Встречи и визиты 13 Февраля 2015 года
Данная новость была прочитана 3762 раза

Инжиниринговый центр "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab®) СПбПУ посетил О.С. Гордиенко - заместитель начальника научного управления НИИ центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина

5 февраля 2015 года состоялся визит заместителя начальника научного управления ФГБУ "НИИ центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина" О.С. Гордиенко в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. В рамках мероприятий на базе университета  О.С. Гордиенко посетил передовой российский Инжиниринговый Центр "Центр компьютерного инжиниринга" СПбПУ.

В Центре компьютерного инжиниринга СПбПУ представителя ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина" встретили проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра А.И. Боровков и помощник ректора СПбПУ О.С. Ипатов.

2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина_01 2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина_02
На фото: заместитель начальника научного управления ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина» О.С. Гордиенко (слева) и проректор по перспективным проектам, руководитель Инжинирингового центра СПбПУ А.И. Боровков

 

В своем вступительном слове проф. А.И. Боровков отметил, что результаты деятельности Инжинирингового центра СПбПУ по заказам высокотехнологичных отраслей промышленности привлекли к себе внимание на самом высоком уровне.

Так, 8 декабря 2014 года, в Инжиниринговый центр СПбПУ состоялся визит членов Совета при Президенте Россйской Федерации по науке и образованию, а 23 января 2015 г. в рамках визита в СПбПУ Инжиниринговый центр посетили Министр образования и науки Российской Федерации  Д.В. Ливанов и Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров.

По завершению визита в Инжиниринговый центр СПбПУ министры дали очень высокую оценку деятельности Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ, назвав Центр "полигоном для подготовки новой инженерной элиты".
 

О.С. Гордиенко, в свою очередь, обозначил направления деятельности научного управления ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" в рамках создания и развития тренажерной, учебно-лабораторной, испытательной и исследовательской базы Центра, осветил наиболее актуальные на сегодняшний день вызовы, стоящие перед НИИ ЦПК, а также выразил заинтересованность в развитии сотрудничества с ИЦ "ЦКИ" СПбПУ.

О.С. Гордиенко подчеркнул, что в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности для НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина является моделирование различных процессов: условий воздействия неблагоприятных факторов космического полета, имитация условий невесомости и перегрузок на Земле, а также математическое и компьютерное моделирование в области робототехнических комплексов.

Далее, руководитель Инжинирингового центра СПбПУ А.И. Боровков рассказал о некоторых работах, которые сотрудники Центра выполняли на протяжении 5+ лет на основе Лицензии на космическую деятельность, выданной Федеральным космическим агентством (Роскосмос), по заказам ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", ОАО "Ракетно-космическая корпорации "Энергия" им. С.П. Королева", а также Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.
 

2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Авиационная и ракетно-космическая промышленность
2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Ракетно-космическая промышленность_01 2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Ракетно-космическая промышленность_02_Гиперзвуковое обтекание
2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Ракетно-космическая промышленность_03_До- и сверх- звуковое обтекание 2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Ракетно-космическая промышленность_04_До- и сверх- звуковое обтекание
Некоторые результаты НИОКР, выполненных сотрудниками Инжинирингового центра СПбПУ, по заказам высокотехнологичных предприятий ракетно-космической отрасли России 

Руководитель Инжинирингового центра А.И. Боровков подчеркнул, что в ИЦ "ЦКИ" за долгие годы успешной работы в самой высококонкурентной и динамично развивающейся отрасли среди всех отраслей мировой экономики – автомобильной промышленности был накоплен уникальный интеллектуальный потенциал и компетенции мирового уровня, что позволяет решать задачи на высочайшем уровне виртуального моделирования, адекватном сложности физико-механических процессов и ситуаций.

2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_автомобильная промышленность
Ведущий инженер Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ А. Тарасов представляет результаты НИОКР, выполненных сотрудниками ИЦ "ЦКИ" СПбПУ в области автомобилестроения

"Отличие наших подходов в математическом моделировании состоит в том, что создаются полномасштабные модели, учитывающие все необходимые особенности изучаемого объекта (конструкции, машины и т.д.) и которые в рамках метода конечных элементов описываются миллионами и десятками миллионов дифференциальных уравнений. Такой подход позволяет добиваться высокой степени адекватности разработанных математических и физико-механических моделей реальным объектам, что проверяется многочисленными полномасштабными натурными экспериментами. Например, представленные визуализации краш-тестов автомобилей - это типичный пример "активного предсказательного моделирования", когда, фактически, мы создаем зоны программируемых деформаций и прогрессивных разрушений в динамических ситуациях, которые впоследствии спасают жизнь водителю и пассажирам автомобиля в тяжелых дорожно-транспортных происшествиях" – отметил А.И. Боровков.

Ведущий инженер Центра компьютерного инжиниринга Петр Скопин рассказал гостю об уникальной разработке Инжинирингового центра - CML SAFETY SUIT. Это первый российский виртуальный полигон для оценки пассивной безопасности автомобиля, который учитывает правила ЕЭК ООН, FMVSS и рейтинговых испытаний EuroNCAP, IIHS.

Подробнее - см. раздел "НИОКР CompMechLab®":

2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Автомобильная промышленность_Анимация бокового краш-теста_01 2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Автомобильная промышленность_Анимация бокового краш-теста_02
 
Анимация бокового краш-теста, скорость тележки барьера 50 км/ч
2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Автомобильная промышленность_Анимация фронтального краш-теста_01

Анимация фронтального краш-теста,
скорость автомобиля 56 км/ч, перекрытие 40%


а также см. новостьНовости компьютерного инжиниринга. «Политех-инжиниринг» - победитель конкурсного отбора Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга - проект "Защита пешеходов при ДТП. Разработка полномасштабной конечно-элементной модели ударника для испытаний на степень защиты пешеходов (взрослого человека и ребенка) при сертификации транспортных средств категории М1".

Разработанный комплекс CML SAFETY SUIT включает в себя барьеры, ударники, манекены, виртуальные испытательные стенды удерживавших систем, и уже широко используется в проведении конечно-элеметного моделирования краш-тестов.

2015_Инжиниринговый центр СПбПУ_CompMechLab_Автомобильная промышленность_02
Ведущий инженер Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ П. Скопин рассказывает о передовых разработках Центра в области виртуального испытательного оборудования

Также Петр Скопин сообщил о проекте, который близится к завершению - виртуальном антропоморфном манекене, созданном на основании данных медицинских анатомических исследований с использованием компьютерной томографии. Уникальность разработанных сотрудниками Инжинирингового центра СПбПУ математических моделей состоит в том, что модель манекена включает в себя все внутренние органы человека: сердце, легкие, печень и так далее. Этот виртуальный манекен может использоваться не только в любых краш-тестах, но и практически в любых испытаниях, в которых участие человека по многим причинам затруднительно.

Разработки Инжинирингового центра СПбПУ вызвали большой интерес у Олега Гордиенко. Он отметил, что проекты Инжинирингового центра имеют большие перспективы для применения в ракетно-космической отрасли.

"В свете того, что околоземная орбита уже не столь интересна, а перспективны полеты в дальний космос, в частности, на Луну, Марс, возникают задачи так называемой напланетной деятельности. Использование ваших моделей однозначно сюда вписывается" - подчеркнул О.С. Гордиенко. "В частности, можно моделировать различные ситуации, возникающие с момента прилунения до момента выхода космонавта на поверхность. Есть ещё интересная задача - по созданию Лунной базы. Существует несколько вариантов, в том числе, так называемые надувные конструкции; нужно оценить, как они будут выдерживать нагрузки, пылевые бури и так далее. Кроме того, у нас сейчас идёт НИОКР по разработке надувных конструкций на околоземной орбите. Тоже достаточно перспективная ветвь ракетно-космической отрасли, связанная с тем, что существенно минимизируются затраты на запуск, развертывание и сборку" - добавил он.

Олег Гордиенко поблагодарил сотрудников Инжинирингового центра СПбПУ за презентации и профессиональное обсуждение многих актуальных и перспективных вопросов ракетно-космической отрасли.

- "Должен сказать, что я потрясен тем, что я увидел в Инжиниринговом центре, и испытал чувство гордости за Россию" - поделился своими впечатлениями представитель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

В завершение встречи О.С. Гордиенко пригласил руководство Инжинирингового центра СПбПУ в ближайшее время посетить ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" и обсудить конкретные  направления сотрудничества и совместные действия по решению актуальных научно-технических задач, которые стоят перед специалистами Центра подготовки комонавтов им. Ю.А. Гагарина. 

***

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина" создано для проведения работ по обеспечению пилотируемых космических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области изучения космического пространства и создания космической техники, подготовки космонавтов, обеспечения безопасного пребывания космонавтов на орбите, реабилитации космонавтов после выполнения космических полетов.

Основными направлениями деятельности центра являются:

•    Организация отбора и подготовки космонавтов (астронавтов), их медицинское освидетельствование, медицинское обеспечение и реабилитация после выполнения космических полетов;

•    Создание, размещение и модернизация наземных технических средств, применяемых для подготовки космонавтов (астронавтов);

•    Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике пилотируемой космонавтики;

•    Обеспечение выполнения специальной летной подготовки космонавтов с использованием авиационной техники Центра;

•    Оказание услуг по направлениям, соответствующим профилю деятельности Центра, при реализации коммерческих проектов.

С 2001 года организуются полёты космических туристов.