Hi-Tech новости 17 Февраля 2008 года
Данная новость была прочитана 4248 раз

Национальный центр авиастроения будет создан в Жуковском

Совет директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) одобрил проект соглашения с госкорпорацией "Ростехнологии" о создании Национального центра авиастроения в Жуковском.

Стоимость проекта, который предполагает перенос в Жуковский московских отраслевых КБ и опытных заводов, оценивается более чем в 1 млрд долларов. Главными проблемами, как полагают эксперты, будут схема продажи производственных площадей в Москве и перевод кадров в Подмосковье.

Вчера прошел совет директоров ОАК, на котором были одобрены основные положения стратегии развития до 2025 года, а также создание управляющей компании для проектов в области гражданской авиации, которую возглавит гендиректор ОАО "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов.

Также одобрено соглашение с госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Московской области о создании Национального центра авиастроения в Жуковском. "Этот центр будет ярким примером эффективного государственно-частного партнерства,-- заявил вчера первый вице-премьер Сергей Иванов.-- Впервые в нашей стране будет создан современный авиационный кластер, который обеспечит консолидацию знаний в отрасли самолетостроения".

В пресс-службе ОАК пояснили, что проект создания центра "будет в ближайшее время доработан". Официально в ОАК говорят, что речь идет о консолидации в Жуковском"образования, науки, инновационных фирм, выставок и маркетинга -- всего, кроме серийного производства".

Источник в корпорации уточнил "Ъ", что проект предполагает перевод в Жуковский всех отраслевых конструкторских бюро и опытных производств, которые сейчас находятся в Москве. "Макет проекта именно в таком виде будет представлен 20 февраля президенту Владимиру Путину",-- говорит собеседник "Ъ".

В состав центра также войдут транспортно-выставочный комплекс, создаваемый "Ростехнологиями" на территории ЛИИ имени Громова, расположенные в Жуковском Центральный аэрогидродинамический институт и НИИ авиационного оборудования.

По предварительным оценкам ОАК, стоимость проекта по созданию центра превышает 1 млрд долларов. "На это пойдут средства от продажи производственных площадей и земельных участков, которые занимают КБ и производства, кроме того, средства потенциальных застройщиков и, возможно, кредиты госбанков",-- пояснил источник "Ъ" в правлении корпорации.

В Москве расположены ОКБ Сухого (улица Поликарпова), инженерный центр корпорации МиГ (Ленинградское шоссе), АК Ильюшина, ОКБ Яковлева, принадлежащее корпорации "Иркут" (оба на Ленинградском проспекте), а также ОАО "Туполев" (набережная Академика Туполева).

<>  <> 

МиГ-29М2 выполняет энергичное боевое маневрирование

МиГ-31Э – взлет на авиасалоне МАКС'2001

МиГ-29 в воздухе

МиГ-29 выполняет испытательный полет

МиГ-29 набирает высоту

МиГ-29М ОВТ - сверхманевренный многофункциональный истребитель

<><><> 

МиГ-29 в воздухе

МиГ-29 с полной боевой нагрузкой выполняет "Петлю Нестерова"

Пилотажная группа ВВС РФ «Стрижи» в боевом порядке «клин»

Пилотажная группа ВВС РФ «Стрижи» в полете

 

 

 

Сверхзвуковой истребитель Су-27СК 

Сверхзвуковой истребитель Су-27СК


Учебно-боевой истребитель Су-27УБК 

Модернизированный учебно-боевой истребитель Су-27УБК

Двухместный истребитель Су-30МК

Двухместный истребитель Су-30МК

 

 

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-32 

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-32

Одноместный корабельный истребитель Су-33 

Одноместный корабельный истребитель Су-33

 

"Площади КБ составляют в среднем 20-100 тыс. кв. м, а опытное производство при нем это, как правило, несколько цехов общей площадью 100-200 тыс. кв. м",-- сообщил "Ъ" руководитель одного из конструкторских бюро. Директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев оценивает стоимость гектара земли на этих участках в 20-25 млн долларов.
 
Впервые организовать в Жуковском центр авиастроения предложил на международном авиасалоне МАКС-2005 глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Тогда руководители КБ не высказали оптимизма в отношении проекта, считая, что основной проблемой станет перевод на работу в Жуковский сотрудников московских КБ. По данным "Ъ", правление ОАК поручило дополнительно подсчитать, во сколько обойдется инфраструктурная и социальная части проекта.

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что наиболее проблемным является именно перевод кадров. Однако руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что "идея создания наукограда в Жуковском, учитывая количество дееспособных конструкторских кадров, сама по себе безальтернативна". По его мнению, главная проблема в том, чтобы проект "был не только девелоперским" и чтобы средства от продажи площадей КБ пошли именно на создание инфраструктуры в Жуковском.

Планируется, что через семь лет грузовые и пассажирские самолеты российского производства должны стать основным видом транспорта на внутренних маршрутах. А к 2025 году серьезно потеснить конкурентов на международных авиалиниях.
Амбициозную задачу - довести нашу долю на мировом рынке гражданской авиации до 10 процентов - вчера озвучил первый вице-премьер Сергей Иванов.
Он возглавляет совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации и в последние месяцы вплотную занимался разработкой стратегии развития ОАК до 2025 года.
Вчера (12.02.2008) руководители корпорации эти планы одобрили. Теперь дело за правительством, которое до конца нынешнего года должно документ утвердить.
- Нам нужно обеспечить согласованные действия всех "винтиков" и составных частей корпорации по основным направлениям ведения бизнеса, - считает Иванов.

Без интенсивного инновационного развития, прорывных проектов и коренной реорганизации отрасли решить эту задачу невозможно. Поэтому руководители ОАК намерены сконцентрировать все ресурсы гражданской авиации России, объединив госактивы с частными инвестициями,  а также делая ставку на стратегическое партнерство и кооперацию предприятий отрасли.
Испытанный механизм государственно-частного партнерства, по нению Сергея Иванова, позволит увеличить выручку ОАК с нынешних 4 миллиардов долларов в год до 12-14 миллиардов в 2015 году и 20-25 миллиардов к 2025-му.

С помощью частного бизнеса корпорация также планирует построить в подмосковном Жуковском первый в России Национальный центр авиастроения. В этом масштабном проекте участвуют правительство Московской области, Объединенная авиастроительная корпорация и госкорпорация "Ростехнологии".

Для отечественного авиапрома этот центр станет своего рода демонстрационной площадкой и уникальных технологий, и созданных на их основе новых самолетов. По представленным там образцам зарубежные партнеры ОАК смогут ориентироваться, заключая с нашими авиастроителями договора.

Но главное, в корпорации надеются, что центр поможет ученым и промышленникам быстрее перейти на современный уровень организации и управления производством, устранит дублирование, увеличит эффективность, значительно снизит сроки и стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Выражаясь языком экономистов, впервые в нашей стране на взаимовыгодных условиях создается современный авиационный кластер, который сольет воедино уникальный опыт и знания российских авиастроителей.
- Формирование такого кластера будет реально стимулировать ускоренное развитие отраслей промышленности, так как авиация тянет за собой целый пласт производства высокотехнологичной продукции, - не сомневается первый вице-премьер.

Вчера же совет директоров ОАК заслушал отчет о работах по проекту SSJ - еще не запущенного в серию, но уже громко разрекламированного гражданского самолета фирмы "Сухой" - и ввел в руководящий состав корпорации заместителя министра промышленности и энергетики Дениса Мантурова и главкома ВВС России Александра Зелина.

По материалам публикаций:

  • Российская газета 13.02.2008 /Юрий Гаврилов/
  • КоммерсантЪ Daily 13.02.2008 /Александра Ъ-Грицкова, Константин Ъ-Лантратов/