Новости мирового автопрома. Опубликован "Индекс электромобильности". Проектирование всё более легких конструкций в автопромышленности может стимулировать развитие электромобилей. Представлено видео BMW i3
Эксперты консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants и исследовательского центра Kraftfahrwesen mbH Aachen (fka) опубликовали «Индекс электромобильности» (E-mobility index) за первый квартал 2015 года.
В исследовании сравниваются показатели развития легкового электротранспорта (электромобили и гибриды) в семи странах-лидерах мирового автопрома (Германия, Франция, Италия, США, Япония, Китай, Южная Корея). Анализ проводится по трём ключевым позициям: технологии, производство и продажи.
Рейтинг электромобильности. Поквартальные показатели по ключевым позициям:
технологии (technology), производство (industry) и продажи (market).
Источник: fka; Roland Berger
По уровню развития технологий Германия переместилась с первой строчки рейтинга на четвёртую, преимущественно из-за окончания программы предоставления государственных субсидий на разработки в сфере электромобилестроения. Южная Корея сдаёт позиции по тем же причинам и занимает третье место, пропуская вперед Францию, где продолжают действовать программы господдержки, и Японию, где госфинансирование увеличилось.
Кроме того, Япония остаётся крупнейшим производителем экологичных автомобилей, хотя США по этому показателю уже практически приблизились к лидеру. Две эти страны, а также Китай, заметно опережают других участников рейтинга по размеру созданной добавленной стоимости в секторе производства электромобилей и гибридов, а также аккумуляторных батарей.
Показатели по реализации автомобилей с электродвигателем увеличиваются на всех рынках, за исключением Кореи, где зафиксирован спад на 22% по сравнению с прошлым годом. В Китае продажи выросли более, чем в два раза, в Германии рост составил 27%, во Франции – 13%, в США и Японии - менее 1%. По количеству проданных электромобилей и гибридов лидирующие позиции удерживает Северная Америка: почти 120 000 моделей за прошедшие 12 месяцев.
Начиная с 2020 года и далее, 95% новых машин в Европе (с 2021 года – 100%) должны будут соответствовать более строгим ограничениям по выбросу углекислого газа. Новые стандарты ЕС предусматривают снижение уровня выхлопа CO2 автомобилями с установленных на сегодня 130 г до 95 г на километр.
В связи грядущим ужесточением директив Евросоюза многие автопроизводители уже сообщили о планах по выпуску в ближайшие годы как минимум, одной гибридной или электрической модификации во всех модельных линейках.
Чтобы снизить производственные риски и минимизировать затраты на опытно-конструкторские работы, крупные автоконцерны, как правило, либо применяют уже существующие решения для серийных моделей, либо используют проектирование на базе единой платформы, с возможностью интеграции электродвигателя (так называемый «модульный подход»). На начальных этапах разработки в конфигурации модульной платформы оставляется достаточно пространства, чтобы в дальнейшем можно было создавать различные версии электрических и гибридных авто. Кроме того, такая унификация позволяет использовать одни и те же сборочные линии для моделей как с электромоторами, так и с двигателями внутреннего сгорания.
Преимущества строительства автомобилей по модульному принципу очевидны: повышается оптимизация производства и снижаются затраты на опытно-конструкторские работы. Но в то же время такой подход не позволяет создавать принципиально новые, разработанные специально для электромобилей оптимальные по компоновке и массе конструкции кузова. В результате построенные на базе модульных платформ электромобили и гибриды на 20-30% тяжелее аналогичных моделей только с двигателем внутреннего сгорания - из-за добавленного веса аккумуляторных батарей и необходимости обеспечить дополнительную защиту батарейного отсека. Накладываемые ограничения (в частности, по возможностям применения альтернативных материалов, таких как алюминий или углепластик) не позволяют компенсировать добавленный вес.
BMW серии i - заметное исключение в этом плане. Благодаря использованию армированного углепластика и алюминия в конструкции кузова автомобиля удается получить значительный выигрыш в весе, который с запасом компенсирует массу батарей. В мелкосерийных электромобилях таких амбициозных компаний как Bolloré и Tesla также применяются специальные конструктивные решения и используются альтернативные материалы.
Видео: BMW i3 на дороге
В заключении исследования эксперты Roland Berger прогнозируют, что модульный подход, а вместе с ним и зависимость конструкций (и в плане компоновки, и в плане применения альтернативных материалов) электромобилей и гибридов от автомобилей только с ДВС получит ещё большее распространение в ближайшие годы. В тоже время, в связи с грядущими изменениями экологических стандартов и отсутствием явных прорывов в технологии производства аккумуляторных батарей, задача по уменьшению веса машин становится всё более актуальной. Решаться она будет, скорее, за счёт включения лёгких компонентов в модульные конструкции и постепенной интеграции альтернативных материалов, чем благодаря разработкам принципиально новых моделей, учитывающим всю специфику электротранспорта.
Прогнозируемый выпуск электромобилей и гибридов до 2017 года
В график не включена Италия, где значительных показателей производства электромобилей
и гибридов в указанный период не прогнозируется.
Источник: fka; Roland Berger
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам rolandberger.com.