События 6 Июля 2015 года
Данная новость была прочитана 4404 раза

Инжиниринговый Центр (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого посетили губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин и вице-губернатор А.В. Кобенко

18 июня 2015 года состоялся визит губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина и вице-губернатора, министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В. Кобенко в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. В настоящее время СПбПУ участвует в ряде совместных проектов с промышленными предприятиями Самарской области, а также тесно контактирует с Самарским государственным аэрокосмическим университетом им. С.П. Королёва, который, как и Политехнический университет, является одним из 15 лучших университетов России и принимает участие в Программе «5-100-2020». 

В ходе визита высокие гости посетили Инжиниринговый Центр "Центр компьютерного инжиниринга" (ИЦ «ЦКИ», CompMechLab®) СПбПУ. В Центре компьютерного инжиниринга СПбПУ высоких гостей встретили ректор СПбПУ Петра Великого А.И. Рудской, проректор по перспективным проектам СПбПУ Петра Великого и руководитель Инжинирингового центра А.И. Боровков и заместитель руководителя Инжинирингового центра О.И. Клявин.

Вице-губернатор Самарской области А.В. Кобенко; ректор СПбПУ А.И. Рудской; губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин; проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра СПбПУ А.И. Боровков

На фото (слева направо): министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В. Кобенко; ректор СПбПУ А.И. Рудской; губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин; проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра СПбПУ А.И. Боровков

В своем выступлении О.И. Клявин подробно рассказал о работе инженеров Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ Петра Великого в наиболее динамично развивающейся отрасли мировой экономики – автомобильной промышленности.

О.И. Клявин отметил, что на протяжении многих лет сотрудники Центра компьютерного инжиниринга на базе CompMechLab® органично встроены в технологические цепочки мировых лидеров автомобильной промышленности (BMW Group (BMW MINI,Rolls-Royce), Daimler (Mercedes-Benz Cars, Daimler Trucks), Ferrari, General Motors (Cadillac, Opel/Hummer), Volkswagen Group (Audi, Bugatti, Porsche) и др.)

Было отмечено, что специалисты Центра компьютерного инжиниринга (СompMechLab®):

2015_German Automotive Engineering Centrs Partners of CompMechLab

«Если в интернете появляются первые «шпионские» фотографии нового автомобиля, это значит, что работа наших сотрудников уже завершена» - заключил О.И. Клявин.

Выступление заместителя руководителя Инжинирингового центра О.И. Клявина
Выступление заместителя руководителя Инжинирингового центра О.И. Клявина (слева на фото)

Благодаря тому, что в Инжиниринговом центре СПбПУ на базе CompMechLab®  работает команда инженеров, владеющих компетенциями мирового уровня, в 2014 году ИЦ «ЦКИ» стал основным исполнителем национального проекта «Кортеж» - НИОКР государственного значения «Разработка элементов каркаса кузова и конструктивных элементов бронирования отечественных автомобилей «Лимузин», «Седан», «Внедорожник» и «Микроавтобус» на базе единой модульной платформы, предназначенной для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране» (заказчик и головной исполнитель - ФГУП НАМИ, системный интегратор - Porsche Engineering).

Также О.И. Клявин рассказал о совместных проектах с крупнейшим производителем легковых автомобилей в России - компанией АВТОВАЗ.

Так, для ВАЗ-2109, в  соответствии с нормами Европейской программы оценки новых автомобилей (EuroNCAP) сотрудники Инжинирингового  Центра выполнили компьютерное моделирование фронтального краш-теста. В данном испытании машина на скорости 64 км/ч сталкивается с барьером, перекрывающим 40% передней части автомобиля со стороны водителя.

В процессе работы специалисты Инжинирингового центра разработали конечно-элементную (КЭ) модель автомобиля ВАЗ-2109, включающую такие элементы конструкции, как радиатор, двигатель, передняя и задняя подвески, система тормозов, водительское сидение, колеса автомобиля с учетом давления в них и многие другие специфические особенности и детали.

Для КЭ анализа краш-теста модели ВАЗ-2109 была решена динамическая нелинейная  задача ударного взаимодействия с использованием программной системы  DS Simulia/ABAQUS.  Подробнее - в материале "Конечно-элементное моделирование фронтального краш-теста EuroNCAP автомобиля ВАЗ-2109".

Результаты КЭ моделирования краш-теста ВАЗ 2109 Результаты краш-теста ВАЗ 2109
Сравнение результатов КЭ моделирования и реального краш-теста ВАЗ 2109

Проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра СПбПУ А.И. Боровков подчеркнул в своем выступлении, что в последнее время отечественные предприятия реального сектора экономики проявляют всё больший интерес к услугам в сфере компьютерного инжиниринга. Благодаря передовым технологиям компьютерного инжиниринга и топологической оптимизации можно усовершенствовать имеющуюся продуктовую линейку в целях создания конкурентоспособной продукции.

Проф. А.И. Боровков кратко охарактеризовал спектр высокотехнологичных отраслей, для которых на регулярной основе выполняют НИОКР специалисты Центра компьютерного инжиниринга, обозначил ключевые конкурентные преимущества Инжирингового центра СПбПУ, среди которых особую роль играют:

  • уникальный арсенал применяемых CAD-СAE-СFD-CAO-HPC-технологий мирового уровня,
  • уникальный опыт выполнения НИОКР и интеллектуальный потенциал сотрудников, обладающих компетенциями мирового уровня, и способных предложить практически любому заказчику выполнение НИОКР в рамках новой парадигмы современного проектирования - "проектирования за гранью интуиции генерального конструктора" на основе концепции "SuperComputer Simulation and Optimization -Based Design, Engineering and Advanced Digital Manufacturing".
2015_0113_Инжиниринговый центр СПбПУ_Центр компьютерного инжиниринга_CompMechLab_визит Д.Мантурова и Д.Ливанова_04.03 2015_0113_Инжиниринговый центр СПбПУ_Центр компьютерного инжиниринга_CompMechLab_визит Д.Мантурова и Д.Ливанова_04.04
Руководитель Инжинирингового центра проф. А.И. Боровков обратил особое внимание губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина и вице-губернатора, министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В. Кобенко на тот уникальный арсенал трансдисциплинарных надотраслевых компьютерных и суперкомпьютерных технологий мирового уровня, которые для выполнения многочисленных НИОКР применяют сотрудники Инжинирингового центра СПбПУ, причем трудоемкость разработки и сопровождения этих компьютерных технологий мирового уровня превышает 1 000 000 человеко-лет.
CompMechLab_Применяемый арсенал трансдисциплинарных надотраслевых компьютерных и суперкомпьютерных технологий мирового уровня, трудоемкость разработки и сопровождения которых превышает 1 000 000 человеко-лет

Проф. А.И. Боровков рассказал об опыте и компетенциях специалистов Инжинирингового центра СПбПУ  в решении  наиболее актуальных задач импортозамещения / импортоопережения. В качестве одного из примеров А.И. Боровков привел участие сотрудников Инжинирингового центра в проекте реверсивного инжиниринга, включающем в себя производство запасных частей для морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Перед командой Инжинирингового центра СПбПУ была поставлена задача изготовить за две недели шпильку опорно-поворотного устройства крана «Приразломной» в условиях практически полного отсутствия информации об изделии. Эта деталь, как и большинство комплектующих нефтяной платформы, импортная, в России рабочей конструкторской документации на подобные изделия нет.

Морская ледовая платформа Приразломная

Морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная"
примерно на 90% состоит из импортных комплектующих и оборудования

Процесс решения задачи был разбит на несколько этапов. Первый включал в себя оцифровку геометрии шпильки и построение CAD-модели. На втором этапе нужно было определить, какой материал использован и подобрать отечественный аналог - в результате был выбран материал, который по некоторым характеристикам превосходил оригинал.

Далее сотрудниками Инжинирингового центра СПбПУ была разработана рабочая конструкторская документация, определена последовательность технологических операций, термической и механической обработки. После получения опытного образца был проведен независимый контроль качества, подтвердивший полное соответствие изготовленной шпильки рабочей конструкторской документации.

Готовое изделие проф. А.И. Боровков представил на заседании экспертной группы по направлению “Технологии изготовления ЗИП” Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования при Министерстве промышленности и торговли России. Результаты выполненной работы были представлены также на заседании межведомственной рабочей группы по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта, которое 3 июля 2015 года провел в Санкт-Петербурге министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Руководитель Инжинирингового центра А.И. Боровков демонстрирует результат работы сотрудников Инжинирингового центра по реверсивному инжинирингу импортных деталей для морской ледостойкой стационарной платформы
На фото: проректор по перспективным проектам СПбПУ Петра Великого и руководитель Инжинирингового центра А.И. Боровков демонстрирует результат работы по реверсивному инжинирингу импортных деталей для морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная"

Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин в завершении визита в Инжиниринговый центр СПбПУ и Политехнический университет отметил, что всё увиденное и услышанное произвело на него большое впечатление.

«Я поражен тем, что вы сегодня делаете, - сказал Н.И. Меркушкин. - То, что вы продемонстрировали, это, конечно, впечатляет, очень сильно впечатляет! То, что у Политеха уже есть совместные проекты с предприятиями и вузами Самарской области – это для нас почётно и важно, мы и впредь будем делать все для того, чтобы наше сотрудничество расширялось».

В свою очередь,  ректор СПбПУ А.И. Рудской подчеркнул: «Для нас Самарская область является стратегическим партнером. Мы видим ту благодатную почву, которая создается правительством Самарской области в индустриальной среде и в образовательной среде, где мы можем найти полное понимание и осознание нами того, что мы можем свои разработки и наш интеллект вложить в эту благодатную почву на благо нашего Отечества и замечательного края – Самарской области!». 

Для справки

Промышленность в Самарской области представлена крупными и средними предприятиями, которых примерно 400, и малыми — их более 4 тысяч. Наибольшее развитие получили машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия. Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю легковых автомобилей, производимых Группой «АВТОВАЗ» в Тольятти приходится более 70 % от всего выпуска автомобилей страны. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный, составляет 10-12 %.

Коэффициент специализации (душевого производства) по объёму промышленной продукции 1,9 — второй после Якутии среди регионов РФ (без авт. округов), по розничному товарообороту — 1,6 (2-е место после Москвы). По видам промышленной продукции наилучшие среднедушевые коэффициенты по выпуску легковых автомобилей — 34 (второе место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам РФ), аммиак синтетический — 10, первичная переработка нефти — 4,2, кирпич строительный — 1,8. Ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса Самарской области: Волжская ГЭС в  Жигулевске (2300 тыс. кВт), крупнейшие тепловые электростанции — Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании», куда входят все тепловые электростанции области.

Новости на сайте по теме публикации:
Теги новости:
ОАО "АВТОВАЗ"