей, их предназначение (на примере проекта «Северный морской транзитный коридор»)». Мероприятие было организовано для обмена и синхронизации знаний, формирования единого представления потенциальных участников и других заинтересованных сторон о применении цифровых технологий информационного моделирования при реализации технически сложных проектов таких, как СМТК. Участники сессии представили разработанные ими технологии цифрового моделирования, обсудили подходы и этапы формирования онтологической модели на примере проекта СМТК.

В экспертной сессии приняли участие представители следующих организаций: Госкорпорация «Росатом», Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспортa, АО «Российская венчурная компания», Центр «Арктические инициативы», Центр Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, НИУ МФТИ «Физтех-Цифра», МГУ им. М.В. Ломоносова (экономический факультет), СПбГМТУ, МГТУ им Н.Э. Баумана, Центр морских исследований МГУ, ПАО «Новатэк», МШУ Сколково, Центр энергетики, НИЦ Курчатовский институт, ЦНИИ Морского флота, ЦНИИ Технологии и судостроения, АО «Гринатом», РФЯЦ ВНИИЭФ (г. Саров), Отраслевой центр капитального строительства Росатома, предприятия АО «Атомэнергомаш», ПАО «Интелтех» (Ростех), НПК «Морсвязьавтоматика», ПАО ЦКБ «Айсберг», ООО «Ланит-Северо-Запад», НПО «А-Три», Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), НПП «АпАТэК – Прикладные перспективные технологии», Международная академия транспорта, Группа компаний ПМСОФТ.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» (НТИ), руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексей Боровков выступил с докладом «Об опыте и преимуществах создания цифровых двойников физического объекта. О подходах к созданию цифровых двойников в проекте создания инновационного судна арктического класса для проекта СМТК».

 

 

Резолюция экспертной сессии «Онтология моделирования при создании технически сложных объектов: цели, задачи, типы моделей, их предназначение (на примере проекта «Северный морской транзитный коридор»)»

Скачать резолюцию экспертной сессии «Онтология моделирования при создании технически сложных объектов: цели, задачи, типы моделей, их предназначение (на примере проекта «Северный морской транзитный коридор»)» можно по ссылке.

  1. 25 сентября 2020 года завершилась научная арктическая экспедиция «Цифровое судно СМТК», приуроченная к 75-летию атомной отрасли. Она продлилась с 8 по 25 сентября 2020 года. За 18 дней судно прошло от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга.
  2. 21 октября 2020 года в СПбПУ состоялась экспертная сессия «Цифровое судно СМТК» по итогам арктической экспедиции, организованной ООО «РУСАТОМ КАРГО» (транспортная дочерняя компания ГК «Росатом»). Мероприятие прошло при личном участии 30 экспертов и при участии более 70 экспертов в формате видеоконференции.

Основные публикации о проекте СМТК в СМИ

1. Алексей Боровков выступил на экспертной сессии по проекту «Северный морской транзитный коридор» (СПбПУ, 25 мая 2020)

2. Цифровое моделирование на примере проекта СМТК (Новый оборонный заказ, 22 мая 2020)

3. Центр НТИ СПбПУ принял участие в экспертной сессии по проекту «Северный морской транзитный коридор» (Ассоциация «Технет», 22 мая 2020)

4. Цифровое моделирование на примере проекта СМТК (РВК, 21 мая 2020)

5. Коридор больших возможностей (Газета «Страна РОСАТОМ», № 22-23 (438-439) 2020)

6. СМТК – арктический полигон для высокотехнологичных проектов (журнале «Новый оборонный заказ. Стратегии» №3 (62) 2020)


Видеоматериалы по проекту СМТК

1. «Развитие СМТК, роль цифровых технологий в проекте». Доклад Ольги Кирдей, первого заместителя генерального директора ООО «Русатом Карго», директора проектного офиса «Северный морской транзитный коридор».

2. «Об опыте и преимуществах создания цифровых двойников физического объекта. О подходах к созданию цифровых двойников в проекте создания инновационного судна арктического класса для проекта СМТК». Доклад Алексея Боровкова, проректора по перспективным проектам СПбПУ, руководителя Центра НТИ СПбПУ.

3. «О роли цифрового моделирования и цифровой сертификации новых конструкционных материалов (в.ч. углепластиков) при проектировании судна арктического класса для коммерческого флота СМТК». Доклад Андрея Ушакова, д.т.н., профессора, генерального директора НПП «АпАТэК – Прикладные перспективные технологии».

4. «Отраслевой пример использования суперкомпьютерных технологий для создания цифровых двойников, информационных моделей в интересах реализации задач создания транзитной судовой инфраструктуры СМТК». Доклад Дмитрия Фомичева, к.т.н., директора по математическому моделированию ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ».

5. «Архитекторы будущего мира. Унифицированное моделирование процессов применительно к созданию инфраструктуры СМТК. Моделирование экономической среды деятельности». Доклад Вячеслава Кондратьева, д.т.н., профессора кафедры радиоэлектроники и прикладной информатики НИУ МФТИ.

6. «Цифровое моделирование в управлении стратегическими активами для создания продукта конкурентного превосходства на примере проекта развития СМТК». Доклад Елены Тищенко, к.э.н. советника по цифровой экономике декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

7. «Создание прототипа опорной цифровой модели MBSE проекта СМТК. Онтология цифрового моделирования в проекте». Доклад Станислава Чуя, директора по развитию СМТК ООО «Русатом Карго».

8. «Единая платформа цифровых сервисов СМП: Концепция реализации и системный проект». Доклад Андрея Усачева, архитектора Центра отраслевой архитектуры и интеграции Госкорпорации «Росатом», АО «Гринатом».

9. «Цифровое судно. О требованиях «Цифрового судна и инфраструктуры (сервисов) проекта СМТК». Доклад Сергея Биденко, советника генерального директора ПАО «Информационные телекоммуникационные технологии» (ГК «Ростех»).

10. «Дистанционный мониторинг ледовой обстановки, гидрометеорологических и экологических параметров при формировании цифровой логистической модели для обеспечения надежности, безопасности и оптимизации затрат при транзите грузов по трассе СМТК». Доклад Николая Шабалина, исполнительного директора Центра Морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова.

11. «Динамическое сценарное моделирование. Оптимизация логистических решений. Расчет экономики сложных систем на разных уровнях детализации на различных этапах ЖЦ на примере реализации проектов АС ММ в ГК «Росатом». Доклад Владимира Сидоренко, доцента экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, и Павла Кривенкова, соискателя экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова.

Экспертные интервью

В рамках реализации проекта Госкорпорацией «Росатом» организована серия интервью с представителями экспертного научного и инженерного сообщества, предприятий, являющихся лидерами в направлении проектирования судов арктического класса, цифрового моделирования, конструирования и производства оборудования для судовой энергетики, научных и проектных организаций по атомной, водородной и другим альтернативным видам энергии, новых конструкционных материалов. Темой интервью стало развитие технологий информационного моделирования при реализации технически сложных проектов Госкорпорации «Росатом» в Арктике.