События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 5 Июля 2016 года
Данная новость была прочитана 2685 раз

Команда Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ Петра Великого - участник общероссийского межвузовского проекта по созданию нового морского научно-исследовательского судна "Пионер-М"

2 июля 2016 года в Севастополе стартовала летняя смена межвузовского проекта по созданию морского научно-исследовательского судна нового типа "Пионер-М".

Научно-исследовательское судно прибрежной зоны

Организатор проекта «Пионер-М» - Севастопольский государственный университет, учредители - Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) и Министерство образования и науки России, генеральный партнер - Агентство стратегических инициатив (АСИ)

В рамках проекта планируется не только спроектировать новое судно, но и разработать и внедрить технологические решения для безэкипажного судоходства в соответствии с дорожной картой MariNет (МариНет) Национальной технологической инициативы:

  • систему беспилотного и дистанционного управления судном,
  • систему динамического позиционирования судна,
  • систему автоматизированного причала,
  • систему автоматизированного порта,
  • картриджную систему инсталляции мобильных исследовательских лабораторий.

На данном этапе проекта командам студентов из разных университетов (в том числе, победителям всероссийского конкурса «Я буду строить корабли!») под руководством кураторов в течение двух месяцев предстоит разработать эскизный проект судна.

«Пионер-М» — очень интересный, широкий проект, абсолютно реалистичный и конкретный. Студентам предоставляется уникальная возможность освоения глубин большого, «взрослого» бизнеса.

Помимо проектной работы, студентов ждет освоение программы по управлению проектами AVEVA, курсы лекций по морским технологиям будущего, тренинги по развитию творческого мышления и лидерских качеств, спортивные соревнования и экскурсии. Также студенты пройдут мастер-классы по подводной археологии под руководством известного археолога, научного сотрудника Института востоковедения РАН Виктора Лебединского и специалистов из Центра морских исследований МГУ».

Алексей Рахманов
Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»
А.Л. Рахманов
 

Проект Пионер-М

Участники этапа проекта "Пионер-М"

Среди вузов-участников - Севастопольский государственный университет, Калининградский государственный технический университет, Санкт-Петербургский морской государственный технический университет, Дальневосточный федеральный университет, Северный (арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Нижегородский институт технологий и управления, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева.

К проекту "Пионер-М" присоединилась и команда Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ИППТ СПбПУ): студенты, обучающиеся по магистерской программе «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» Ян Власов, Павел Кирсанов и Людмила Ермакова; куратор-эксперт команды – ведущий инженер УНИЛ «Вычислительная механика» (CompMechLab) СПбПУ Светлана Сычева

Проект Пионер-М
На фото слева направо: магистрант ИППТ СПбПУ Ян Власов, куратор-эксперт команды ИППТ СПбПУ Светлана Сычева, ректор СевГУ В. И. Кошкин, проректор по перспективным проектам, научный руководитель ИППТ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ, соруководитель рабочей группы ТехНет НТИ А.И. Боровков, магистранты ИППТ СПбПУ Людмила Ермакова и Павел Кирсанов

«Надо сказать, что все случилось довольно неожиданно. Неделю назад я ещё сидел у себя дома и даже не подозревал, что на этих выходных уже окажусь в Севастополе. Группа была создана достаточно оперативно, на это потребовалось два дня. После формирования группы Алексеем Ивановичем Боровковым для нас был проведён брифинг, определены цели и задачи проекта, а также даны слова напутствия и пожелания об успешном завершении проекта», - рассказал магистрант ИППТ Ян Власов.

 

На своей странице в Facebook Ян Власов ведет подробный блог об участии команды ИППТ в проекте "Пионер-М" и обещает освещать всё самое интересное и важное в работе.

«Слышали ли вы что-нибудь о национальной технологической инициативе (НТИ)? Концепции Фабрик будущего? Дорожных картах ТехНет, МариНет?.. Незнакомо? Тогда следите за моим освещением этого грандиозного проекта... Это для людей интересующихся, на какой вообще ступени развития находится наша страна», - написал Ян Власов по прибытию в Севастополь.

Команды, участвующие в проекте, объединены в специализированные группы: механики-прочнисты, электрики, экономисты и т.д. Для ребят организованы специальные курсы, в том числе, по работе в системе AVEVA Marine (комплекс интегрированных решений для проектирования и постройки судов, включающий в себя также технологии для управления жизненным циклом судна), по робототехнике и др.

«Работать будем около 6 часов в день обязательно, также присутствует возможность заниматься самостоятельно до 9 вечера. Думаю, что нам эти часы неоднократно понадобятся! В общем и целом, пока все довольно позитивно и интересно», - отмечает Ян Власов.

Проект Пионер-М Проект Пионер-М

Начало этапа проектных работ по созданию судна "Пионер-М". Студенты знакомятся с программой AVEVA

Летняя смена «Пионер-М» завершится 26 августа 2016 года, после чего будут подведены итоги работы объединенной проектной студенческой группы и начнется следующий этап — составление технического проекта. Проектную часть планируется закончить до конца ноября 2016 года. Ожидается, что в 2017 году завершится строительство судна (на верфи партнера проекта - Объединенной судостроительной корпорации) и начнутся его испытания. Опытная эксплуатация запланирована на 2018 год.

Справка

Общероссийский проект «Пионер-М» - инициатива Севастопольского государственного университета, которая поддерживается Министерством образования и науки РФ, Объединенной судостроительной корпорацией, Агентством стратегических инициатив и Общероссийским движением поддержки флота.  ‬‬

В рамках проекта «Пионер-М» разрабатывается новое судно, предназначенное для проведения научно-исследовательских и подводно-технических работ в прибрежной зоне, в акваториях внутренних и внешних рейдов гаваней.

Как подчеркнул ректор СевГУ В.И. Кошкин, особенность проекта «Пионер-М» в том, что он обеспечивает межвузовское и межотраслевое взаимодействие, масштабный обмен компетенциями. "Между партнерами предусмотрен постоянный обмен информацией, в работе над проектом будет задействован интеллектуальный потенциал лучших специалистов страны. Наша задача - не просто создание научно-исследовательского судна, а формирование новой модели подготовки кадров", - говорит В.И. Кошкин.

Проект "Пионер-М" разбит на шесть основных этапов, два из которых - объявление открытого конкурса (апрель 2016 г.) и конкурсный отбор (июнь 2016 г.) уже завершены. На очереди следующие этапы:

  • проектно-изыскательские работы,
  • согласование и этап постройки судна,
  • строительство и ввод в эксплуатацию,
  • опытная эксплуатация – полномасштабная исследовательская работа; выполнение комплекса научно-исследовательских работ, проведение практик и участие в социально значимых проектах.
Схема реализации проекта Пионер-М Схема реализации проекта Пионер-М

Спектр возможного использования судна «Пионера-М» велик: от экологического мониторинга до подводной археологии. Как отмечается на официальном сайте проекта, для потенциальных заказчиков исследований выполнение задач «Пионером-М» будет экономически более выгодным, чем иные варианты. Для этого будут сформированы съемные контейнеры с комплектами спецоборудования для исследования моря.

Требования к размещению оборудования на судне

Значение проекта для студентов

  • В ходе работы над проектом по созданию судна, в процессе его реализации и в период его эксплуатации студенты овладеют целым спектром актуальных, востребованных в современной морской индустрии компетенций.
  • Непосредственное участие в проекте, полученный опыт личных и командных достижений будут способствовать личностному развитию студентов как специалистов, способных к творческой самореализации.
  • Формат реализации проекта, при котором будет обеспечено объединение студенческих команд из различных вузов страны, обеспечит расширение горизонтов общения, инициирует обмен идеями и знаниями, поможет установлению личных контактов среди творческой молодежи.

Значение проекта для отрасли

  • Подготовка высококвалифицированных кадров в области проектирования морских судов с опытом проектной работы.
  • Развитие технологий инновационного судостроения.
  • Создание сегмента рынка РФ по проектированию и строительству маломерных специализированных научно-исследовательских судов.
  • Использование судна "Пионер-М" специалистами ОСК как площадки для отработки технологий инновационного судостроения и цифровой навигации.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам sevsu.ru, sevastopol.monavista.ru и собственной информации.

Новости на сайте по теме публикации: