Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»

Всероссийская инженерно-технологическая конференция «Цифровые и 3D-технологии в образовании: Новая реальность»

12-13 мая 2022 года
Тула

С 12 по 13 мая 2022 года в Туле прошла Всероссийская инженерно-технологическая конференция «Цифровые и 3D-технологии в образовании: новая реальность».

Организаторами мероприятия выступили Ассоциация Внедрения инноваций в сфере 3D-образования, лаборатория «3D-образование» Центра Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Центр НТИ СПбПУ) и АНО ДПО «Высшая техническая школа». Целью конференции этого года было объявлено определение актуальных задач и проблем, стоящих перед образовательными организациями в 2022 году, и поиск новых решений.

В конференции приняли участие представители ведущих образовательных организаций России, Государственной Думы РФ, высокотехнологичных компаний, а также правительства Тульской области. Эксперты обсудили адаптацию школ, техникумов и вузов к новым условиям, импортозамещение, материально-техническое оснащение образовательных учреждений, введение 3D-технологий в процесс обучения, а также организацию дополнительного образования.

Программа двухдневной конференции включала:

  • Пленарное заседание «Влияние глобальных изменений на использование технологических инноваций для развития образования в России»;
  • Круглые столы: «Современная образовательная среда в условиях импортозамещения: миф или реальность?», «Формирование проектного мышления и исследовательского потенциала у молодежи как основа формирования технологического лидерства России и стратегический приоритет», «Школы и университеты в новых условиях: интеллектуальный потенциал и новые требования к компетенциям педагога будущего», «Развитие проекта “Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании”»;
  • Стратегическую сессию «Импортозамещение в образовании: инфраструктурное обеспечение образовательных организаций программным обеспечением и учебным оборудованием в новых условиях»;
  • Мастер-классы;
  • Экскурсию в Музей станка ТИК «Октава» и Тульский Кремль.

На открытии конференции с приветственным словом выступил проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков. Спикер обозначил актуальность повестки встречи, а также рассказал о тенденциях, наблюдаемых в области образования сегодня.

«В названии конференции указано понятие «новая реальность», и мы понимаем, что новая реальность наступила. Она касается практически всех сфер нашей жизни. В рамках инженерно-технологической конференции нам необходимо говорить о современной подготовке инженеров, которые должны обладать компетенциями в области передовых технологий, в первую очередь, цифровых и производственных», – сообщил Алексей Иванович.

С напутственной речью на открытии конференции также выступили первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, руководитель лаборатории «3D-образование» Центра НТИ СПбПУ, президент Ассоциации Внедрения инноваций в сфере 3D-образовани Роман Бондаренко и кандидат технических наук, ректор АНО ДПО «Высшая техническая школа» Дмитрий Алгазин,

В ходе программы первого дня конференции «Цифровые и 3D-технологии в образовании: Новая реальность» состоялось пленарное заседание «Влияние глобальных изменений на использование технологических инноваций для развития образования в России». Первым в дискуссии выступил Алексей Боровков. Свое выступление спикер начал с обозначения основных критериев для подготовки современных инженеров. Прежде всего, настоящие профессионалы должны обладать фундаментальными прикладными знаниями и решать сложные мультидисциплинарные задачи. Более того, инженерам следует понимать системы, состоящие из подсистем, компонентов, узлов, деталей, а также осознавать, как они взаимосвязаны и какое у них функциональное назначение.

Продолжая дискуссию в ходе пленарного заседания, Алексей Иванович затронул тему этапов жизненного цикла изделий. «Все начинается с разработки. Этот этап чрезвычайно важен, в частности, для цифровых и 3D-технологий. Говоря о трендах, особенно в условиях новой реальности, мы можем отметить, что основная конкуренция переносится именно на данный этап.  Мы должны учитывать все ограничения производства, а также технологических производственных процессов. Если компания использует 3D или 5D принтеры, то простой примитивный экономически невыгодный вариант будет печатать те детали, которые были разработаны под CNC технологии для станков с числовым программным управлением. Соответственно, мы должны перепроектировать эти изделия. Именно тогда возникает преимущество разработок и появляется значительный выплеск в массе. Предприятия хотят, чтобы детали и изделия в целом были легче. Но для нас, прежде всего, важно обеспечить их прочность, долговечность, надежность и безопасность», – сообщил докладчик.  

Далее, Алексей Боровков отметил, что нужно обращать особое внимание на фундаментальные дисциплины, где описываются всевозможные физико-механические и технологические процессы. Основной этап жизненного цикла изделия –  это эксплуатация. Здесь важно понимать, как эксплуатировать изделия, обеспечивать технические осмотры ремонта, управлять этими процедурами на основе фактического состояния повреждений, где расставлять датчики, какие возникают критические зоны и критические характеристики. Данные параметры способна продемонстрировать технология цифровых двойников, которая позволяет определять критические зоны и характеристики, измерять температуру, давление, виброускорение и виброперемещение.

«Ключевую роль играет системный инжиниринг, который представляет собой все стадии жизненного цикла. На выходе должен быть результат, материальное производство, то есть то, что мы покупаем и едим, чем торгуем. Задачи, которые остаются актуальными для промышленности России сегодня, это импортозамещение, импортоопережение, импортонезависимость, технологический суверенитет, включая программное обеспечение, а также глобальная конкурентоспособность экономики и национальная безопасность. Вот те актуальные вопросы в рамках новой реальности, в решении которых могут помочь цифровые и 3D-технологии и новые инженерно-технологические кадры», – подытожил спикер.

В дискуссии в рамках пленарного заседания «Влияние глобальных изменений на использование технологических инноваций для развития образования в России» также приняли участие заместитель министра образования Тульской области Лаура Решетько, кандидат технических наук, доцент, помощник губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций и образования Марина Ананич, член экспертного совета Комитета по просвещению Государственной Думы РФ Владимир Дубинкин, проректор по научно-исследовательской работе Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого Елена Бродовская и директор Центра проектного и цифрового развития образования в Институте прикладных экономических исследований РАНХиГС, куратор проектного модуля программы «Родитель – Учитель» Павел Рабинович.

Роман Бондаренко подвел итоги Всероссийской инженерно-технологической конференции «Цифровые и 3D-технологии в образовании: новая реальность»: «В рамках конференции была затронута тема импортозамещения. К дискуссии мы привлекали разработчиков профессионального оборудования, представителей образовательных организаций и правительства России для того, чтобы они поделились опытом и совместно выстроили траекторию развития современного образовании. Экспертам удалось обсудить внедрение цифровых и аддитивных технологий в образовательные процессы, выстраивание взаимодействия производителей, бизнеса и образовательных организаций. Работа круглых столов и стратегической сессии была основана на поиске решений по профессиональной подготовке инженерных кадров для высокотехнологичной промышленности в новых условиях».

Напомним, что в августе 2021 года прошел VIII Международный форум технологического развития «Технопром-2021», в рамках которого состоялась четвёртая олимпиада по 3D-технологиям в формате «Наставничество» на Кубок губернатора Новосибирской области. Организаторами мероприятия выступили: Ассоциация «Внедрения инноваций в сфере 3D-образования» (Ассоциация 3D-образования), Лаборатория «3D-образование» Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», а также Правительство Новосибирской области. Вместе с тем, в организации олимпиады также приняли участие Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ НЭТИ), которые являются региональными ресурсными центрами проектов в регионе.

Также с 1 по 2 октября 2021 года в Точке кипения Политеха состоялась VI Всероссийская конференция «Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании» – «Наставничество для профессионалов будущего: лучшие практики и инновационные решения».  Конференция была посвящена развитию проекта «Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании» и актуальным вопросам, задачам и проблемам внедрения целевой модели наставничества в школах, колледжах и техникумах, организациях дополнительного образования для школьников в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении методологии наставничества».