Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 7 Октября 2019 года
Данная новость была прочитана 21637 раз

Первый Всероссийский форум «Новые производственные технологии»: Презентация дорожной карты по «сквозной» технологии

4 октября 2019 года в рамках работы Первого Всероссийского форума «Новые производственные технологии» состоялась презентация дорожной карты по развитию «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии» (ДК СЦТ НПТ). Модератором мероприятия выступил один из участников разработки ДК СЦТ НПТ Олег Рождественский – руководитель дирекции Центра НТИ СПбПУ.

Разработка дорожной карты проводилась в рамках реализации Минкомсвязи России федерального проекта «Цифровые технологии» программы «Цифровая экономика» (Мероприятие 03.01.001.002.004 «Утверждение не менее 9 Дорожных карт по направлениям развития сквозных цифровых технологий»). Ответственным исполнителем мероприятия является Госкорпорация «Росатом». СПбПУ стал победителем конкурса на разработку ДК по направлению СЦТ НПТ в соответствии с Протоколом подведения итогов №0773100000319000022-3 от 30 марта 2019 года.

Разработанную дорожную карту участникам форума представил проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков.

Сквозная цифровая технология «Новые производственные технологии» – это сложный комплекс мультидисциплинарных знаний, передовых наукоёмких технологий и системы интеллектуальных ноу-хау, сформированных на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, кросс-отраслевого трансфера и комплексирования передовых наукоёмких технологий, СЦТ и субтехнологий. Новые производственные технологии –  совокупность новых, с высоким потенциалом, демонстрирующих де-факто стремительное развитие, но имеющих пока по сравнению с традиционными технологиями относительно небольшое распространение, новых подходов, материалов, методов и процессов, которые используются для проектирования и производства глобально конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке продуктов или изделий (машин, конструкций, агрегатов, приборов, установок и т. д.).

Алексей Иванович рассказал об основных этапах и методологии разработки, основанной на данных масштабного анкетирования и проведения ряда сессий с участием экспертов практически из всех отраслей промышленности: автопрома, двигателестроения, машиностроения, самолетостроения, судостроения, представителей ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, институтов развития – в общей сложности более 230 экспертов из более чем 160 организаций.

Руководитель разработки подчеркнул, что целью развития передовых производственных технологий является «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира», что полностью соответствует логике Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». На основании обозначенной цели были сформулированы и ключевые приоритеты дорожной карты:

  • Приоритет 1: Повышение глобальной конкурентоспособности России на мировых высокотехнологичных рынках.
  • Приоритет 2: Создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора обрабатывающих производств, развивающегося на основе новых производственных технологий.
  • Приоритет 3: Создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
  • Приоритет 4: Подготовка специалистов высококвалифицированных кадров, обладающих компетенциями мирового уровня в сфере исследований и разработок (для разработки, развития и применения передовых технологий, как правило, наукоемких и мультидисциплинарных, требуются специалисты нового типа).
  • Приоритет 5: Переход к новым бизнес-моделям на базе Цифровых Платформ / Цифровых Двойников и к Фабрикам будущего («цифровым» / «умным» / «виртуальным») как основе современного производства.

Обозначив индикаторы исполнения мероприятий дорожной карты, Алексей Боровков подробнее остановился на входящих в состав СЦТ НПТ субтехнологий:

  1. Цифровое проектирование, математическое моделирование и управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design) – включает технологии, обеспечивающие реализацию концепции передового цифрового «умного» проектирования; драйвером этого процесса выступает технология разработки цифрового двойника (Digital Twin) на основе создания и применения многоуровневой матрицы целевых показателей и ресурсных ограничений, на основе математических моделей разных классов, уровней сложности и адекватности (в самых общих случаях описываемых нестационарными нелинейными уравнениями в частных производных), на основе проведения виртуальных испытаний, применения виртуальных  стендов и виртуальных полигонов.
  2. Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing) – включают технологии, обеспечивающие реализацию концепции «умного» производства: технологическая подготовка и реализация производственного процесса с минимальным участием человека на основе данных PLM-системы, операционное управление технологическими процессами, производством, предприятием; технологическая подготовка и реализация производственного процесса для кастомизированной продукции широкой номенклатуры на основе гибких, реконфигурируемых и модульных машин, оборудования и робототехники.
  3. Манипуляторы и технологии манипулирования – включает методы математического моделирования робототехнических систем как пространственных механических систем с голономными и неголономными связями, методы прямого динамического моделирования нелинейных пространственных механических систем с контактными взаимодействиями; разработку программного обеспечения для управления роботами-манипуляторами; программно-аппаратные средства взаимодействия с окружающей средой и объектами.

Продемонстрировав данные по уровням готовности российских и зарубежных передовых производственных технологий, Алексей Боровков обозначил ориентировочные сроки достижения значений индикаторов, зафиксированные в СЦТ НПТ, области применения и ожидаемые результаты применения СЦТ НПТ.

В завершение презентации Алексей Иванович обозначил разработчиков и заказчиков проектов с использованием субтехнологий СЦТ НПТ от бизнеса и государства, а также барьеры и ограничения внедрения передовых производственных технологий.

«Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» выполнил разработку максимально открыто, с привлечением самого широкого круга экспертов. По сути, мы начали разработку еще в феврале 2019 года, принимая активное участие в экспертных сессиях АНО «Цифровая экономика», но основная работа велась в очень сжатые сроки – у нас было всего чуть больше месяца. При этом наш отчет по дорожной карте составляет 900 страниц – это серьезный труд и ответственная разработка, готовая к применению», – сказал Алексей Боровков.

В рамках последующего обсуждения разработчики ДК и члены президиума отвечали на вопросы модератора и участников сессии.

Так, директор по цифровизации цифровым продуктам ГК «Росатом» Екатерина Солнцева рассказала о роли Росатома в разработке дорожных карт развития сквозных цифровых технологий в рамках программы «Цифровая экономика», а также обозначила три «ипостаси» госкорпорации, в которых она может участвовать в реализации разработанных мероприятий: как потребитель компетенций (привлекая проектные команды для применения НПТ в интересах ГК), как разработчик продуктов (предлагая рынку собственные разработки) и как центр компетенций (выполняя функции интегратора между научными, образовательными, промышленными организациями, бизнесом и государством).

«Контактировать с нами несложно: есть необходимые структуры, есть Академия Росатома, есть технические специалисты, готовые идти на контакт. Проект разработки дорожных карт на финишной прямой, мы ждем подписания соответствующих документов Председателем Правительства», – сказала Екатерина Солнцева.

Директор Департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождев на вопрос об ожиданиях Минпромторга от реализации программы в 2024 году ответил: «Мы понимаем, что технологии развиваются очень активно, и несмотря на утверждение на данном этапе каких-то конкретных показателей, программы мероприятий по каждой сквозной цифровой технологии будут корректироваться с течением времени. Однако сейчас важнее запустить эту системную работу, предполагающую своевременное правовое регулирование, подготовку кадров, государственную поддержку и многое другое».

При этом Владимир Дождев продемонстрировал меры господдержки СЦТ НПТ в рамках ведомтсвенного проекта «Цифровая промшленность» и итоги конкурса на финансирование комплексных проектов.

Директор по науке, технологиям и образованию Фонда «Сколково» Александр Фертман в своем комментарии рассказал об участии специалистов Фонда в разработке ДК СЦТ НПТ и о том, что Сколково претендует на роль оператора в рамках поддержки высокотехнологичных стартапов. При этом подчеркнул, что основных «отсекающих» факторов при рассмотрении заявок всего два: проект не имеет отношения к реализации ДК СЦТ НПТ и не имеет потенциала к масштабированию. «И еще одно, что часто забывается: главное в проекте – его экономическая целесообразность. Цифровая трансформация ради цифровой трансформации бессмысленна и никому не нужна. Экономике нужны реальные масштабируемые конкурентоспособные решения и продукты», – добавил эксперт.

Директор Департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Насибулин также коснулся вопроса государственной поддержки развития проектов в области СЦТ НПТ: «Мер поддержки несколько – по уровням готовности технологий или проектов. На первой стадии в этой работе активно участвует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – Фонд содействия инновациям. Для поддержки наукоемких отечественных проектов есть инструменты у Российской венчурной компании – РВК. Для отраслевого масштабирования и стимулирования спроса есть программ Минпромторга. В данный момент на развитие всех сквозных цифровых технологий выделяется 270 млрд рублей на 6 лет. Эксперты-разработчики утверждают, что этого достаточно».

По просьбе модератора итог мероприятию подвел руководитель разработки дорожной карты по развитию «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии» Алексей Боровков: «В конце года мы ждем утверждения проектов, а с января начнется актуализация дорожных карт. Самая трудная и самая интересная работа – впереди. И я всем желаю успехов!»

10 октября 2019 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало 7 дорожных карт по сквозным цифровым технологиям: Технологии виртуальной и дополненной реальности; Квантовые технологии; Новые производственные технологии; Технологии беспроводной связи; Системы распределенного реестра; Компоненты роботехники и сенсорика; Нейротехнологии и искусственный интеллект. 

Новости на сайте по теме публикации: