Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 9 Октября 2013 года
Данная новость была прочитана 5159 раз

Рейтинг финансового состояния отраслей промышленности в первом полугодии 2013 года: машиностроение сохраняет низкую позицию

Промышленное производство в 2013 году продолжает замедляться. По итогам января-июня рост составил в годовом сравнении всего 0.1%. При этом в отдельные месяцы наблюдалась отрицательная динамика.

Ухудшение динамики промпроизводства происходило на фоне снижения инвестиций в основной капитал и замедления роста внутреннего потребительского спроса. Кроме того, негативное влияние на промышленную статистику оказал календарный фактор – в текущем году на один календарный день меньше, чем в прошлом году. При этом внешняя конъюнктура на сырьевых рынках была неудовлетворительной – цены на металлы и энергоносители снизились по сравнению с прошлым годом.

Все это вкупе негативно отразилось на финансовых показателях промышленного сектора, однако в разных его отраслях ухудшение было неодинаковым, что сказалось на результатах очередного рейтинга, составленного экспертами агентства «РИА Рейтинг» (группа РИА Новости). Хотя радикальных изменений в рейтинге не произошло, некоторые отрасли опустились по сравнению с прошлым годом, некоторые, напротив, поднялись. Лидер рейтинга остался тот же, что и по итогам первого полугодия 2012 года, но и он несет заметные финансовые потери.

Первое место, как и в прошлом году, заняла отрасль «Добыча полезных ископаемых кроме топливно-энергетических». В данную отрасль входит добыча металлических руд, строительных материалов и алмазов. В целом по итогам полугодия рост производства в отрасли составил 2.1%, что можно считать неплохим результатом на общем фоне. При этом рост производства в основном обеспечен золотодобычей, которая выросла по сравнению с прошлым годом почти на 10%.

Отрасль сохранила лидирующее положение в рейтинге во многом за счет очень высокой рентабельности продаж, которая составила 35.7%, и коэффициента текущей ликвидности (218.6%). Тем не менее, следует отметить, что в первой половине 2013 года произошло серьезное ухудшение конъюнктуры на мировом рынке золота и других металлов. Средняя за полугодие цена золота в Лондоне сократилась по сравнению с прошлым годом почти на 8%. В результате высокая рентабельность продаж – основное преимущество отрасли – сократилась по сравнению с первым полугодием прошлого года сразу на 18.2 п.п. Но даже при таком снижении рентабельность продаж в добыче нетопливно-энергетических полезных ископаемых оставалась на 10 п.п. выше, чем у ближайшего «преследователя» – добычи топливно-энергетических полезных ископаемых. Правда, еще в прошлом году разрыв составлял более 26 п.п. Пока текущий уровень цен золота позволяет сохранять лидерство.

Впрочем, ухудшение коснулось не только рентабельности - сократилась производительность труда, заметно возросла долговая нагрузка. В золотодобыче сейчас осуществляется несколько дорогостоящих инвестиционных проектов, которые становятся особенно обременительными в условиях падающих цен. Если на рынке во втором полугодии произойдет очередной обвал цен, подобный тому, который наблюдался во втором квартале, то, вполне вероятно, что отрасль может лишиться лидирующей позиции.

Вместе с тем отрасль «Добыча топливно-энергетических полезных» ископаемых улучшила свою рейтинговую позицию. В первом полугодии прошлого года она была третьей, тогда как в текущем году поднялась на второе место. Однако этот рост не был обусловлен улучшением финансовых показателей. Напротив, все финансовые показатели ухудшились, что вполне логично, учитывая негативно складывающуюся ситуацию на внешних рынках. Повышение позиции было связано с тем, что еще сильнее ухудшилась финансовая ситуация в производстве кокса и нефтепродуктов, которая в прошлом году занимала вторую строчку в рейтинге.

Отрасль «Производство кокса и нефтепродуктов» ухудшает свои позиции второй год подряд. Еще в первом полугодии 2011 года эта отрасль была первой в рейтинге, а по итогам января-июня текущего года опустилась на четвертое место.

Отчасти это связано с падением спроса на кокс со стороны металлургических заводов, которые сейчас массово сокращают производство. Но, как считают эксперты «РИА Рейтинг», в наибольшей степени ухудшение финансовой ситуации в отрасли обусловлено проводимой модернизацией в нефтепереработке. Как известно, в 2011 году Федеральная антимонопольная служба, Ростехнадзор, Росстандарт и 12 нефтяных компаний заключили соглашения, в рамках которых нефтяники обязались модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов. С тех пор нефтяные компании вкладывают существенные финансовые средства в переработку, и, хотя отстают от графика, но регулярно вводят в эксплуатацию новые перерабатывающие установки.

Примечательно, что снижение рейтинговой позиции отрасли наблюдается на фоне неплохого роста производства и производительности труда. Основная причина ухудшения – рост долговой нагрузки, что вполне естественно в условиях модернизации. Отношение заемных средств к обороту в отрасли выросло по сравнению с первым полугодием 2012 года на 23 п.п. В первом полугодии 2013 года также ухудшились коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости производства кокса и нефтепродуктов. Коэффициент автономии снизился по сравнению с началом года 10.6 п.п, а коэффициент текущей ликвидности – 52.2 п.п.

Учитывая, что модернизация предусматривается до 2015 года, можно предположить, что существенное улучшение финансовых показателей в отрасли до этого срока вряд ли произойдет.

Помимо нефтепереработки заметно снизилась в рейтинге электроэнергетика – с пятого на восьмое место. Эта отрасль также в последние годы проводит масштабное строительство новых генерирующих мощностей. Кроме того на ее финансовые показатели оказывают негативное влияние ограничения в росте тарифов.

«Подвал» рейтинга остается практически прежним. Он представлен деревообработкой, машиностроительными отраслями и легкой промышленностью. Эти отрасли лишь меняются местами, но выше определенного уровня подняться пока не способны – либо в силу малой конкурентоспособности выпускаемой продукции, либо по причине большой долговой нагрузки.

Самая низкая позиция традиционно у отрасли «Обработка древесины и производство изделий из дерева». Это единственная отрасль из представленных в рейтинге, у которой рентабельность активов имеет отрицательное значение. Кроме того, у отрасли самый низкий коэффициент автономии, характеризующий степень финансовой независимости, и самый низкий показатель рентабельности продаж. Кожевенная промышленность снизилась по сравнению с первым полугодием 2012 года на четыре позиции и заняла предпоследнюю строчку, в результате чего немного поднялась вверх отрасль «Производство транспортных средств и оборудования». Впрочем, в этом нет заслуги последней. Ситуация в транспортном машиностроении остается очень сложной из-за огромной долговой нагрузки – доля заемных средств в обороте близка к 100% (самое высокое значение среди отраслей, представленных в рейтинге). При этом в 2013 году наблюдается существенное падение продаж легковых автомобилей, снижается выручка, а следовательно, на существенное сокращение долговой нагрузки в ближайшей перспективе надеяться не следует.

В двух других машиностроительных отраслях ситуация не намного лучше. В основном на плохие результаты отраслей обрабатывающего сектора оказывает негативное влияние сокращение инвестиционного спроса в стране. Впрочем, как показывает ситуация на рынке автомобилей, потребительский спрос тоже утрачивает роль локомотива. Во всяком случае, эта роль уже не такая заметная, как это было в прошлом году.

По мнению экспертов «РИА Рейтинг», до конца года ситуация вряд ли заметно изменится к лучшему. Можно ожидать небольшого улучшения финансовой ситуации в добывающем секторе в силу возможных колебаний конъюнктуры, можно также ожидать улучшения динамики в пищевой промышленности по причине неплохого урожая, но в большинстве отраслей обрабатывающего сектора и в энергетике поводов для оптимизма не просматривается.

Рейтинг финансового состояния отраслей промышленности – итоги первого полугодия 2013 года в pdf-формате

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов Портал Машиностроения.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

28.08.2013 Для гражданского авиастроения в России необходимо масштабное производство конструкций из композиционных материалов
26.07.2013 ОАК открыла композитный завод в Республике Татарстан
10.07.2013 В Твери до 2016 года планируется создать индустриальный парк «Композит Сити»
08.07.2013 Боевые машины будущего: взгляд за горизонт
21.06.2013 Отечественные двигатели ПД-14 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в ГК "Ростех") поставят на новые лайнеры МС-21, которые разрабатывают в корпорации "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК)
19.06.2013 В России (г. Ковров) на базе Завода им. Дегтярева создадут лабораторию боевых роботов
10.06.2013 Дмитрий Рогозин: концерн "Калашников" должен быть создан к осени
18.05.2013 Член правления консалтинговой группы «Борлас» Сергей Коваленко: “Для завоевания высокотехнологичных рынков одних только светлых голов недостаточно”
03.05.2013 Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян рассказал, что мешает российскому авиастроению быть конкурентоспособным
29.03.2013 ОАО ФПГ "Росавиаконсорциум" успешно завершил этап концептуального проектирования программы создания широкофюзеляжного среднемагистрального самолета "Фрегат Экоджет"
27.03.2013 «Ростех» может стать совладельцем Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)
22.03.2013 Интервью с новым генеральным директором ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" Владиславом Масаловым: "Последние четыре года мы решали задачу консолидации предприятий отрасли"
21.03.2013 Интервью с гендиректором Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и генеральным конструктором транспортной авиации РФ В.В. Ливановым
20.11.2012. На КнААПО за 17 млрд. руб. будет создано современное авиационное производство будущего
19.02.2012. Минпромторг РФ представил программу развития российской авиационной промышленности до 2025 года объемом 1,7 трлн. рублей бюджетных средств
04.04.2011. Новый президент ОАК Михаил Погосян в своем первом интервью рассказал о приоритетных проектах корпорации до 2025 года

Теги новости:
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) Государственная корпорация "Ростех" Государственная корпорация "Росатом" Госкорпорация нанотехнологий РOСНАНО ОАО "АВТОВАЗ" РосОборонЭкспорт РСК "МиГ" Компания "Сухой", ОАО ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского НПО "Сатурн" ГНПРКЦ ЦСКБ "Прогресс" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" Объединенные машиностроительные заводы ХК "Композит" ОАО "КАМАЗ" Объединенная промышленная корпорация "ОБОРОНПРОМ" ФГУП "Конструкторское Бюро Машиностроения" Институт машиноведения им.А.А.Благонравова РАН Соллерс Корпорация "Иркут" Т-Платформы Ракетно-Космическая Корпорация "Энергия" Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ЦНИИ технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ) Силовые машины ОКБ Гидропресс ОКБМ "Африкантов" Атомэнергопроект ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" ОАО "Климов" ОАО "Камов" ОАО "Вертолёты России"