Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 22 Мая 2019 года
Данная новость была прочитана 12287 раз

На СНСЗ заложено научно-исследовательское судно «Пионер-М»

21 мая 2019 года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в ОСК) состоялась торжественная церемония закладки научно-исследовательского судна «Пионер-М» проекта 25700 первого в России судна с технологией безэкипажного судовождения.

В церемонии приняли участие:

  • Середохо Владимир Александрович, генеральный директор АО «Средне-Невский судостроительный завод»;
  • Медведев Вадим Викторович, директор Департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки России;
  • Силинг Андрей Леонардович, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив;
  • Нечаев Владимир Дмитриевич, ректор Севастопольского государственного университета;
  • Колодяжный Дмитрий Юрьевич, вице-президент по техническому развитию ОСК;
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по перспективным проектам СПбПУ;
  • Ратнер Аркадий Наумович, генеральный директор АО «ОСК-Технологии»;
  • Повелий Анатолий Анатольевич, глава администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.

«Пионер-М» будет представлять собой маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом, выполненным из композитных материалов. Отметим, что композитный корпус катамарана разрабатывался в рамках проекта 23290 «Грифон», активное участие в котором принимали специалисты Инжинирингового центра (CompMechLab®) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

Судно строится для выполнения широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах (удаление – до 20 морских миль), в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ. С таким широким спектром задач «Пионер-М» сможет справляться благодаря реализации на судне модульной системы научных лабораторий контейнерного типа, используемых поочередно. «Пионер-М» станет первым в РФ судном, на котором будут отрабатываться технологии «безэкипажного» судовождения (БЭС). Проект предполагает круглогодичную эксплуатацию судна в акваториях Черного и Азовского морей.

Источник: ИА REGNUM

Строительство будет развернуто на производственных площадках трёх предприятий:

Поприветствовал гостей генеральный директор АО «Средне-Невский судостроительный завод» Владимир Середохо: «Сегодня историческое событие – начинается работа по строительству нового научно-исследовательского судна «Пионер-М». Этот проект будет создаваться в тесном сотрудничестве науки и производства, в нем будут принимать участие работники Севастопольского государственного университета, ЦКБ Коралл, Объединенной судостроительной корпорации, Санкт-Петербургского политехнического университета, Средне-Невского судостроительного завода и другие».

Важность такого взаимодействия подчеркнул и заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Андрей Силинг: «Корабль – это всегда выход за рамки, выход за пределы. В этом проекте будет применяться огромное количество новых современных технических и технологических решений, начиная с компьютерного проектирования и применения композитов до беспилотного управления и так далее. Однако это не самое главное. Мы показывали этот проект 3 года назад на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, и тогда была отмечена его особая значимость, так как он призван создать новые образовательные формы, создать систему межвузовских сетевых магистратур, наладить сетевое взаимодействие между ведущими Центрами компетенций, университетами страны для создания новых инженерных кадров. Любой технологический прорыв начинается с прорыва в мышлении, и когда студенты могут поучаствовать в проектировании, строительстве и эксплуатации подобного судна, тогда и происходит прорыв в мышлении».

Фото: Управление маркетинга ОА «СНСЗ»

Алексей Боровков в своем выступлении напомнил историю развития проекта «Пионер-М» и рассказал об участии в нем Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: «Мы с Андреем Силингом участвовали в старте этого проекта, вместе представляли его Президенту, и наши студенты Института передовых производственных технологий участвовали в первой «сессии» разработки этого проекта в Севастополе в 2016 году. С тех пор утекло много воды, разработаны сквозные цифровые технологии, которые фактически интегрируют этот проект: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, композиты, новые производственные технологии».

Фото: Управление маркетинга ОА «СНСЗ»

Присутствовавший на церемонии директор Департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки России Вадим Медведев отметил: «Уверен, что петербургские судостроители – коллектив с более чем 100-летней историей – совместно с Севастопольским государственным университетом создадут современное инновационное судно. Надеюсь, что это сотрудничество послужит основой для нового уровня подготовки инженерных кадров на юге России».

Фото: Управление маркетинга ОА «СНСЗ»

Разработка проекта «Пионер-М» велась учеными Севастопольского государственного университета (СевГУ) при поддержке Минобрнауки России. В проекте применена инновационная методология проектирования, основанная на идеологии жизненного цикла судна.

Центр компетенций Национальной технологической инициативы СПбПУ «Новые производственные технологии» реализует в проекте новый подход в проектировании – создание цифрового двойника корпуса судна. Данная методология позволит сократить сроки проектирования и осуществлять мониторинг корпуса судна на этапе эксплуатации.

Стоит отметить, что СНСЗ является участником проектного консорциума Центра НТИ СПбПУ, который объединяет лидеров науки, образования и промышленности с целью развития и трансфера технологий, разрабатываемых Центром, в их числе: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы (композиционные материалы, наноматериалы, метаматериалы, металлопорошки для аддитивного производства), аддитивные технологии, «умное производство» (Smart-Manufacturing).

Технические характеристики научно-исследовательского судна «Пионер-М»:

  • Длина – 25,7 м
  • Ширина – 9 м
  • Высота борта – 3,1 м
  • Осадка – 1,5 м
  • Скорость – 10 узлов
  • Дальность – 500 миль
  • Водоизмещение – 82 тонн
  • Автономность – 6 суток
  • Мореходность – 3,5 балла

Подробнее об участии команды ИППТ СПбПУ в 2016 году в летней сессии Всероссийского межвузовского проекта федерального значения по созданию нового морского научно-исследовательского судна «Пионер-М» читайте по ссылке.

О стажировке «инженерного спецназа» ИППТ СПбПУ в рамках проекта можно прочесть в буклете (pdf, 5 Mb).

Новости на сайте по теме публикации: