Hi-Tech новости 13 Августа 2010 года
Данная новость была прочитана 9812 раз

Первое композитное крыло для перспективного отечественного самолета МС-21 изготовят в Ульяновске в 2013 году

ЗАО "Аэрокомпозит", дочерняя компания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), планирует в 2013 году изготовить в Ульяновске первое крыло из композитных материалов для перспективного отечественного самолета МС-21, сообщила в понедельник пресс-служба регионального правительства со ссылкой на президента "Аэрокомпозита" Анатолия Гайданского.

"По графику в 2013 году мы должны выдать готовое изделие на первый самолет", - сообщил Гайданский на презентации завода по производству композитных конструкций, прошедшей на ульяновском самолетостроительном заводе "Авиастар-СП" в рамках визита делегации госкорпорации "Роснано".

Ранее было принято решение о создании в Ульяновске завода по производству композитных конструкций. В связи с этим в феврале 2010 года подписано тройственное соглашение между правительством Ульяновской области, ОАК и ЗАО "Аэрокомпозит".

Завод разместится в одном из корпусов ЗАО "Авиастар-СП" и будет состоять из двух предприятий: завода по производству композитных конструкций и завода агрегатной сборки.

Объем инвестиций в течение четырех лет составит более 250 миллионов долларов. Ввод в эксплуатацию намечен на 2013-2014 годы, а в 2015-2016 планируется организовать серийное производство. При выходе на полную производственную мощность будет создано не менее 600 рабочих мест.

Мощности нового завода рассчитаны на выпуск 30, 70 или 100 комплектов композитных крыльев в год в зависимости от производственной программы.

"По графику мы должны в конце этого года начать контрактацию с нашими иностранными коллегами по строительству завода. Сейчас мы ведем второй этап технического проекта, прорисовку завода более детально, чтобы подойти к контрактным обязательствам. График строительства завода выверен с нашим заказчиком по самолету МС-21 - корпорацией "Иркут", - сообщил Гайданский.

"Что предполагается сейчас к производству на площадке "Авиастар-СП"? Это будет сама консоль крыла со всей механизацией для МС-21, центроплан и хвостовое оперение", - пояснил президент компании.

По словам Гайданского, в данное время идет подготовка 10-метрового прототипа крыла. К концу года прототип будет закончен и поставлен в ЦАГИ на испытание.

ЗАО "Аэрокомпозит" - дочерняя компания ОАК (48% акций), компании "Сухой" и группы компаний "Прогресстех", одной из ведущих инжиниринговых компаний в России по проектированию авиационной техники. "Аэрокомпозит" создан как центр компетенции в области композитных материалов и композитных авиационных конструкций для перспективных изделий в области гражданской авиации.

"Аэрокомпозит" реализуем несколько проектов, таких как МС-21. Также компания работает по проекту Sukhoi Superjet 100. "Мы полностью отвечаем за индустриальную модель по крылу для самолета МС-21. Это так называемое "черное крыло, - отметил Гайданский. - Создана широкая сеть кооперации с мировыми ведущими производителями агрегатных композитных конструкций, такими как Spirit, Diamond и другими".

"Аэрокомпозит" включает в себя конструкторский центр, технологический центр, а также производственный центр, который будет размещаться в основном в Ульяновске.

Глава "Роснано" Анатолий Чубайс отметил, что поставщиками для "Аэрокомпозита" могут стать не только иностранные компании, но и отечественные.

"Мы понимаем, что вы будете выбирать лучшее, но, выбирая, обратите внимание на российский потенциал, он уже не нулевой, он нулевой был два года назад. На сегодня становится на ноги авторитетнейшая компания в области нанокомпозитов для авиастроения, которая может стать поставщиком. Я надеюсь, что мы сумеем довести нашу дочернюю компанию "Композит" до той стадии, когда она будет ключевым поставщиком для "Аэрокомпозита", а значит и для "Авиастара", а следующим этапом будем думать, чтобы и нашу компанию размещать тоже на территории промышленной зоны в Ульяновске", - сказал Чубайс.

На совещании по нанотехнологиям Чубайс добавил, что уверен - без освоения композиционных материалов у отечественного авиастроения нет будущего. Глава "Роснано" привел пример: "Боинг-787" на 53% состоит из композиционных материалов.

"Это, по сути, означает, что все мировое авиастроение уходит на композитные материалы. И в этом смысле если ты не владеешь этой технологией, если ее не существует в стране, то ты можешь еще лет 10-15 удерживать отрасль, но ясно, что стратегии здесь нет. Вопрос стоит в жестком черно-белом ключе: либо страна сумеет освоить все технологическое пространство, которое называется полимерно-композитные или нанокомпозитные материалы и технологии либо страна потеряет отрасль авиастроение", - отметил Чубайс.

По данным сайта "Пласт Эксперт", композиционный материал - конструкционный (металлический или неметаллический) материал, в котором имеются усиливающие его элементы в виде нитей, волокон или хлопьев более прочного материала.

Примеры композиционных материалов: пластик, армированный борными, углеродными, стеклянными волокнами, жгутами или тканями на их основе; алюминий, армированный нитями стали, бериллия. Комбинируя объемное содержание компонентов, можно получать композиционные материалы с требуемыми значениями прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими, радиопоглощающими и другими специальными свойствами.

Области применения композиционных материалов не ограничены. Композиты применяются в различных сферах народного хозяйства. В частности, в авиации - для высоконагруженных деталей самолетов (обшивки, панелей) и двигателей, в космической технике для узлов силовых конструкций аппаратов, подвергающихся нагреву.

МС-21

Проект МС-21 призван бросить вызов Airbus и Boeing с их А320 и Boeing 737. Впервые в отечественной практике самолет будет делаться полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. По данным маркетинговых исследований, наибольший объем перевозок в России приходится как раз на маршруты малой и средней дальности — до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок в стране. За эту «долю», собственно, и собираются побороться российские конструкторы. Поэтому подход к презентации авиалайнера на «Фарнборо» — сродни планам по завоеванию мирового господства: отдельный ангар-павильон, внутри 20-метровые элементы конструкции будущего самолета — пассажирский салон, кабина пилотов, кухня и туалет.

"Для авиакомпаний самолет — это прежде всего средство зарабатывать деньги", — рассуждает глава корпорации «Иркут» Олег Демченко. — Проблемы существующих отечественных самолетов связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты. В этом качестве они не уступают, а зачастую и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались российские самолеты в тот период, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались.

Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по главному для авиакомпаний качеству: экономической эффективности эксплуатации. Мы видим свою задачу в снижении операционных расходов на эксплуатацию.

Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12-15%.

Добиться этого хотят за счет меньшего расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса.

По словам Демченко, МС-21 отличается и более совершенной аэродинамикой, отработанной специалистами инженерного центра корпорации «Иркут» и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 должны применяться крыло большого удлинения и новые, сверхкритические профили крыла. В отличие от конкурентов МС-21 будет еще и легче. Добиться этого удастся за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета (их доля составит 40%).

Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400 (212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами «Иркута» диаметр фюзеляжа. Он на 10-20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако для авиаперевозчиков это создает новые возможности. Например, за счет более широкого прохода, в котором два пассажира смогут разойтись друг с другом. В результате на 30% сокращается время посадки/ высадки пассажиров. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы, а в конечном счете первые «экономят» нервы, вторые — сотни тысяч долларов.

Смогут ли конкуренты модернизировать свои самолеты, чтобы свести на нет преимущества МС-21? Специалисты «Иркута» уверены: лишь частично. Чтобы усовершенствовать аэродинамику, установить «черное» (композитное) крыло и новые системы, расширить фюзеляж, нужно проектировать принципиально новый самолет, а это станет реальным для основных конкурентов лишь после 2020 года. Так что у России есть реальный шанс вырваться в лидеры.

Как говорит Демченко, в проекте учтены даже, казалось бы, неочевидные вещи — при полете на большой высоте в салоне МС-21 будет поддерживаться давление воздуха, соответствующее высоте 1830 метров. Для сравнения, давление в салонах Боинга-737 и Эрбас А320 соответствует высоте 2400 м.

Все это, конечно, оценят пассажиры, страдающие сердечными заболеваниями. Кроме того, пассажиры МС-21 получат возможность выходить в интернет, использовать мобильные телефоны, видеть картинку с ТВ-камер, расположенных в носовой части самолета, играть в компьютерные игры. В общем, фактически мировой стандарт комфорта.

Как говорят конструкторы, МС-21 инновационен по многим параметрам. И, кроме того, создает еще один важный прецедент в отечественном авиастроении — он организован на базе партнерства государства и промышленности. Правительство финансирует проект в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиации».

Более того, этот проект должен стимулировать появление волны инноваций в смежных отраслях. Например, в Ульяновске будет построено специальное производство композитных материалов.

Источники -
Первое композитное крыло для МС-21 изготовят в Ульяновске в 2013 году,
Самолеты во сне и наяву. Россия представила на авиасалоне «Фарнборо» новый авиационный проект