Hi-Tech новости 21 Января 2016 года
Данная новость была прочитана 4386 раз

Автомобили будущего. Развитие беспилотных автомобилей и онлайн-сервисов вызова роботизированных такси может привести к "вымиранию" частного транспорта

Системы автоуправления в самолетах используются десятилетиями, без них авиационную отрасль уже невозможно представить. На очереди – автомобильная индустрия: разработками по автопилотированию занимаются практически все крупнейшие концерны отрасли.

 

К 2020 году вывести на рынок полноценные беспилотные модели планируют Toyota, альянс Renault-Nissan, Honda, Mercedes-Benz, Audi, Ford и многие другие.   Концерн Volvo анонсировал тестирование своих автоуправляемых автомобилей  на дорогах общего пользования в 2017 году, сообщив, что первые испытания проекта, получившего название Drive me, уже успешно завершены.  Отметим, что новый внедорожник XC90, поступивший в продажу в 2015 году, способен автоматически тормозить при выполнении опасного маневра, выполнять параллельную парковку (водитель только нажимает педаль тормоза и газа), поддерживать безопасную дистанцию и менять полосы движения.

Следующим этапом проекта Drive me станет тестирование с участием 100 усовершенствованных  XC90 в городе Гётеборг (Швеция)  на дорогах без пешеходов, велосипедистов и полос встречного движения.  


В конце 2015 года функция автопилота была активизирована в автомобилях Tesla Model S и Model X. Система включает в себя такие опции, как автоматическое руление (на скоростях свыше 20 км/ч Tesla сама разгоняется, снижает скорость, поворачивает и тормозит), автоматическое перестроение (водителю достаточно выбрать направление - машина безопасно перестроится, отслеживая все слепые зоны), автоматическая парковка, самообучение (при каждом включении автономной системы данные о движении отправляются на сервера Tesla Motors, на основе анализа полученной информации выпускаются обновления для автопилота).

В обновлении, выпущенном 9 января 2016 года, добавилась функция вызова «Summon»:  теперь автомобиль способен самостоятельно не только заезжать в  гараж, но и выезжать из него, причём управлять машиной можно с расстояния в 12 метров, для активации маневра используется смартфон.

«Наша конечная цель - сделать так, чтобы ваша  Tesla смогла поехать в любую точку страны, чтобы забрать вас. Она будет самостоятельно заряжаться в пути и синхронизироваться с вашим календарем, чтобы прибыть вовремя», - обещают в Tesla Motors.

Беспилотные автомобили Google  уже тестируются на дорогах общего пользования в Калифорнии и Техасе -  штатах, где легализовано использование подобных транспортных средств. С начала проекта гугломобили  проехали больше 3 миллионов километров (из которых два миллиона пройдено в автономном режиме). В  Google обещают перейти из стадии экспериментального проекта к серийному производству собственных машин-беспилотников не позднее 2020 года.

Гугломобили планируется использовать в качестве роботизированных такси, работающих примерно по тому же принципу, что и сервис Uber (мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты частных водителей).

Google является не только перспективным конкурентом, но и одним из основных инвесторов Uber. В обозримом будущем, вероятно, данный сервис также получит опцию вызова беспилотных авто: гендиректор Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick), компания которого обрекла на медленное вымирание рынок обычных такси, сказал, что было бы смешно, если бы его собственный стартап неполных пяти лет от роду постигла та же судьба. В мире, где беспилотные таксомоторные перевозки становятся реальностью (программы испытаний самоуправляемых такси на дорогах общего пользования запускаются, в частности, в Великобритании и Японии), Uber тоже должен измениться.

Возможность замены частных водителей на роботов рассматривают и в конкурирующих транспортных онлайн-компаниях – таких как Lyft  (США) и Didi Kuaidi (Китай).  Как сообщает Financial Times, в проект Lyft по созданию такси-сервиса с использованием автономных транспортных средств General Motors намерена вложить 500 млн долларов;  среди инвесторов проекта также Didi Kuaidi  и Alibaba Group (Китай), - холдинг  является не только одним из крупнейших в мире игроков рынка интернет-ритейла, но и акционером Didi Kuaidi.

Развитие роботизированных такси резко снизит мотивацию владеть автомобилями:  по статистике, которую приводил сооснователь Google Сергей Брин (Sergey Brin), в США каждая частная машина в среднем перемещается по дорогам около часа в день, а остальные 95% времени простаивает. Это открывает рыночную нишу на десятки миллиардов для таких компаний,  как Uber, а также для операторов каршеринга  - сервиса, позволяющего арендовать автомобиль в  одном из многочисленных пунктов обслуживания, и вернуть в другом.

Проблемы социализации

Преимущества применения  технологий беспилотного управления очевидны. Дорожно-транспортные происшествия, по данным ВОЗ, входят в число десяти главных причин смертности в мире, - если бы в результате внедрения автопилота число летальных аварий снизилось на 10%, это спасло бы 130 тыс. жизней в год и уберегло еще миллион человек от тяжелых травм и инвалидности. На деле снижение может быть более радикальным: за несколько лет тестирования тех же гугломобилей, в том числе на оживленных улицах и дорогах, машины попали лишь в 17 ДТП (только в одном были пострадавшие), причем аварии происходили либо тогда, когда машина была на ручном управлении, либо по вине других участников дорожного движения.

Автономные транспортные средства также экономически выгодны. Не только потому, что роботы, в отличие от шоферов и дальнобойщиков не требуют зарплаты, - расход топлива радикально снизится, если за него будет отвечать машина — аккуратная и никогда не спящая. Автомобили-беспилотники, которые не подрезают друг друга и не нарушают правил, также смогут радикально уменьшить число пробок.

Тем не менее, внедрение самоуправляемых машин требует разрешения множества вопросов, лежащих не только в технологической, но и в этической и юридической плоскостях. Прикладные правила, регулирующие поведение автономных транспортных средств, будут разрабатывать программисты, но всем остальным предстоит придумать, как эти правила будут выглядеть.

Дорожный этикет

В октябре 2015 года группа исследователей из Тулузской экономической школы и Массачусетского технологического института опубликовала первую работу, посвященную этическим проблемам, которые могут возникнуть при использовании беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

К примеру, как должен вести себя автопилот в ситуации, если на дорогу перед автомобилем внезапно выбежало несколько человек — сбить их или резко свернуть в сторону, рискуя попасть в аварию и убить собственного владельца?

Исследователи провели несколько опросов, связанных с поведением автопилота в разнообразных гипотетических ситуациях. Эксперимент показал,  что в целом люди одобряют тот выбор, который минимизирует число жертв. Впрочем, принятие подобного решения в качестве закона одобрило уже меньше участников — особенно, если речь шла о собственном автомобиле, а не абстрактной ситуации.

Еще одна проблема связана с информационной безопасностью: по своей сути автономная машина является специализированным компьютером, подключенным к интернету. Значит, ей можно манипулировать. Это совсем не гипотетическая ситуация: в начале года два программиста, Чарли Миллер и Крис Валашек, взломали джип и перехватили контроль управлением прямо на ходу. Сделали они это, чтобы привлечь внимание к уязвимости современных электронных систем. 

Частный транспорт может стать роскошью 

Существует два подхода к разработке и созданию машин на автопилоте. Первый предпочитают автомобильные концерны: большую часть времени управление транспортным средством происходит на автопилоте, но при желании водитель сможет взять его на себя. Второй реализуется в автомобилях Google, которые оснащены рулями только для тестовых нужд; в будущем они должны стать полноценными роботами, лишенными ручного управления.

Если второй подход  докажет свою эффективность, не исключено, что начнут появляться правила, запрещающие вождение людям -  в конце концов, причиной всех аварий гугломобилей стал именно человеческий фактор. В будущем управление автомобилем может стать, как в эпоху до Генри Форда, роскошью: водителям придется платить большие налоги или страховые взносы. 


Публикация подготовлена по материалам rbc.rupopmech.ru,

Новости на сайте по теме публикации:
Другие материалы по теме:
Автомобилестроение