Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Аerospace новости 28 Мая 2017 года
Данная новость была прочитана 11838 раз

В Иркутске совершил первый пробный полет российский пассажирский самолет нового поколения МС-21

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300 – «Магистрального самолета XXI века».

Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час. План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. Самолет пилотировали летчик-испытатель Герой России Олег Кононенко и летчик-испытатель Герой России Роман Таскаев. По отчету пилотов полет прошел в штатном режиме, подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено.

Заслушав доклад заместителя Председателя правительства РФ Д.О. Рогозина об испытательном полете МС-21, Премьер-министр РФ Д.А. Медведев отметил: «Это событие действительно неординарное для страны, происходит подобное не так часто. Более того, в какой-то момент вообще казалось, что мы компетенцию в смысле самолетостроения в значительной степени растеряли, но последние годы доказывают, что это абсолютно не так – и в смысле создания самолета «Сухой Суперджет», и теперь выкатки МС-21, и вертолета Ка-62».

 

Разработка ведется ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут» (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) при тесном взаимодействии с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) на базе нереализованного проекта Як-242. Однако в 2015 году было решено, что для самолета оставят обозначение МС-21.

Прежде всего это было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым самолетом. А самолет это действительно новый: большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель, – принципиально новые разработки. Планируется производить две версии самолета: МС-21-200 (163–211 пассажиров) и МС-21-300 (132–165 пассажиров).

Согласно данным ПАО «Корпорация «Иркут» МС-21-300 – пассажирский ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер нового поколения, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок: «Самолет обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат. Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина. Высокие требования к комфорту и экономической эффективности самолета потребовали внедрения передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения и самолетных систем».

МС-21 превосходит существующие аналоги по целому ряду летно-технических характеристик и экономичности:

  • расчетное сокращение прямых операционных расходов при эксплуатации самолета МС-21 – 12-15 % по сравнению с аналогами;
  • крыло из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров;
  • уникальная для этого класса лайнеров доля композитов в конструкции самолета: свыше 30%;
  • первое в истории отечественного самолетостроения предложение модификаций с двумя типами двигателей – PW1400G компании Pratt & Whitney (США) или ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (Россия), – характеризующимися уменьшенным расходом топлива, а также низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ;
  • согласно расчетам конструкторов по дальности полета он будет превосходить ближнемагистральный Sukhoi SuperJet 100 почти на 2 тыс. км: 6400 км против 4578 км соответственно.

Летно-технические характеристики самолета МС-21-300

Вместимость в двухклассной компоновке

163 кресла (16 «бизнес» + 147 «эконом»)

Вместимость в плотной компоновке

211 кресел

Максимальная взлетная масса

79 250 кг

Максимальная коммерческая нагрузка

22 600 кг

Максимальная дальность полета

6 000 км

Длина самолета

42,2 м

Размах крыла

35,9 м

Высота

11,5 м

Видеопрезентация МС-21. Источник: youtube.com

На совещании у Председателя правительства РФ 29 мая 2017 года Д.О. Рогозин подчеркнул: «По самолету МС-21 мы исходим из того, что будем предлагать контракт полного цикла – от поставки до утилизации. По своим летно-техническим характеристикам он действительно сейчас опережает конкурентов Boeing и Airbus. Мы рассчитываем, что и цена будет намного конкурентнее, чем у американских и европейских коллег».

Уже сейчас стартовый портфель твердых заказов (по которым получены авансовые платежи) на МС-21 составляет 175 самолетов (еще по 110 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения), что обеспечивает загрузку производственных мощностей на несколько лет. Серийный выпуск самолета планируется начать в 2019 году. «В 2018 году мы планируем завершить испытания, сейчас мы перешли ко второму этапу летных испытаний двигателя ПД-14, с весны 2019 года самолет будет летать только на российском двигателе», – сообщил Д.О. Рогозин. В год должно производится до 70 таких машин.

Интеграторы основных систем самолета МС-21 – российские предприятия. В ходе реализации программы МС-21 в России созданы центры компетенций в области разработки и производства изделий из композиционных материалов. В целях внедрения новых технологий проведена кардинальная модернизация производственных мощностей Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» и ряда предприятий авиастроения и смежных отраслей промышленности.

Президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Ю.Б. Слюсарь по случаю первого успешного испытательного полета подчеркнул: «МС-21 создан в широкой кооперации, где наряду с «Иркутом» активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит, Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования. Это – важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК. По нашим оценкам, в ближайшие 20 лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 000 новых лайнеров. Уверен, авиакомпании высоко оценят наш новый самолет. Это не просто полет нового самолета, это появление нового продукта, который на ближайшие 50 лет определит облик российского гражданского авиастроения».

Видео первого полета МС-21. Источник: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

В своем докладе главе правительства Д.О. Рогозин назвал самолет «революционным» по своей конструкции, поскольку значительная их часть состоит из созданных в нашей стране композиционных материалов, а также отметил, что для МС-21 проводились «богатые по разнообразию предварительные испытания: статические, прочностные – на том самолете, который находится в подмосковном Жуковском, а также температурные испытания».

Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ был одним из участников научно-исследовательских и опытных работ, сделавших полет МС-21 реальностью. В частности, сотрудниками ИЦ CompMechLab были выполнены следующие НИОКР по этому проекту:

Разработка и верификация математической многомасштабной модели многослойного композита с учетом закритического деформирования и прогрессирующего разрушения

Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчетов прочности элементов конструкции самолета МС-21

Также в 2012–2013 гг. были осуществлены иные работы для проекта МС-21:

Разработка методики многоуровневого конечно-элементного моделирования повреждений от ударных нагрузок вертикального оперения самолета при столкновении с птицей (птицестойкость)

Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ поздравляет всю большую команду, работавшую – и продолжающую работать – над созданием МС-21. Это большое событие и значимая победа!

И мы разделяем ожидания Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова, сказавшего по случаю первого полета МС-21: «Опыт, приобретенный благодаря проекту МС-21, позволит создавать самолеты будущего и укрепить позиции России как одного из лидеров глобального авиационного рынка».

Новости на сайте по теме публикации: