События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 7 Июня 2017 года
Данная новость была прочитана 2219 раз

В рамках ПМЭФ-2017 подписан «Меморандум о намерениях по созданию национального консорциума развития автономного, подключенного, электрического транспорта» с участием СПбПУ

2 июня 2017 года, во второй день работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017), состоялось подписание многостороннего «Меморандума о намерениях по созданию национального консорциума развития автономного, подключенного, электрического транспорта».

Цели создаваемого консорциума – рост глобальной конкурентоспособности российских автопроизводителей, создание перспективных продуктов и услуг для обеспечения конкурентного предложения на рынках автономного, подключенного, электрического транспорта и реализация стратегии развития автомобильной промышленности России.

Разворачивание принципиально нового технологического рынка – масштабное и сложное действие, требующее кооперации. Именно поэтому в консорциум вошел широкий спектр участников: автопроизводители (ПАО «КАМАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС»), инфраструктурные компании (ПАО «Россети»), ведущие игроки в части цифровизации экономики (ПАО «Ростелеком»), ведущие российские инжиниринговые и исследовательские центры (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ФГУП НАМИ), ключевые заказчики новых решений в области транспорта (Правительство Москвы), независимые общественные институты (Фонд ЦСР «Северо-Запад»). Межотраслевой характер инициативы определяет и участие в деятельности консорциума нескольких федеральных министерств: Министерства экономики, Министерства промышленности и торговли и Министерства транспорта.

Оформлению Меморандума в реальный документ об общих намерениях широкого круга подписантов предшествовала значительная работа. В частности, 3 марта 2017 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось рабочее совещание «Формирование Фабрик Будущего в автомобильной промышленности» под председательством заместителей Министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозова и В.С. Осьмакова. Главной целью совещания стало обсуждение возможности создания масштабных автопромышленных проектов, которые в основе своей будут иметь продукт, созданный по новым принципам, и новые преимущества в условиях глобальной конкуренции. А.Н. Морозов сделал акцент на значимости мегапроекта «Фабрики будущего» для автомобильной промышленности России.

Первый заместитель директора Инжинирингового центра СПбПУ, директор по научно-техническому развитию компании «Лаборатория «Вычислительная механика» (CompMechLab) О.И. Клявин рассказал тогда о конкурентных преимуществах ИЦ на мировом рынке, выделив, в частности, ключевую роль испытательного полигона CML Safety Suit и PDM-системы CompMechLab собственной разработки – CML-Bench. Своим видением будущего развития отечественного автомобилестроения также поделились генеральный директор ГНЦ России ФГУП «НАМИ» С.В. Гайсин, заместитель директора научно-технического центра по автомобильным проектам ООО «УАЗ» С.А. Курдюк, директор инженерного центра «КАМАЗ» В.Ю. Кулемин.

Эти и другие выступления стали значимым этапом на пути консолидации мнений о развитии отечественного и мирового автопрома и были учтены на последовавшем уже 4 марта 2017 года рабочем совещании по вопросам доработки «Стратегии развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в России на период до 2025 года».

Совещание проходило также в стенах СПбПУ под председательством заместителя Министра экономического развития РФ Е.И. Елина и заместителя Министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозова с участием заместителя Министра связи и массовых коммуникаций РФ А.В. Соколова, ректора СПбПУ А.И. Рудского, проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера- соруководителя рабочей группы «Технет» НТИ, лидера мегапроекта «Фабрики будущего» А.И. Боровкова, первого заместителя генерального директора ПАО «РОССЕТИ» Р.Н. Бердникова, генерального директора ФГУП «НАМИ» С.В. Гайсина, заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» И.Ф. Гумерова, управляющего директора Люксофт Восточная Европа (IBS Group Holding) О.Ю. Золотых, первого заместителя директора Инжинирингового центра СПбПУ, директора по научно-техническому развитию ГК CompMechLab О.И. Клявина, председателя правления фонда «ЦСР «Северо-Запад» В.Н. Княгинина, генерального директора ПАО «КАМАЗ» С.А. Когогина, старшего партнера московского офиса McKinsey & Company Е.А. Солженицына, председателя совета директоров дочерних обществ ЗАО «Группа компаний С7» В.Ф. Филева, регионального директора по автомобильным комплектующим ООО «Роберт Бош» С.В. Цвелодуба, генерального директора ПАО «СОЛЛЕРС», генерального директора ООО «УАЗ» В.А. Швецова и других.

На совещании А.И. Боровков рассказал о компетенциях Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab в рамках доработки «Стратегии развития автомобильной промышленности», в котором отразил возможности, ресурсы, опыт и компетенции сотрудников ИЦ CompMechLab СПбПУ, применяемые на регулярной основе для оказания высокотехнологичных инжиниринговых услуг на глобальном рынке автомобилестроения, включая электромобили.

Председатель правления фонда «ЦСР «Северо-Запад» В.Н. Княгинин высказался за целесообразность развития консорциума на базе Инжинирингового центра СПбПУ или НАМИ при участии рабочей группы под руководством А.И. Боровкова и ГК CompMechLab, которые уже много лет реализуют подобные совместные проекты для мировых лидеров автомобилестроения. «Этот консорциум будет закладывать основу для мощной технологической и автомобильной революции, которая может произойти уже в следующем десятилетии», – заверил В.Н. Княгинин.

Заместитель Министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозов предложил всем участникам выстраивать дальнейшее взаимодействие в формате консорциума по разработке и развитию открытой платформы и формировать четкие границы и параметры проекта.

Подписание Меморандума о создании консорциума на ПМЭФ-2017 стало отправной точкой реализации обсуждаемого проекта.

Уже 1 июня 2017 года Меморандум подписали:

  • Когогин Сергей Анатольевич – генеральный директор ПАО «КАМАЗ»;
  • Осеевский Михаил Эдуардович – президент ПАО «Ростелеком»;
  • Швецов Вадим Аркадьевич – генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС»;
  • Бударгин Олег Михайлович   – генеральный директор ПАО «Россети»;
  • Княгинин Владимир Николаевич – председатель правления Фонда «ЦСР «Северо-Запад»;
  • Гайсин Сергей Владимирович – генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»;
  • Рудской Андрей Иванович – ректор ФГАОУ ВО «СПбПУ».

2 июня в зале города Москвы выставочного комплекса «Ленэкспо» состоялось торжественное подписание документа главами министерств РФ и Москвы. Меморандум подписали:

  • Собянин Сергей Семенович – мэр Москвы;
  • Мантуров Денис Валентинович – Министр промышленности и торговли РФ;
  • Орешкин Максим Станиславович – Министр экономического развития РФ;
  • Соколов Максим Юрьевич – Министр транспорта РФ.

В приветственном слове С.С. Собянин сказал: «Москва – крупнейший мегаполис не только России, но и мира, и внедрение мировых технологий для нас является критически важным. На сегодня у нас внедрена одна из лучших в мире транспортных систем, и мы готовы к дальнейшему технологическому шагу по развитию городского общественного транспорта. И таким шагом, несомненно, должно стать развитие электрического транспорта, насыщенного в том числе технологиями автоматического управления. Город готов гарантировать закупку как минимум 300 электробусов».

О том, что подписанный меморандум стал ответом на новые вызовы рынка, сказал в своей речи Д.В. Мантуров. Министр подчеркнул, что речь идет об изменениях структуры спроса в пользу автотранспорта на электрическом движении, появлении мультисервисных платформ и беспилотных автомобилей. Мировая практика свидетельствует, что подобные задачи решаются в тесном сотрудничестве с государством, и организационной формой совместного развития новых продуктов и рынков являются технологические консорциумы, в которые входят представители бизнеса, научных институтов и государства. При этом государство берет на себя роль по разработке необходимой нормативной базы, содействию научным разработкам и стимулированию спроса на новые продукты.

М.С. Орешкин напомнил, что меморандум о создании консорциума стал одним из шагов реализации «Стратегии развития автопрома до 2025 года»: «Отрасль начинает восстанавливаться, мы ясно видим ее экспортный потенциал. Мы пытаемся подходить к задачам ее развития комплексно и помимо традиционных отраслей обращаться к новым технологиям, чтобы понимать, как будут выглядеть рынки через 15-20 лет».

Экологичность как одну из основных целей перспективного пилотного проекта, старт которого обозначил подписанный меморандум, назвал в своем обращении к коллегам М.Ю. Соколов: «Я благодарю правительство Москвы и коллег из министерств за поддержку проекта, надеюсь, что вместе мы сможем добиться его успешного запуска и он станет образцовым в ряду других крупных проектов нашей страны».

 

На следующий день, 3 июня 2017 года, в рамках ПМЭФ-2017 прошла панельная сессия «Автомобилестроение – новые возможности в борьбе за лидерство на мировом рынке», участниками которой выступили почти все разработчики Меморандума, президент IBS Group А.М. Карачинский, президент ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор, вице-президент по корпоративной политике «Группы ГАЗ» Е.В. Матвеева, руководитель ИЦ CompMechLab СПбПУ А.И. Боровков, а также представители BMW Group, Volkswagen Group, Renault-Nissan Alliance и многие другие участники самого конкурентного и динамичного глобального рынка.

Основным предметом обсуждения стал Национальный консорциум развития автономного, подключенного, электрического транспорта, меморандум о создании которого был подписан на Форуме днем ранее.

Руководитель Инжинирингового центра CompMechLab СПбПУ, специалисты которого имеют уникальный опыт работы с лидерами мирового автопрома и будут принимать активное участие в реализации проектов Консорциума, А.И. Боровков в своем докладе отметил, что де-факто взаимодействие ИЦ CML с ведущими российскими автопроизводителями уже осуществляется:

Подчеркнув, что все проекты развиваются очень динамично (и уже проведены совещания между НАМИ и ГАЗ по созданию Цифровой фабрики в рамках направления «Технет» НТИ), А.И. Боровков акцентировал внимание коллег на том, что и проектирование стало совсем другим: «По сути теперь это многоуровневая матрица целевых показателей и ограничений (в современном автомобиле их порядка 40 000), куда должны входить все знания о материалах, цифровая сертификация. Эти «умные» модели и составляют основу Цифровой экономики: в каждой из них до 1 трлн характеристик на входе и выходе, это уже не BigData, это Smart BigData, подвергаемая специальной инжиниринговой аналитике. Современное производство этим и отличается: центр тяжести всего проекта смещается в проектирование».

Мировой динамике производства новых автомобилей лидерами отрасли (концепт-дизайн ~ 3 месяца, технический проект ~ 4 месяца, вся рабочая конструкторская документация ~ 6 месяцев) А.И. Боровков противопоставил динамику самого быстрорастущего сегмента автопрома – китайского рынка. Уже сегодня Китай, встроившийся в идеологию высокотехнологичного производства, доводит срок выпуска нового автомобиля до полугода. Китайский рынок составляет 25% от мирового автопромышленного рынка, а через год Китай будет готов выпускать 50 млн автомобилей в год, что составит 40% от мирового рынка, причем 10 млн автомобилей будут составлять экспорт. Для сравнения: объем российского рынка – не более 1,5 млн автомобилей в год.

По мнению А.И. Боровкова, именно автомобильная отрасль выступает драйвером развития цифровых экономик в ведущих странах – Германии, США, Китае, –  поэтому именно у лидеров мирового автопрома разработаны самые передовые подходы к проектированию и производству глобально конкурентоспособной, востребованной и кастомизированной продукции нового поколения.

 

«Мы (ИЦ CompMechLab СПбПУ) этими подходами владеем и готовы ими делиться с участниками Национального консорциума. Эти подходы лежат в основе концепции Цифровых / «Умных» / Виртуальных Фабрик Будущего, разработанной в рамках направления «Технет» НТИ, которая значительно выходит за рамки автопрома и играет системную роль в новой цифровой экономике», – сказал А.И. Боровков.

Новости на сайте по теме публикации: