Из воспоминаний члена-корреспондента АН СССР А.И. Лурье
Лурье Анатолий Исакович (19.07.1901, Могилёв - 12.02.1980, Ленинград), выдающийся учёный в области теоретической и прикладной механики, член Национального комитета по теоретической и прикладной механике, член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (теоретическая и прикладная механика) с 10 июня 1960 года. |
Из истории физико-механического факультета Петроградского политехнического института. Из воспоминаний члена-корреспондента АН СССР А.И. Лурье
(На основе статьи сына Анатолия Исаковича - Константина Анатольевича Лурье (профессора Политехнического института Ворчестера, США), опубликованной в журнале "Научно-технические ведомости СПбГТУ": Анатолий Исакович Лурье: ранние годы // "Научно-технические ведомости СПбГТУ". СПб.: изд-во СПбГТУ. 2001, № 4. с.169-184)
В 1923 году А.И. Лурье перевелся на физико-механический факультет Петроградского политехнического института с геолого-разведочного факультета Уральского горного института, на который поступил осенью 1920 года.
Члены 1-го Президиума (1919 г.) физико-механического факультета:
А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и А.Н. Крылов (слева направо)
Физико-механический факультет был основан в 1919 году академиком А.Ф. Иоффе и был единственным в то время центром физико-механического образования в стране. Его основание было крупнейшим событием; к преподаванию были привлечены виднейшие ученые, пользовавшиеся европейской известностью. Математику на факультете преподавали преподавали С.Н. Бернштейн, Я.Д. Тамаркин, А.А. Адамов, Н.М. Гюнтер, физику - А.Ф. Иоффе, Н.Н. Семенов, Я.И. Френкель, Д.С. Рождественский, В.Р. Бурсиан, Ю.А. Крутков, В.К. Фредерикс, механику - А.А.Фридман, И.В. Мещерский, Е.Л. Николаи.
Благодаря интенсивным самостоятельным занятиям А.И. Лурье был хорошо подготовлен, и ему для перевода пришлось сдать лишь несколько экзаменов.
С этого времени жизнь А.И. Лурье была связана с Политехническим институтом, где он проработал без малого 60 лет, с небольшим перерывом на три года, связанным с войной. Студентов в те ранние годы на физико-механическом факультете было немного, но уровень преподавания был исключительно высоким.
А.И. Лурье так вспоминал это время: "Основное место занимала теоретическая физика, переживавшая тогда критические годы своего становления. Ее преподавание было поручено Я.И. Френкелю, выдающемуся ученому и обаятельнейшему человеку. Было трудно уследить за его лекциями в особенности из-за того, что часто математическая сторона дела приносилась в жертву призывам к физической интуиции. В еще большей степени этим отличались занятия в семинаре А.Ф. Иоффе, посещение которых мне по молодости лет и недостатку ума представлялось скучной барщиной. Увлекало преподавание механики, которое было поручено А.А. Фридману.
Фридман Александр Александрович (29.06.1888, Петербург, - 6.09.1925, Ленинград), советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии. Окончил Петербургский университет (1910). В 1913 начал работать в Павловской аэрологической обсерватории. В 1914-17 проводил работы по организации аэронавигационной и аэрологической службы в русской армии. В 1918-20 профессор Пермского университета. С 1920 работал в Главной физической обсерватории и в Политехническом институте. В 1925 с научно-исследовательской целью поднялся на аэростате на высоту 7,4 км. Основные труды по гидродинамике, динамической метеорологии, теоретической физике и др. В 1922 вывел общее уравнение для определения вихря скорости, которое приобрело фундаментальное значение в теории прогноза погоды. В 1924-25 Ф. совместно с Л. В. Келлером указал систему характеристик структуры турбулентного потока, построил замкнутую систему уравнений, связав пульсации скорости и давления в двух точках потока в разные моменты времени. Эти работы заложили основы современной статистической теории турбулентности. В 1922-24 предложил модель нестационарной Вселенной, которая легла в основу современной космологии. Премия им. В.И. Ленина (1931, посмертно). |
Потребовалось бы много места, чтобы описать разносторонность и богатство достижений А.А. Фридмана, скончавшегося в 1925 году в тридцатисемилетнем возрасте человека. Достаточно вспомнить, что, с одной стороны, ему принадлежит организация в первой мировой войне метеослужбы армии, разработка первых таблиц бомбометания с аэроплана и создание первого у нас завода авиаприборов, а с другой - сделавшее эпоху исследование по гидромеханике сжимаемой жидкости и лишь через сорок лет оцененный труд по общему принципу относительности, легший в наши дни в основу теоретических построений астрофизики галактик. Курс теоретической механики А.А. Фридмана последовательно строился на векторном исчислении - это у нас, и не только у нас, было тогда первым опытом; он отличался оригинальной и изящной обработкой деталей, приучал самостоятельно думать и не бояться собственных попыток исследования..."
После кончины А.И. Лурье его сын - К.А. Лурье - обнаружил в его бумагах конспект лекций А.А. Фридмана по динамике точки (1923 год) и по кинематике сплошной среды (1924 год), которые вполне подтверждают сказанное выше. Сейчас, когда векторное изложение механики стало общепринятым, трудно поверить, какое сопротивление оно встречало в те годы, особенно у представителей старшего поколения. Даже такой выдающийся ученый, как А.Н. Крылов, называл векторный язык "экономией мела". Усилия А.А. Фридмана, не боявшегося инерции старых представлений, не пропали даром - введенная им методика победила и получила всеобщее распространение.
Преподавание А.А. Фридмана оставило глубокий след в памяти А.И. Лурье. Пожалуй, никого из своих учителей он не вспоминал с такой теплотой в течение всей жизни. Александр Александрович Фридман был исключительно яркой и глубокой личностью, человеком, полностью лишенным тщеславия и до конца преданным науке. Характерно его собственное отношение к своей работе по теории относительности, работе, заслужившей похвалу самого Алберта Эйнштейна и только недавно по-настоящему оцененной физиками. Александр Александрович относился к ней как к одному из тех "забавных" примеров, когда удалось решить уравнения А. Эйнштейна в нестационарном случае. Это полуироническое отношение выразилось и в том, что начальный момент времени в задаче о расширяющейся Вселенной А.А. Фридман в шутку назвал "моментом сотворения мира", за что спустя многие годы после смерти ему досталось от полуграмотных "критиков".
Обучение в те годы отличалось либерализмом: не было обязательного посещения лекций и экзаменационных сессий. Это давало возможность и предопределяло необходимость самостоятельного чтения книг. Книг на русском языке было мало, приходилось читать французские и немецкие, реже - английские руководства. Привычке самостоятельного чтения А.И. Лурье всегда придавал большое значение и считал, в частности, подготовку студента к экзамену по конспекту признаком лени и инертности мышления.
Вот как отец вспоминал собственный опыт в этом отношении: "Математически я уже к этому времени был подготовлен, успел изучить два тома Гурса и весь трехтомник Аппеля. Имея еще в запасе два тома "Учения об электрических и магнитных явлениях" И.И. Боргмана, я смело отправился на первую лекцию Якова Ильича Френкеля по электродинамике. К моему удивлению, оказалось, что в этой науке нет не только янтарной палочки и кошачьего меха, но даже и магнитных масс. Традиционное построение, начинающееся с электростатики, также было отвергнуто, и все это было для меня трудным и непривычным, тем более, что на русском и доступном мне французском языках Яков Ильич ничего не мог предложить в духе своего оригинального курса (его собственная книга вышла лет на десять позже). В те годы не было и подходящего курса векторного исчисления (существовал "Векториальный анализ" О.И. Сомова, в котором, по существу, не было векторных операций), а сдавать экзамен по электродинамике было надо. Я.И. Френкель рекомендовал выйти из положения, изучив "Theorie der Elektrizitaet" Абрагама. Немецким я не очень владел, но в течение месяца сумел одолеть первый том. Пришел к Я.И. Френкелю - "Что Вы прочли?" - "Первый том Абрагама". - "А второй не читали?" - "Нет". - "Идите домой и прочтите". Пришлось подчиниться. Зато, когда спустя месяц я появился вновь, разговор был еще короче. "Прочли второй том?" - "Да". - "Ну, дайте зачетную книжку".
В этом эпизоде ярко проявилась и требовательность Я.И. Френкеля, и его доверие к людям; в данном случае он не ошибся: А.И. Лурье был не из тех, кто доверием злоупотреблял.
Далее, А.И. Лурье вспоминает: "В те годы уже существовала, как мне представляется и сейчас, очень хорошая книга А.К. Тимирязева "Кинетическая теория газов". Но курс статистической механики, который мне не удалось услышать, так как он читался Я.И. Френкелем в 1922 году, опять-таки ничего общего не имел с существовавшими традициями. Пришлось изучать этот курс по записям прошлогодних слушателей, так же как и курс термодинамики. В курсе термодинамики, прочитанном в 1922 году, подробно обсуждалась знаменитая работа К. Каратеодори об основаниях термодинамики, и это было чрезвычайно ново для меня после скуки и головной боли от циклов и насыщенных паров..."
В июне 1925 года А.И. Лурье окончил физико-механический факультет со званием инженера-физика по специальности "Механика", защитив дипломную работу на тему "Теория прямолинейно-направляющих механизмов". Эта работа была посвящена определению новых типов механизмов, дающих приближенно прямолинейное движение. С методической точки зрения она была оригинальной, так как решение задачи было получено методами теории функций комплексного переменного, которые ранее не находили приложений к этим вопросам. Эта работа была опубликована в "Журнале прикладной физики" (1925. Т. 2. Вып. 3-4).
После окончания Политехнического института А.И. Лурье был оставлен аспирантом при кафедре механики "по представлению доц. Л.Г Лойцянского и проф. А.А. Фридмана"…
Другие ссылки по теме:
1.19 июля 2006 года - 105-летие Анатолия Исаковича Лурье
2.ФизМех: Из воспоминаний члена-корреспондента АН СССР А.И. Лурье
3. Кафедра МПУ: Из истории кафедры. А.А. Первозванский. Кафедра "Механика и процессы управления" в прошлом и настоящем
4.19 июля 2003 года – 102 года со дня рождения Анатолия Исаковича Лурье