CAD/CAE/CFD/CAO/HPC новости 2 Марта 2013 года
Данная новость была прочитана 4409 раз

Компания PTC представила финансовые результаты прошедшего года. Темпы роста продаж программного обеспечения в Европе заметно упали

Логотип PTC

Компания PTC (США) традиционно первой из всех крупных поставщиков программного обеспечения классов MCAD (под брендом Creo) и PLM (Windchill) подвела финансовые итоги квартала, завершившегося 29 декабря 2012 г. Общая квартальная выручка PTC составила 321,2 млн. долларов США, что лишь на 0,5% номинально и на 2% гипотетически (если взять прошлогодние курсы валют) превышает показатели аналогичного периода год назад. PTC переживает стагнацию уже второй квартал подряд, поэтому нынешние финансовые результаты не стали сюрпризом для аналитиков и инвесторов.

В ноябре компания представила отчет об общей квартальной выручке от продажи лицензий на свои продукты и сопутствующих услуг, которая составила 325 миллионов долларов США, что на 4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Если бы курс доллара не вырос по отношению к другим мировым валютам, то компания зафиксировала бы доход на прошлогоднем уровне. Причина стагнации — падение спроса на MCAD-решения PTC и слабый рост в секторе PLM. Продажи системы Creo Parametric стартовали в июне 2011 г.

Сильнее всего просели продажи настольных решений, к которым компания относит Creo Parametric (бывший Pro/Engineer), Creo Elements/Direct (бывший CoCreate), Mathcad, и часть доходов от Arbortext. Продажи здесь упали на 15% в долларовом выражении (если бы курсы мировых валют за последний год не менялись, то падение составило бы 3%).

Продажи решений уровня предприятия (Windchill, Creo View, PTC Integrity, часть доходов Arbortext) в долларах США снизились на 3,5% по отношению к прошлому году, но в местных валютах выросли на 2%.

Географический подсчет квартальной выручки (в местных валютах) показал рост продаж в Америке (+7%) и Тихоокеанском регионе (+6%), а также падение в Европе (-5%) и Японии (-12%). Интересно сравнить это с недавно опубликованными квартальными данными Dassault Systemes: рост в Азии на 16%, в Америке на 12%, в Европе на 2% (везде рост указан в местных валютах).

В целом итоги завершившегося фискального года для PTC выглядят следующим образом: выручка $1,256 млрд., что на 8% выше показателей прошлого года, но на 6% ниже озвученных самой компанией год назад ожиданий ($1,33-1,34 млрд.)

В наступившем финансовом году компания планирует увеличить продажи на 8-10%.

В конце января на публику было вынесено разделение общей выручки на три источника:

  • CAD, куда относится выручка от продажи и обновления лицензий, оказании услуг по техподдержке программных продуктов Creo и Mathcad;
  • Extended PLM: то же для Windchill и Integrity;
  • SLM: то же для Arbortext и Servigistics.

Последнее из перечисленных направлений бизнеса (SLM — управление жизненным циклом услуг) в компании сформировалось после поглощений компаний Arbortext (в 2005 г.) и Servigistics (в 2012 г.) За каждую из этих сделок PTC пришлось заплатить примерно по $200 млн. (точнее, $190 млн. за Arbortext и $220 млн. за Servigistics).

Компания оценила перспективы роста собственных продаж на соответствующих рынках, сопоставив их с ожидаемым ростом общих продаж в каждом сегменте:

Планы роста продаж PTC на различных рынках в сравнении с оценками общего роста этих рынков
Планы роста продаж PTC на различных рынках в сравнении с оценками общего роста этих рынков

Видно, что рынок «расширенного управления жизненным циклом продукта (Extended PLM)» включает в себя не только собственно PLM, но и SCM (управление цепочками поставок) и ALM (управление жизненным циклом приложений). Собственно на этом рынке, а также на рынке SLM компания рассчитывает на наибольший рост (15-20% к 2015 г.). А вот на рынке CAD руководство PTC скромно прогнозирует 5% рост за три года.

Что получилось в финансовом смысле, можно увидеть на графике поквартальной выручки PTC:

Динамика квартальной выручки PTC
Динамика квартальной выручки PTC

Двукратный рост в секторе SLM включает в себя как органический рост продаж Arbortext (16%), так и завершение сделки по поглощению Servigistics, что позволило впервые учесть продажи соответствующих продуктов в доходах PTC. В результате сегмент SLM впервые составил заметную долю (15%) в квартальных доходах компании.

Но исконный бизнес PTC находится в глубоком упадке — доходы от продаж CAD (составившие 41% квартальной выручки) и «расширенного PLM» (44%) упали соответственно на 9% и 8% в годовом выражении. Падение в секторе CAD руководство PTC списывает на слабые продажи в Европе (где компания не смогла выполнить собственный план продаж). Печальнее всего, что снижение продаж CAD-решений PTC наблюдается четвертый квартал подряд, а продажи новых CAD-лицензий впервые за последние три года снизились ниже уровня $30 млн. за квартал.

Географию продаж PTC можно увидеть на следующей диаграмме:

Географическое распределение квартальных доходов PTC
Географическое распределение квартальных доходов PTC

Интереснее, впрочем, не само географическое распределение, а темпы роста продаж в каждом из регионов — конечно, в гипотетическом предположении о неизменности валютных курсов в течение года. Здесь мы видим уверенный рост на родном для компании американском рынке (13%), серьезное падение в Европе (-7% в местных валютах) и стагнацию в Азии (падение на 2% в Японии, рост на 3% в других странах).

Несмотря на неудачный квартал (который стал первым для очередного фискального года), компания по-прежнему планирует нарастить продажи к концу фискального года на 7-9% до уровня $1340-1370 млн., сохраняя операционную прибыль на уровне 20%.

На следующий день после обнародования финансовых результатов компании, ее акции упали в цене лишь на 1,5%, а еще через день вернулись к прежнему уровню. Вероятная причина такого поведения — две успешные сделки в секторе авиастроения, о которых корпорация объявила в январе.

Первая сделка сенсацией не стала — еще в 2008 г. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS выбрал Windchill в качестве корпоративной PLM-системы. А в наступившем году PTC сообщила, что на основе ее технологий в EADS разработали и внедрили в своем вертолетном подразделении Eurocopter систему управления конфигурациями запасных частей (SCDM — Spares Configuration Data Managament).

Eurocopter EC225 Super Puma
Eurocopter EC225 Super Puma

А вот другой январский пресс-релиз прозвучал громче некуда: бразильская корпорация Embraer (четвертый по величине производитель самолетов в мире) выбрала PLM-решения PTC с целью «ускорить вывод на рынок инновационного самолета». В пресс-релизе используется следующая формулировка: «С переходом к PTC от прежнего поставщика PLM Embraer заранее готовится к ожидаемому росту спроса на новый самолет в ближайшие годы».

Главная сенсация здесь состоит в том, что «прежний поставщик PLM» для Embraer — это основной конкурент PTC на глобальном рынке инженерного ПО французская компания Dassault Systemes. Еще в 1999 г. компания объявила о том, что на предприятиях Embraer используется 120 рабочих мест ENOVIA и 200 CATIA.

А в апреле 2011 г. Embraer сообщила о внедрении комплекса решений Dassault Systemes, включая CATIA, ENOVIA, DELMIA и 3DVIA для проектирования и производства своих бизнес-джетов Phenom и Legacy 500.

Embraer Phenom 300
Embraer Phenom 300

В том пресс-релизе были процитированы слова Александра Боле (Alexandre Baulé), вице-президента по информационным системам Embraer о том, что конечной целью внедрения решений Dassault является создание единой модели производства для увеличения эффективности, снижения стоимости и предложения среды для совместной работы конструкторов, инженеров и рабочих в рамках одной команды.

При этом CATIA и DELMIA должны были использоваться для виртуального проектирования и планирования производства, включая расчет оптимальной загрузки, стоимости и времени производства. Платформа ENOVIA должна была помочь в планировании процессов и моделировании производства, а с помощью 3DVIA специалисты Embraer собирались публиковать финальные планы и представлять их он-лайн для использования рабочими в цехах.

Dassault Aviation владеет минорным пакетом акций Embraer, поэтому использование PLM-решений Dassault Systemes на этом предприятии выглядело вполне естественно. Что же побудило руководство бразильской компании искать другого поставщика PLM?

Дела у Embraer последние годы идут не блестяще — в 2012 г. компании удалось поставить на рынок 106 коммерческих самолетов и 99 бизнес-джетов — примерно столько же, сколько в прошлом году (204), и на 17% меньше, чем в рекордных 2009 и 2010 гг. (когда удалось поставить 244 и 246 самолетов соответственно).

Впрочем, похожий кризис переживает и главный конкурент Embraer — канадская Bombardier Aerospace. Но у Embraer есть ход в запасе — в продуктовой линейке компании пока нет бизнес-джета с большим фюзеляжем, рассчитанного на полеты на большие расстояния — такого, как Bombardier Challenger 850 и Dassault Falcon 7X. В октябре 2010 г. Embraer объявила, что планирует разработать такой самолет, не назвав, однако, конкретную дату его выпуска.

Dassault Falcon 7X
Dassault Falcon 7X

Официальный пресс-релиз не дает ответа на вопрос, почему для разработки нового самолета потребовался новый поставщик PLM. Тот же самый Александр Боле, который в пресс-релизе двухгодичной давности обосновывал правильность выбора решений Dassault Systemes (за прошедшие два года был назначен в Embraer на должность директора по информационных технологиям — CIO), в этот раз заявил, что «PTC показала нам сильные технические и коммерческие решения, которые соответствуют нашей информационной архитектуре — с широкой функциональностью и гибкой параметризацией, открытые и удобные для интеграции в гетерогенное окружение, с гибкой моделью лицензирования и поддержки, имеющие сбалансированную защиту интеллектуальной собственности, минимизирующие общую стоимость владения». Прекрасно — но в этих словах нет никаких деталей о сделке!

К счастью, бразильскому изданию Baguete удалось разузнать некоторые подробности контракта Embraer и PTC. Журналисты выяснили, что инвестиции Embraer во внедрение PLM-решений PTC составят $4 миллиона за 15 месяцев; для этих целей в 2013 году Embraer наймет 15 профессионалов.

Одновременно с внедрением PTC, Embraer продолжит использовать PLM-решения Dassault Systemes для проектирования и производства самолетов Phenom и Legacy 500. Таким образом, слова пресс-релиза PTC о том, что произошел переход от прежнего поставщика к новому, оказываются блефом. Кстати, 27 ноября 2012 г. — пусть и с некоторой задержкой, вызванной длительной разработкой ПО для управления самолетом — успешно состоялся первый полет Legacy 500, что подтвердило правильность выбора поставщика средств проектирования и производства этого бизнес-джета.

Embraer Legacy 500
Embraer Legacy 500

Перед тем, как выбрать PTC, специалисты Embraer сравнивали PLM-решения четырех поставщиков — помимо Dassault Systemes и PTC в конкурсе участвовали Oracle и Siemens PLM (примечательно, что пятый поставщик — SAP, чьи ERP-решения уже внедрены в Embraer — отказался участвовать в конкурсе на поставку PLM).

Как поясняет Baguete, Embraer собирается использовать решения PTC для улучшения обслуживания своих самолетов — области бизнеса, которая приносит компании 10% всей выручки. И тогда все сходится — ведь именно в эту область бизнеса (SLM — Service Lifecycle Management) компания PTC делала серьезные инвестиции последние годы, поглотив Arbortext и Servigistics. И, похоже, эти инвестиции начали окупаться!

Вот почему акции PTC не упали в цене — внедрения решений PTC на Eurocopter и Embraer вселили некоторую порцию оптимизма в инвесторов, которая в результате уравновесила негативный эффект от неважных финансовых результатов последнего квартала. Итак, менеджмент PTC, похоже, получил еще один шанс: пусть затея с Creo (пока?) не сработала, зато в области SLM появляются важные клиенты.

Независимо от причин, побудивших Embraer внедрять решения PTC, эта сделка стала самой серьезной имиджевой потерей для Dassault Systemes — с тех пор, как немецкий автомобилестроитель Daimler объявил о переходе с CATIA на NX от Siemens PLM Software. Французская компания в последнее время много инвестирует в маркетинг, пытаясь выйти на новые для себя рынки, но потеря ключевых клиентов в исконном для Dassault бизнесе — авиастроении — не может не настораживать.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта isicad.ru.

Теги новости:
Pro-ENGINEER PTC