События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 1 Ноября 2016 года
Данная новость была прочитана 2936 раз

Научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ, соруководитель рабочей группы Технет Национальной технологической инициативы А.И. Боровков выступил на Fashion Futurum Startup Show в рамках Mercedes-Benz Fashion Week

17 октября 2016 года в рамках и на площадке Mercedes-Benz Fashion Week Russia состоялось первое в России стартап-шоу в сфере моды – Fashion Futurum Startup Show.

Президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский во вступительной речи отметил важность и перспективность fashion-технологий. Впервые в рамках Недели моды появился формат стартап-шоу, позволивший инновационным идеям обратить на себя внимание профессиональной публики.

«Дизайнерская одежда имеет все шансы стать крупным сегментом российского экспорта».

Алексей Гусев
Директор департамента развития инновационной экосистемы Российской венчурной компании (РВК)
Алексей Гусев
 

Для оценки стартапов были приглашены эксперты в области образования, индустрии моды, венчурных инвестиций.

  • Алексей Боровков (проректор по перспективным проектам, научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ), руководитель Инжинирингового центра “Центр компьютерного инжиниринга” (CompMechLab®Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; соруководитель рабочей группы Технет (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы),
  • Лау Геклер (СЕО, Geometry Global),
  • Арсений Громов (директор по инвестициям, Rambler&Co),
  • Алексей Гусев (директор департамента развития инновационной экосистемы, РВК),
  • Иван Дементьев (декан факультета Технологического предпринимательства, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)),
  • Кирилл Игнатьев (председатель совета директоров, ГК «Русские инвестиции»),
  • Екатерина Иноземцева, (вице-президент, Фонд «Сколково»),
  • Рифад Исляев (исполнительный директор, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга),
  • Джузи Канноне (управляющий директор, Fashion Technology Accelerator),
  • Евгений Ковнир (заместитель директора направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив (АСИ)),
  • Татьяна Комиссарова, (декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса, НИУ ВШЭ),
  • Владимир Костеев (исполнительный директор, Клуб iR&D директоров),
  • Руслан Мамедов (руководитель центра развития молодежного предпринимательства, РЭУ им. Г.В. Плеханова),
  • Алексей Олин (председатель правления фонда, IVenturer Foundation),
  • Евгений Пен (учредитель, АО «Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности»),
  • Екатерина Петрова (руководитель отдела развития инфраструктуры венчурного рынка, РВК; руководитель акселератора GenerationS),
  • Стефан Рабимов (эксперт Силиконовой долины, директор центра социальных медиа School of Fashion, Academy of Art University),
  • Шариф Сакр, технологический стратег, 28 Knots Ltd; обозреватель Forbes, BBC, Engadget),
  • Сергей Саркисов (вице-президент, Группа компаний «НОВАРД»),
  • Людмила Таборская (директор, IMG Fashion Russia),
  • Владимир Решетняк (исполнительный директор, Meucci Group),
  • Александр Шумский (исполнительный президент, Национальная палата моды; президент, Mercedes-Benz Fashion Week Russia).

Эксперты определили лучшие технологические fashion-стартапы, представленные на Fashion Futurum Startup Show, а также рассказали о новейших трендах, объединяющих модную индустрию и высокие технологии.

 

Алексей Боровков, проректор СПбПУ, научный руководитель Института передовых производственных технологий СПбПУ и соруководитель группы Технет НТИ в своем выступлении продемонстрировал, как передовые производственные технологии уже сейчас используются при создании «умной» одежды и обуви, ювелирных украшений, часов и аксессуаров, а также виртуальных примерочных.

В начале своей лекции А.И. Боровков представил краткую информацию о Национальной технологической инициативе, о роли и задачах группы Технет, в основе которой - понимание, что именно передовые технологии развивают новые рынки. Движение вперед экономики будущего связано, в первую очередь, с мультидисциплинарными технологиями, кросс-отраслевыми технологиями, которые уже сейчас востребованы многими отраслями промышленности и могут обеспечить конкурентные преимущества на рынках будущего.

Алексей Боровков привел примеры, как ключевые технологии Национальной технологической инициативы (цифровое моделирование и проектирование, создание новых материалов, аддитивные технологии или 3D-печать) уже находят применение в индустрии моды.

В 2013 году на International Motor Show во Франкфурте-на-Майне демонстрировалось изготовленное с применением аддитивных технологий платье Smoke Dress с опцией выпуска пара при вторжении в личное пространство его обладательницы.

В том же году на выставке EuroMold была представлена оригинальная модель туфель с металлическим каблуком, напечатанном на 3D-принтере – совместный проект немецкой обувной компании Scherf Design, Materialise и Layerwise (изготовитель металлического каблука с помощью аддитивных технологий).

Такие компании, как Forever 21, H&M, Zara использовали 3D-печать для создания элементов не только экстравагантных подиумных нарядов, но и одежды и аксессуаров, пригодных для повседневного использования.

Adidas совместно с компанией Materialise изготовили модель кроссовок Futurecraft M.F.G. с подошвой, напечатанной на 3D-принтере. Чтобы обувь точно подошла заказчику, ее форма определяется по индивидуальной мерке, снимаемой с помощью измерительной системы статических или динамических образцов ARAMIS (используется NASA для проверки внешнего корпуса космических кораблей). Подошвы кроссовок представляют собой сложную решетчатую структуру, для создания которой используется метод послойного лазерного спекания. Для подготовки геометрии для аддитивных технологий используется программная система 3-matic STL компании Materialise.

 

Научный руководитель ИППТ СПбПУ рассказал о возможностях современных технологий компьютерного проектирования и инжиниринга, благодаря которым промышленный дизайнер может быстро и с наименьшими затратами усилий разрабатывать и менять концептуальные формы моделей изделий для разных индустрий, включая производство одежды и обуви. Яркий пример таких технологий – система solidThinking Evolve (группа компаний Altair Engineering), которая используется, в том числе, для разработки спортивной обуви нового поколения и создания ювелирных изделий с очень сложной формой.

Дизайнерам спортивной одежды сегодня приходится решать и такие задачи, как обеспечение оптимального контактного давления между кожей и одеждой для комфортной носки. Алексей Боровков рассказал, как для этой цели используются системы компьютерного инжиниринга (CAE-системы) – такие, как DS SIMULIA / Abaqus.

В своем выступлении соруководитель группы Технет рассказал о таком тренде, как «умные» ткани со встроенными электронными устройствами и системами. Согласно прогнозу аналитического агентства Research and Marketsнишевой рынок одежды из таких материалов будет демонстрировать значительный рост: поставки вырастут от 968 тысяч единиц в 2015 году до 24, 8 млн в 2021 гг.

Как сообщил Алексей Боровков, в США в апреле 2016 г. создан Институт производственных инноваций по передовым волокнам, тканям и текстилю (AFFOA / RFT-IMI), главная цель которого - обеспечить конкурентоспособность США в сфере создания волокон и тканей с выдающимися свойствами, в том числе за счет интеграции их с электронными устройствами и системами.

Еще один тренд, который активно используется в модной индустрии – так называемые виртуальные примерочные.

Алексей Боровков представил собственную разработку CompMechLab® – виртуальный полигон CML Safety Suite, и рассказал, как виртуальные манекены, оснащенные различными датчиками, могут использоваться, в том числе, и при создании одежды нового поколения.

Тему объединения моды и технологий в своих выступлениях также рассмотрели и другие эксперты Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Шариф Сакр, технологический стратег, обозреватель BBC, Forbes, Engadget провел лекцию «Моде необходимы специалисты в области технологий». Спикер рассказал об ускорении развития мира моды, о необходимости обновления, о том, как функционирует электронная коммерция. Также был сделан перспективный прогноз на 2017–2020-е годы, важным фактором становится увеличение и усиление онлайн-сегмента.

Стефан Рабимов, директор центра социальных медиа The School of Fashion при Academy of Art University, в своей лекции «Стратегии работы в социальных сетях для fashion-стартапов» рассказал, как максимально повысить эффективность социальных сетей и правильно определить целевую аудиторию. Спикер отметил, что проведение постоянной аналитики и мониторинга позволяют определить стратегию работы конкурентов, выявить пробелы на современном рынке и занять ведущую нишу в своем сегменте.

Проекты-победители Fashion Futurum Startup Show

На Fashion Futurum Startup Show были представлены 12 проектов, отобранных из 70 заявок. Лучшими были признаны решения SuitApp (виртуальная примерочная, ) и Metro Masks.

SuitApp –действующее приложение российских разработчиков, стартовавшее в Малайзии. Созданное по типу виртуальной примерочной, приложение сотрудничает с ритейлерами и позволяет пользователю «примерить» вещи из интернет-магазина на свой аватар с точными параметрами фигуры и лицом со снимка-селфи. Metro Masks предлагает специальные маски с встроенными фильтрами для очистки воздуха. Авторы проекта уверены, что азиатский опыт ношения масок в качестве защиты от неблагоприятных условий среды приживется и в России.

Команды SuitApp и Metro Masks примут участие в программе бизнес-акселерации в Милане в Fashion Technology Accelerator и в крупнейшем стартап-мероприятии Slush Helsinki в Финляндии.

Также члены жюри отметили еще двух участников, которые будут представлены в марте на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, – это F.Gene и проект «Толстовка мечты». F.Gene занимается производством кастомизированных сумок для ноутбуков, а проект «Толстовка мечты» – экспериментальная швейная мастерская. Конструктор одежды позволяет создать желаемую толстовку за считанные минуты и получить максимальное удовольствие от покупки. Все остальные участники были приглашены для дальнейшего сотрудничества.