События / Automotive новости 10 Марта 2016 года
Данная новость была прочитана 2409 раз

От Rolls Royce Silver Ghost Ленина до Mercedes-Benz S600 Pullman Путина: в Москве прошла выставка автомобилей первых лиц государства

Федеральная служба охраны России показала уникальную коллекцию автомобилей и мотоциклов, обслуживавших в последнее столетие первых лиц нашей страны. Выставка, посвященная 95-летию Гаража особого назначения (ГОН), проходила в Москве в течение пяти дней - с 4 по 8 марта 2016 года.

 

История ГОН началась в январе 1921 года, когда из состава автомобильной базы Совета народных комиссаров РСФСР председателю Совнаркома Владимиру Ленину были выделены французские Turcat-Mery 28, Delaunay-Belleville-45 и Renault-40 CV. Ранее автомобили принадлежали царской семье, - всего в императорском гараже было немногим более 50 машин, все они были конфискованы после революции большевиками.

С 1920-х годов глава советского государства пользовался Rolls Royce 40/50 Silver Ghost и единственным в мире Rolls Royce на гусеничном ходу.

Иосиф Сталин предпочитал Packard. На основе одной из моделей этой марки и создавался первый советский послевоенный автомобиль представительство класса ЗИС-110 и его бронированный вариант - ЗИС-115. Система защиты правительственного лимузина представляла собой бронекапсулу, обшитую снаружи кузовными панелями.

Толщина брони - 8 сантиметров, одна только дверь весит 460 килограммов; для подъема тяжелых пуленепробиваемых стекол использовались гидравлические домкраты. Характеристики ЗИС-115 представил телеканалу «Звезда» Сергей Симонов - технический эксперт выставки, глава реставрационной мастерской Simonov Motors, специализирующейся, в частности, на работе с автомобилями ЗИС, Mercedes-Benz, Horch.

«Опасаясь предательства среди охраны, Сталин настоял на том, чтобы была цепочка, которой хватало, чтобы приоткрыть дверь, но не хватало, чтобы нацелить пистолет на пассажира», - рассказал Сергей Симонов.

Выпуском машин занимался «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗИС). 

При Никите Хрущеве, в 1956 году, Завод имени Сталина сменил название на Завод имени Лихачёва (ЗИЛ). В 1958 году там началась мелкосерийная сборка представительских автомобилей ЗИЛ-111.

«По своей конструкции ЗИЛ-111 был не просто шагом вперёд в автомобилестроении, это был рывок. Впервые на серийный отечественный автомобиль была установлена двухступенчатая автоматическая коробка передач с кнопочным управлением. Семиместный лимузин имел карбюраторный восьмицилиндровый V-образный двигатель с рабочим объёмом 6 литров, мощностью 200 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 170 километров в час», - приводит слова автоэксперта Андрея Морзенко «Парламентская газета».

В 1959 году в серию пошла модификация ЗИЛ-111А, оборудованная советской установкой кондиционирования воздуха. Внешне от базового ЗИЛ-111 он отличался задним стеклом значительно меньшего размера.

В 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗИЛ-111В. Чуть позже вышли модернизированные ЗИЛ-111Г. Впервые на советском автомобиле была применена четырёхфарная система головного света. Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг.

На базе ЗИЛ-111Г было также построено несколько модификаций с кузовом «кабриолет» ЗИЛ-111Д. Первая была собрана в июле 1964 года. Всего с 1958 по 1967 годы было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111, все они выпускались в небронированном варианте.

22 января 1969 года на Леонида Брежнева было совершено покушение. Террорист Виктор Ильин произвёл 16 выстрелов из двух пистолетов по второй автомашине кортежа ЗИЛ-111Г, по ошибке обстреляв автомобиль, в котором находились космонавты СССР Береговой, Николаев, Терешкова и Леонов. В результате 11 пуль попали в машину. При этом был смертельно ранен водитель автомобиля ГОНа Илья Жарков.

Последним отечественным лимузином представительского класса стал бронированный ЗИЛ-41052, выпущенный в середине 1980-х годов. На тот момент автомобиль не имел аналогов в мире: он обладает наивысшим классом безопасности, а конструкция шасси такова, что на дороге его невозможно перевернуть. На таком автомобиле ездил последний генеральный секретарь ЦК КПСС и президент СССР Михаил Горбачев.

В дополнение к представительским лимузинам в 1989 году на базе ЗИЛ-41072 был построен спецавтомобиль сопровождения ЗИЛ-41072 "Скорпион", в котором предусматривались дополнительные опции на случай нападения на правительственный кортеж. Сотрудники охраны могли ехать, стоя на подножках, при необходимости заднее стекло и стекла в дверях мгновенно падали, люк в крыше сдвигался, и машина в доли секунды превращалась в боевой автомобиль огневой поддержки. 

Первые Mercedes-Benz-S500 (два экземпляра)  появились в Гараже особого назначения 1994 году. Они были произведены специально для президента Бориса Ельцина. Еще две таких же модели пополнили парк ГОН в 1997 году.

Владимир Путин чаще всего перемещается по Москве на служебном  Mercedes-Benz S600 Guard Pullman  с кузовом длиной более 6 метров. Бронирование защищает от автомобиль от стрелкового оружия и гранат,  также предусмотрены системы тушения огня и защиты от газовой атаки. Кроме того, машина оснащена системой аварийного пробега, позволяющей проехать не менее 30 км со скоростью до 80 км/ч даже при резком падении давления воздуха в шинах. Оборудованный по последнему слову техники салон представляет собой комфортный офис на колесах. 

Современные лидеры других государств, как правило, предпочитают автомобили отечественного производства (см.  статью "На каких машинах ездят президенты: обзор и фото автомобилей первых лиц США, Германии, Франции, Китая, Японии и других стран").

В декабре 2015 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров объявил, что на инаугурации президента в 2018 году будет представлен российский президентский лимузин, создаваемый в рамках проекта "Кортеж" (1, 2).

"Мы первую предсерийную партию должны в конце 2017 года ФСО отгрузить, соответственно, на инаугурации увидите", — приводит слова главы Минпромторга "РИА Новости".

Публикация подготовлена по материалам сайтов ria.rutvzvezda.rupnp.ru.
 

Другие материалы по теме:
АвтомобилестроениеМашиностроение
Теги новости:
Renault Rolls-Royce Mercedes Benz