Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Аerospace новости 5 Августа 2015 года
Данная новость была прочитана 7639 раз

Серийное производство новой версии сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 начнётся в 2023 году

Серийное производство стратегических бомбардировщиков типа Ту-160 для Дальней авиации Военно-воздушных сил России возобновится в 2023 году. Об этом заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов во время визита 17 июля 2015 года на самарский завод "Кузнецов" (дочернее предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации - ОДК).

"По планам, серийное производство самолётов в новом облике должно осуществиться с 2023 года", — передаёт слова Юрия Борисова «РИА Новости». Выпускать их будет Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ОАО «Туполев», входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию - ОАК). Как сообщает пресс-служба ОАО «Туполев», согласно дорожной карте по данному проекту в настоящее время запущен процесс по разработке технических заданий, заключению контрактов, привлечению исполнителей по кооперации и т.д.

По данным Минобороны, серийное производство стратегического бомбардировщика Ту-160М2 начнется с 2023 года
Российские лётчики называют Ту-160 "Белый лебедь". Фото: tupolev.ru

 

На сегодня на вооружении Военно-воздушных сил России находится 16 бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 (по классификации НАТО - Blackjack; российские лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь») - самых мощных в истории военной авиации сверхзвуковых самолётов с изменяемой геометрией крыла. Все они в течение ближайших пяти лет должны пройти модернизацию до версии Ту-160М. Помимо замены двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования машины получат и расширенную номенклатуру вооружений. В частности, самолёты смогут применять высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х-555 и Х-101, имеющие увеличенную дальность и предназначенные для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Все самолёты Ту-160 имеют собственное имя. Один из них назван в честь Валентина Близнюка - руководителя работ по созданию стратегического бомбардировщика-ракетоносца.
Все самолёты Ту-160 имеют собственное имя. Один из них назван в честь авиаконструктора Валентина Близнюка - руководителя работ по созданию стратегического бомбардировщика-ракетоносца. Фото: tupolev.ru


Версии бомбардировщиков Ту-160, выпуск которых планируется начать в 2023 году, Юрий Борисов назвал «принципиально новыми самолётами».

"В планах Министерства обороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идёт не о воспроизведении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолёт разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим лётно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолёт, о котором мы ведём речь - наверное, он будет называться Ту-160М2, - по составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолёт. Его боевая эффективность возрастёт не менее, чем в два с половиной раза по сравнению с нынешним", - цитирует Борисова «Интерфакс».

 

 Ту-160 -  самый тяжёлый боевой самолёт в мире
Ту-160 - самый тяжёлый боевой самолёт в мире. Фото: tupolev.ru


По словам Юрия Борисова, с 2017 года завод «Кузнецов»  начнет выпускать модернизированную версию турбореактивных двигателей НК-32 для «Белых лебедей». Он будет производить  ежегодно около 20 силовых установок для Ту-160 новой сборки, а также для уже имеющихся самолётов.

Благодаря модифицированным двигателям НК-32 дальность полёта главных российских ракетоносцев возрастёт, как минимум, на тысячу километров, сообщают «РИА Новости». Силовая установка получила новые блоки и узлы, за счёт чего увеличились межремонтный ресурс и экономические показатели.

Ту-160 в сопровождении многоцелевого исстребителя Су-27
Ту-160 в сопровождении многоцелевого исстребителя Су-27.
Фото: wikipedia.org / Yuriy Lapitskiy 


По информации издания «Военно-промышленный курьер», технологические решения для возобновления производства Ту-160 уже представили четыре предприятия: ОКБ «Электроавтоматика» им. П.А. Ефимова, Ульяновское КБ приборостроения, «Техприбор» и радиозавод «Сигнал». Они ведут разработку бортового оборудования. Ту-160М2 будет оснащен бесплатформенной инерциальной навигационной системой типа БИНС-СП, а также системой радиоэлектронной борьбы с улучшенными тактико-техническими возможностями по преодолению системы ПВО.

После запуска серийного производства Ту-160М2 Министерство обороны России планирует приобрести не менее 50 таких самолётов.

История бомбардировщика Ту-160

Разработка самолёта началась в начале 1970–х. Считается, что толчком к этому послужила информация о планах США по созданию  новейшего стратегического бомбардировщика (B-1). 

В конкурсе на проектирование отечественного сверхзвукового стратегического бомбардировщика  сначала участвовали два конструкторских бюро: ОКБ Сухого  с проектом «изделие 200» и ОКБ Мясищева («М-18»). После того, как в 1969 году ВВС изменили требования к перспективному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева

Победителем в итоге был признан эскизный проект ОКБ  Мясищева, но через некоторое время правительство приняло решение поручить разработку ОКБ Туполева, куда также была передана вся документация по М-18. По некоторым данным, в целом к работам по Ту-160 было привлечено порядка 700 предприятий и организаций различного профиля, а также научно-исследовательские институты ВВС.

При проектировании бомбардировщика туполевцы использовали опыт по  созданию  Ту-22 и Ту-144: многие элементы этих лайнеров переносились в Ту-160. Но многое создавалось впервые. Главной проблемой было обеспечение дальности полёта  более 12 тысяч километров, без дозаправки в воздухе, при максимальной скорости полёта около 2 тысяч км/ч.

Для  решения этой задачи конструкторы использовали крыло изменяемой стреловидности, сообщают "Аргументы и факты". Большую часть пути, до зоны противовоздушной обороны противника, Ту-160 проходит на крейсерской скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает  ПВО в сверхзвуковом высотном режиме, «сложив» крылья.

Первый полёт опытного образца Ту-160 состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское» в Жуковском. В 1984 году на Казанском авиационном заводе началось серийное производство новых бомбардировщиков-ракетоносцев. Ту-160 встали на вооружение Дальней авиации в 1987 году.

С 1984 по 1992 год было выпущено 34 «Белых лебедя».  На момент распада СССР 19 стратегических бомбардировщиков находились на авиабазе Прилуки на Украине. Слишком дорогие в эксплуатации стратегические бомбардировщики оказались ненужными для небольшой украинской армии.

В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160. Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ или в обмен на транспортные самолёты Ил-76 из расчёта один к двум. Достичь договорённости на тот момент странам не удалось.

В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение по программе утилизации 44 бомбардировщиков, в том числе всех «Белых лебедей» - на данные работы США выделило по 1 млн долларов за машину (при стоимости одного Ту-160 на тот момент порядка 250 млн долларов).

В 1998 году первые два «Белых лебедя» были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Всего по программе утилизации с 1998 по 2001 годы было разрезано 10 Ту-160, ещё один был привёден в небоеспособное состояние для экспозиции в Полтавском музее дальней и стратегической авиации.

Восемь самолётов Ту-160, по подписанному в 1999 году соглашению, Украина передала России взамен списания части долга по закупкам газа.

Видео: Ту-160 и B-1B Lancer (США) были созданы
примерно в одно время для решения схожих задач
 


Cравнение возможностей стратегических бомбардировщиков  

Лётно-технические характеристики Ту-160:

размах крыла при стреловидности 20° - 55,7 м;

при стреловидности 65° - 35,6 м;

высота самолета - 13,6 м;

максимальная взлётная масса - 275 т;

двигатели - 4  двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32;

крейсерская скорость: 960 км/ч;

максимальная скорость – 2 200 км/ч;

практический потолок - 15 000 м;

дальность полета - 12 300 км.

Самолёт может нести вооружение общей массой до 45 тонн: свободно падающие или корректируемые бомбы, стратегические крылатые или аэробаллистические ракеты.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам «Интерфакс», «РИА Новости»,  «Военно-промышленный курьер», "Аргументы и факты".

Новости на сайте по теме публикации:
Другие материалы по теме:
АвиастроениеДвигателестроение (ГТД)