События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 3 Ноября 2016 года
Данная новость была прочитана 2248 раз

Форум «Открытые инновации»-2016: участие Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ Петра Великого и ГК CompMechLab в выставочной и деловой программе

С 26 по 28 октября 2016 года в Технопарке «Сколково» прошел V ежегодный международный Форум «Открытые инновации».

Форум Открытые инновации 2016

Форум «Открытые инновации» проводится с 2012 года под эгидой правительства России, соорганизаторами выступают Министерство экономического развития России, правительство Москвы, Группа РОСНАНО, РВК, Фонд «Сколково», Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Фонда содействия инновациям.

Среди участников Форума «Открытые инновации» — топ-менеджеры российских и иностранных корпораций, ведущих бизнес в инновационной сфере, крупные инвесторы, эксперты в области высоких технологий, ученые, представители власти. В рамках Форума состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию, которое провел премьер-министр России Д.А. Медведев

Активное участие в выставочной и деловой программе "Открытых инноваций" традиционно принимают сотрудники Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ИППТ СПбПУ) во главе с проректором по перспективным проектам СПбПУ, научным руководителем ИППТ СПбПУ, руководителем Инжинирингового Центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, основателем ГК CompMechLab профессором А.И. Боровковым - соруководителем рабочей группы Технет Национальной технологической инициативы (НТИ).

 

В 2016 году на выставке "Открытых инноваций", на стенде Технет были представлены последние  разработки ИППТ СПбПУ Петра Великого и ГК CompMechLab®выполненные в рамках концепции Фабрик Будущего (Factories of the Future):  Цифровых - "Умных" - Виртуальных фабрик.

  • Прототип автомобильного зеркала бокового обзора, изготовленный с применением аддитивных технологий в центре быстрого прототипирования и реверсивного инжиниринга CompMechLab®(ИППТ СПбПУ).
  • Композитная сетчатая панель солнечных батарей для космических аппаратов, на основе жгутов из углеродных волокон; лёгкая опорная конструкция предназначена для замены трехслойных панелей с сотовым заполнителем.
  • Энергопоглощающий контейнер, обеспечивающий сохранность и работоспособность хрупкого оборудования при падении с высоты ~ 120 метров на твердую поверхность типа бетонного или скального основания - "Цифровая фабрика ИППТ СПбПУ" в действии: "за 38 дней от идеи до рабочего прототипа и успешных натурных испытаний". 
  • Парашютный замок, изготовленный с помощью аддитивных технологий (методом селективного лазерного спекания - SLS) из нержавеющей стали - в результате топологической оптимизации количество деталей сократилось с 46 в исходной модели до 7, вес был снижен с 325 г до 246 г (на 24,3%);
  • Опора раздаточной коробки передач автомобиля, спроектированная на основе принципов бионического дизайна - (Simulation & Optimization)-Driven Bionic Design; малая серия изготовлена в центре быстрого прототипирования и реверсивного инжиниринга CompMechLab® (ИППТ СПбПУ);
  • Деталь "Держатель" для ПАО "УМПО" (Объединенная двигателестроительная корпорация); разработана с использованием принципов бионического дизайна;
  • Деталь "Ползун" для холдинга АО "Вертолеты России" (госкорпорация Ростех); разработана с использованием принципов бионического дизайна;
  • Велосипедная вилка, разработанная с использованием принципов бионического дизайна и изготовленная на 3D-принтере по технологии EBM (Electron Beam Melting) из титана, вес детали был снижен на 48,5%;
    и другие.

На форуме "Открытые инновации" 27 октября прошла церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Инжиниринговым центром «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, группой компаний CompMechLab® и «Бакулин Моторс Групп» (торговая марка "Волгабас").

Согласно подписанному Соглашению о сотрудничестве, в рамках совместного с ООО «Бакулин Моторс Групп» пилотного проекта инженерам CompMechLab® предстоит оптимизировать конструкцию каркаса кузова низкопольного городского автобуса «СитиРитм-12» с целью уменьшения его массы, снижения количества технологических операций при сборке и повышения эффективности сервисного обслуживания.

 

Во время встречи стороны также обсудили вопросы взаимодействия по другим перспективным направлениям работы – городскому электробусу TAU, который должен обеспечить прорывные решения для общественного транспорта и имеет высокий экспортный потенциал, а также по модульному беспилотному электробусу малого класса Matrёshka.

На Форуме «Открытые инновации-2016» компания «Бакулин Моторс Групп» продемонстрировала восьмиместную модель электробуса Matrёshka, которая уже курсирует по территории центра «Сколково». Для участников мероприятия был организован демонстрационный заезд беспилотника.

 

Сотрудники Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и ГК CompMechLab также приняли участие в ряде значимых мероприятий научно-деловой программы.

Панельная дискуссия "Университет будущего"

 

26 октября одной из ключевых сессий, организованной Министерством образования и науки РФ, на форуме «Открытые инновации» стал круглый стол «Университет будущего».

Участники дискуссии:

  • заместитель Министра образования и науки РФ Л.М. Огородова;
  • ректор ИТМО В.Н. Васильев;
  • ректор МИСиС А.А. Черникова;
  • ректор Сколковского института науки и технологий А.П. Кулешов;
  • проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровков;
  • проректор по учебной работе Московского политехнического университета Д.И. Земцов;
  • заместитель проректора по образовательным технологиям и территориальной сети Уральского Федерального Университета В.С. Третьяков.

Руководители ведущих вузов обсуждали, что такое университет будущего, как он должен быть устроен, чтобы не только соответствовать потребностям индустрий, но и опережать их, чтобы готовить кадры для «профессий, которых еще нет».

Участники сессии сошлись на мнении, что моделей развития университетов будущего, естественно, несколько, все они учитывают образовательные и научно-технологические традиции, заделы, действующие научно-педагогические школы и новые, динамично развивающиеся, команды.

Чтобы разобраться в сути эволюции университетов обычно используют следующие уровни моделей университетов, причём каждая последующая модель, как правило, включает все предыдущие:

  • Университет 1.0. - в основном, образовательная деятельность; 
  • Университет 2.0. - образовательная и научно-исследовательская деятельность;
  • Университет 3.0. - образовательная, научно-образовательная и предпринимательская деятельность, причём Образование строится на результатах Научных исследований, а Предпринимательская деятельность должна приводить к формированию Экосистемы инноваций вокруг университета;
  • Университет 4.0. - по версии (модели) проректора по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровкова Университет 4.0 - это Университет, который способен решать сложнейшие проблемы-вызовы современной промышленности, которые по ряду причин не может решить сама промышленность; как правило, это происходит за счет изменения концепта самой промышленности, при помощи смещения "центра тяжести" в деятельности КБ и современных производств в сторону проектирования, где на этапе проектирования закладываются все параметры и характеристики будущей конструкции как глобально конкурентоспособной и обеспечивается требование, что финальная продукция принадлежит к класу "best-in-class". В частности, в рамках современной парадигмы проектирования (Simulation & Optimization)-Driven Design and Manufacturing, кроме рассмотрения всего жизненного цикла изделий (PLM-системы), обязательно применяют системный инжиниринг (System Engineering), в частности, Model-Based Engineering, все типы технологий оптимизации и суперкомпьютерный инжиниринг (HPC-СAE, особенно, HPC-CFD), проектирование на заданную стоимость, проектирование на заданные сроки с учетом основного требования и ограничения - Time to Market (T2M).

В своем выступлении проректор по перспективным проектам СПбПУ, соруководитель рабочей группы Технет А.И. Боровков рассказал о том, что Инжиниринговый центр и ИППТ СПбПУ, а также ГК CompMechLab, являются базой для развития в рамках Национальной технологической инициативы проектов Технет - рабочей группы в рамках НТИ, посвященной технологиям будущего, в первую очередь, передовым производственным технологиям.

А.И. Боровков возглавляет рабочую группу по формированию дорожной карты Технет, направленной на формирование компетенций мировой уровня и комплексирование передовых производственных технологий для формирования рынков будущего, к которым, в первую очередь, относятся AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа), AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя) и др., а так же для развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей и компаний.

На этих рынках будущего и в высокотехнологичных отраслях промышленности группа Технет готова оказывать технологическое развитие, обеспечивать разработку и создание глобально конкурентоспособной востребованной продукции нового поколения, а также кастомизированной / персонализированной продукции со стоимостью, отвечающей массовому производству. 

Панельная дискуссия «Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам»

 

Дискуссия «Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам» прошла 26 октября в шоу-руме "Роснано".

В дискуссии приняли участие:

  • генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано А.Г. Свинаренко;
  • проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель Института передовых производственных технологий СПбПУ А.И. Боровков;
  • директор Института передовых производственных технологий СПбПУ А.П. Фалалеев;
  • директор Тверского инновационного центра А.А. Мальцева;
  • исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов А.И. Гордеев;
  • заместитель генерального директора компании «Росэлектроника» А.В. Брыкин;
  • директор по стратегическому маркетингу GS Group А.А. Безруков.

Участники дискуссии обменялись мнениями, какими знаниями и компетенциями должны сегодня обладать выпускники технических вузов, чтобы создавать конкурентоспособную продукцию, безусловно, с учетом идущих процессов глобализации рынков. Одна из наиболее острых проблем - выпуск невостребованных специалистов, с одной стороны, и дефицит кадров высокой квалификации - с другой.

"По данным Минобрнауки России, ежегодно российскими университетами выпускается 250 тысяч инженеров, из которых лишь 50 тысяч начинают работать на высокотехнологичных предприятиях, а остальные не являются востребованными, - описал ситуацию проректор СПбПУ по перспективным проектам А.И. Боровков. - Одна из главных причин дисбаланса, - в отрыве преподавателей от реальных промышленных задач: зачастую основную массу инженеров готовят преподаватели, которые не работали по заказам промышленных предприятий и не выполняли заказные НИОКР 10-15-20 лет назад, а потому они могут передавать лишь знания о традиционных подходах и технологиях". 

Кроме того, сегодня инженер, чтобы добиться успеха в реализации значимых технологических проектов, должен обладать целым рядом дополнительных компетенций.

"Чтобы осуществлять прорывные проекты, помимо инженерных знаний, нужны навыки психологического, управленческого, предпринимательского свойства, которые зачастую даются студентам чисто формально или не даются вообще", - сказал генеральный директор ФИОП А.Г. Свинаренко. - Преподаватели, освещающие вопросы маркетинга, менеджмента, экономических основ проектов, часто не способны на большее, чем просто пересказывать учебник".

По оценкам А.И. Боровкова, только 10% всех выпускаемых в России инженеров могут быть отнесены к инженерам, готовым разрабатывать прорывные технологии, решения и участвовать в создании принципиально новых и глобально конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов.

"Эту инженерную элиту можно готовить в магистратуре, когда студенты выполняют совместно с опытными инженерами реальные НИОКР по заказам высокотехнологичной промышленности", - считает Алексей Боровков.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что компании заинтересованы в привлечении к работе студентов, аспирантов и их преподавателей только, если вуз предлагает внедрение собственной технологии, но конкурентоспособной технологии. В иных ситуациях внедрять новые технологии удобнее совместно со специалистами компаний - поставщиков оборудования или программного обеспечения - такую точку зрения высказал директор по инновационному развитию НПО "САТУРН" Д.С. Иванов.

"Вуз в одиночку качественных специалистов подготовить не сможет. Как правило, в вузе дают неплохой уровень базовых знаний, но не профессиональных компетенций, - констатировал исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов (ВИК) А.И. Гордеев. - Предприятия необходимо входить в образовательные контуры. Это должно быть массовым явлением, это требование рынка. Но вузы со своей стороны тоже не очень готовы к такой работе с предприятиями, поскольку у них уже сложилась своя модель ведения образовательной деятельности. Выход, как мне видится, в развитии дополнительного научно-технического творчества".

По его мнению, мостом между вузами и промышленностью могут стать клубы научно-технического творчества, совместные программы вузов с предприятиями, конкурсы исследовательских проектов, в том числе и ВИК.

"Проблема в том, что все эти конкурсы являются дополнительными, они не встроены в образовательный процесс. У предприятий же конкурсы, например ВИК, проходят по линии департамента HR, а хотелось бы, чтобы они шли по линии департамента развития. Чем быстрее эти инструменты, которые сейчас являются необязательными, мы впишем в образовательные контуры, тем быстрее мы найдем тот формат, который выведет предприятия на нормальное сотрудничество с вузами", - считает А.И. Гордеев.

Заместитель гендиректора "Росэлектроники" А.В. Брыкин отметил, что решать проблему нужно с уровня школ, с помощью инженерных олимпиад: отобрав лучших абитуриентов, дать им возможность обучиться и получить гарантированное рабочее место в этих же регионах.

По словам А.И. Боровкова, для подготовки и отбора инженерной элиты, как он выразился, "инженерного спецназа", должна быть создана система площадок для взаимодействия индустрии и вузов. Одной из таких эффективных площадок, безусловно, может быть ВИК, но, конечно же, наиболее эффективной формой взаимодействия с промышленностью являются Инжиниринговые центры, которые ради этого взаимодействия и создавались.

"Конкурс в вузе - просто часть образовательного процесса. А когда конкурсом управляют корпорации, он становится площадкой для связи. Компании дают реальные темы и кейсы. Преподаватели вуза выступают в качестве жюри. В итоге появляются актуальные темы выпускных, магистерских работ и, может быть, даже диссертаций. Обязательным условием является партнерство корпораций. В этом году партнером Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов является Фонд инфраструктурных и образовательных программ. В прошлом году это был "Росатом". Конкурс - публичное мероприятие с публичными результатами. Таким образом, ВИК становится организацией системного взаимодействия вуза и индустрии. Но, конечно же, наиболее эффективной формой взаимодействия с промышленностью являются Инжиниринговые центры, которые ради этого взаимодействия и создавались".

Алексей Иванович Боровков, проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель ИППТ СПбПУ
проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель ИППТ СПбПУ, руководитель Инжинирингового Центра СПбПУ, основатель ГК CompMechLab
А.И. Боровков
 

Директор Института передовых производственных технологий СПбПУ А.П. Фалалеев отметил, что именно благодаря инженерным конкурсам у студентов появляются связанные с реальной практикой темы магистерских диссертаций. И здесь ответственность за правильную постановку задачи ложится на корпорации.

Когда-то из-за дефицита кадров предприятия шли по пути создания корпоративных университетов, оставляя вузам заниматься темами "из прошлого". Сегодня инженерные конкурсы, в частности ВИК, способны стать площадкой для взаимного обогащения индустрии и образования, благодаря чему в России действительно появится поколение специалистов, способных создавать самые продвинутые технологии.

Подведение итогов Всероссийского инженерного конкурса студентов и аспирантов пройдет 16 - 18 ноября в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

Круглый стол «Цифровое проектирование и моделирование – основа производств будущего»

 

27 октября на форуме «Открытые инновации» «Сколково», Инжиниринговый центр СПбПУ и ГК CompMechLab® провели круглый стол «Цифровое проектирование и моделирование – основа производств будущего».

На мероприятие были приглашены вице-президенты высокотехнологичных компаний-лидеров, отвечающие за стратегическое инновационное развитие этих компаний:

  • Детлеф Шнайдер (Detlef Schneider) - вице-президент американской компании Altair Engeneering, Inc. входящей в четверку лучших компаний в мире по созданию высокотехнологичного инженерного программного обеспечения для решения мультидисциплинарных задач в различных отраслях высокотехнологичной промышленности;
  • Йозеф Нойхойслер (Josef Neuhaeusler) - вице-президент европейской компании Сarbures (CARBon structURES), имеющей уникальные компетенции в области производства высокотехнологичного оборудования и конструкций в автомобилестроении, авиастроении, в области композиционных материалов и композитных структур.

Одной из ключевых тем круглого стола стал проект «Фабрики Будущего», представленный 21 июля 2016 года Президенту Российской Федерации В.В. Путину на Форуме стратегических инициатив. Отметим, что в 2015 году концепция «Фабрик Будущего» была презентована на IV Форуме «Открытые инновации» с помощью технологии дополненной реальности, позволившей наглядно продемонстрировать все преимущества проектируемых Фабрик. Проект «Фабрики Будущего» связан с решением Проблем-Вызовов для различных высокотехнологичных отраслей промышленности.

На круглом столе в рамках «Открытых инноваций-2016» были названы «Фабрики будущего» в области автомобилестроения, работа по которым в CompMechLab, фактически, уже ведется:

  • Проект «Кортеж», реализуется совместно с Центральным институтом автомобильной отрасли - НАМИ,  в котором в зону ответственности ГК СompMechLab входит проектирование кузова автомобиля премиум-класса, а также кузовов для всей линейки автомобилей (лимузин, седан, микроавтобус, внедорожник) на разработанной в рамках проекта Единой Модульной Платформе (ЕМП).

Как подчеркнул А.И. Боровков, несмотря на то, что этот проект затрагивает лишь премиум-сегмент автомобилей для первых лиц государства, он крайне важен с точки зрения развития российской автомобильной промышленности в целом, т.к. машины премиум-класса обладают наилучшими характеристиками, должны обеспечивать максимальный уровень комфорта и безопасности. Мировой опыт, которым обладают сотрудники CompMechLab®, выполняя регулярно работы по проектированию кузовов для таких компаний-лидеров автомобильной промышленности, как BMW, свидетельствует, что создав продукт премиум-уровня перейти на уровень массового рынка значительно проще, чем двигаться от массового сегмента в премиальный;

  • Проект по созданию внедорожника – принципиально новой машины с характеристиками, которые будут обеспечены технологиями мирового уровня, опытом и компетенциями инженеров ComMechLab®;
  • Проект с ООО «Бакулин Моторс Групп» по созданию новых моделей автобусов, отвечающих мировым трендам развития пассажирского транспорта.

На круглом столе также упоминалось о создании «Фабрик будущего» в области вертолетостроения, кораблестроения, ракетно-космической промышленности и других высокотехнологичных отраслях промышленности.

Основатель ГК СompMechLab А.И. Боровков и технический директор ГК CompMechLab О.И. Клявин рассказали о долгосрочном и успешном опыте взаимодействия с ведущими компаниями мира, пояснив с позиций технологического фронтира о тех задачах, подходах, технологиях, которые сейчас используются в работе мировых компаний-лидеров в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Технический директор ГК СompMechLab, генеральный директор ООО «Политех-Инжиниринг» О.И. Клявин обратил особое внимание присутствующих на новые подходы к проектированию, которые кардинально изменяют инженерный труд, размывают границы между инженером-конструктором, инженером-расчетчиком, инженером-технологом и представляют новый тип системного инженера, задачи которого сводятся к выставлению ограничений, требований, целевых характеристик будущей конструкции. Этот принципиально новый подход к проектированию позволяет создавать детали практически без участия человека, опираясь на лучший мировой опыт в проектировании.

Детлеф Шнайдер и Йозеф Нойхойслер выступили с докладами, заглянув в будущее с позиции мировых лидеров. В частности, в своих презентациях вице-президенты компаний Altair Engineering и Сarbures ссылались на опыт взаимодействия с СompMechLab.

Генеральный директор Российского технологического агентства В.А. Пастухов представил информацию о поддержке со стороны государства направления «компьютерный инжиниринг», которое является одним из ключевых для создания глобальной конкурентоспособной продукции.

Председатель совета директоров ООО "Фидесис", профессор МГУ им М.В. Ломоносова В.А. Левин рассказал о разработках компании "Фидесис" - отечественном инженерном программном обеспечении, в основном, для малых и средних компаний.

Круглый стол "Аддитивные технологии: ожидания и реальность"

 

Завершающим мероприятием в научно-деловой программе ГК CompMechLab на Форуме "Открытые инновации" в Москве стал круглый стол "Аддитивные технологии: ожидания и реальность" с участием заместителя директора компании по развитию аддитивных технологий Е.В. Белослудцева.

В своем докладе Е.В. Белослудцев подчеркнул, что по мнению ГК CompMechLab, в конкурентной борьбе в области использования аддитивных технологий победит тот, кто отправит на 3D-принтер наиболее наукоемкую, интеллектуалоемкую, оптимальную "best-in-class" 3D-модель, а не будет воспроизводить с помощью 3D-принтеров уже существующие изделия, которые ранее изготавливались с помощью традиционных ("вычитающих") CNC-технологий, т.к. применение новых технологий следущего поколения всегда требует больших затрат. Применение аддитивных технологий имеет смысл, как правило, в тех случаях, когда деталь невозможно изготовить никаким другим способом, или, что принципиально важно, - деталь, узел, конструкцию необходимо специальным образом проектировать для аддитивного производства.

Публикация подготовлена по материалам tass.ru и собственной информации.

Новости на сайте по теме публикации: