Национальный центр авиастроения будет создан в Жуковском
Совет директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) одобрил проект соглашения с госкорпорацией "Ростехнологии" о создании Национального центра авиастроения в Жуковском.
Стоимость проекта, который предполагает перенос в Жуковский московских отраслевых КБ и опытных заводов, оценивается более чем в 1 млрд долларов. Главными проблемами, как полагают эксперты, будут схема продажи производственных площадей в Москве и перевод кадров в Подмосковье.
Вчера прошел совет директоров ОАК, на котором были одобрены основные положения стратегии развития до 2025 года, а также создание управляющей компании для проектов в области гражданской авиации, которую возглавит гендиректор ОАО "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов.
Также одобрено соглашение с госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Московской области о создании Национального центра авиастроения в Жуковском. "Этот центр будет ярким примером эффективного государственно-частного партнерства,-- заявил вчера первый вице-премьер Сергей Иванов.-- Впервые в нашей стране будет создан современный авиационный кластер, который обеспечит консолидацию знаний в отрасли самолетостроения".
В пресс-службе ОАК пояснили, что проект создания центра "будет в ближайшее время доработан". Официально в ОАК говорят, что речь идет о консолидации в Жуковском"образования, науки, инновационных фирм, выставок и маркетинга -- всего, кроме серийного производства".
Источник в корпорации уточнил "Ъ", что проект предполагает перевод в Жуковский всех отраслевых конструкторских бюро и опытных производств, которые сейчас находятся в Москве. "Макет проекта именно в таком виде будет представлен 20 февраля президенту Владимиру Путину",-- говорит собеседник "Ъ".
В состав центра также войдут транспортно-выставочный комплекс, создаваемый "Ростехнологиями" на территории ЛИИ имени Громова, расположенные в Жуковском Центральный аэрогидродинамический институт и НИИ авиационного оборудования.
По предварительным оценкам ОАК, стоимость проекта по созданию центра превышает 1 млрд долларов. "На это пойдут средства от продажи производственных площадей и земельных участков, которые занимают КБ и производства, кроме того, средства потенциальных застройщиков и, возможно, кредиты госбанков",-- пояснил источник "Ъ" в правлении корпорации.
В Москве расположены ОКБ Сухого (улица Поликарпова), инженерный центр корпорации МиГ (Ленинградское шоссе), АК Ильюшина, ОКБ Яковлева, принадлежащее корпорации "Иркут" (оба на Ленинградском проспекте), а также ОАО "Туполев" (набережная Академика Туполева).
МиГ-29М2 выполняет энергичное боевое маневрирование |
МиГ-31Э – взлет на авиасалоне МАКС'2001 |
|||
МиГ-29 в воздухе |
МиГ-29 выполняет испытательный полет |
|||
МиГ-29 набирает высоту |
МиГ-29М ОВТ - сверхманевренный многофункциональный истребитель |
|||
МиГ-29 в воздухе |
МиГ-29 с полной боевой нагрузкой выполняет "Петлю Нестерова" |
|||
Пилотажная группа ВВС РФ «Стрижи» в боевом порядке «клин» |
Пилотажная группа ВВС РФ «Стрижи» в полете |
|||
|
|
|
||
Сверхзвуковой истребитель Су-27СК
|
Модернизированный учебно-боевой истребитель Су-27УБК |
Двухместный истребитель Су-30МК |
||
|
||||
Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-32 |
Одноместный корабельный истребитель Су-33 |
|
"Площади КБ составляют в среднем 20-100 тыс. кв. м, а опытное производство при нем это, как правило, несколько цехов общей площадью 100-200 тыс. кв. м",-- сообщил "Ъ" руководитель одного из конструкторских бюро. Директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев оценивает стоимость гектара земли на этих участках в 20-25 млн долларов.
Впервые организовать в Жуковском центр авиастроения предложил на международном авиасалоне МАКС-2005 глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Тогда руководители КБ не высказали оптимизма в отношении проекта, считая, что основной проблемой станет перевод на работу в Жуковский сотрудников московских КБ. По данным "Ъ", правление ОАК поручило дополнительно подсчитать, во сколько обойдется инфраструктурная и социальная части проекта.
Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что наиболее проблемным является именно перевод кадров. Однако руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что "идея создания наукограда в Жуковском, учитывая количество дееспособных конструкторских кадров, сама по себе безальтернативна". По его мнению, главная проблема в том, чтобы проект "был не только девелоперским" и чтобы средства от продажи площадей КБ пошли именно на создание инфраструктуры в Жуковском.
Планируется, что через семь лет грузовые и пассажирские самолеты российского производства должны стать основным видом транспорта на внутренних маршрутах. А к 2025 году серьезно потеснить конкурентов на международных авиалиниях.
Амбициозную задачу - довести нашу долю на мировом рынке гражданской авиации до 10 процентов - вчера озвучил первый вице-премьер Сергей Иванов.
Он возглавляет совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации и в последние месяцы вплотную занимался разработкой стратегии развития ОАК до 2025 года.
Вчера (12.02.2008) руководители корпорации эти планы одобрили. Теперь дело за правительством, которое до конца нынешнего года должно документ утвердить.
- Нам нужно обеспечить согласованные действия всех "винтиков" и составных частей корпорации по основным направлениям ведения бизнеса, - считает Иванов.
Без интенсивного инновационного развития, прорывных проектов и коренной реорганизации отрасли решить эту задачу невозможно. Поэтому руководители ОАК намерены сконцентрировать все ресурсы гражданской авиации России, объединив госактивы с частными инвестициями, а также делая ставку на стратегическое партнерство и кооперацию предприятий отрасли.
Испытанный механизм государственно-частного партнерства, по нению Сергея Иванова, позволит увеличить выручку ОАК с нынешних 4 миллиардов долларов в год до 12-14 миллиардов в 2015 году и 20-25 миллиардов к 2025-му.
С помощью частного бизнеса корпорация также планирует построить в подмосковном Жуковском первый в России Национальный центр авиастроения. В этом масштабном проекте участвуют правительство Московской области, Объединенная авиастроительная корпорация и госкорпорация "Ростехнологии".
Для отечественного авиапрома этот центр станет своего рода демонстрационной площадкой и уникальных технологий, и созданных на их основе новых самолетов. По представленным там образцам зарубежные партнеры ОАК смогут ориентироваться, заключая с нашими авиастроителями договора.
Но главное, в корпорации надеются, что центр поможет ученым и промышленникам быстрее перейти на современный уровень организации и управления производством, устранит дублирование, увеличит эффективность, значительно снизит сроки и стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Выражаясь языком экономистов, впервые в нашей стране на взаимовыгодных условиях создается современный авиационный кластер, который сольет воедино уникальный опыт и знания российских авиастроителей.
- Формирование такого кластера будет реально стимулировать ускоренное развитие отраслей промышленности, так как авиация тянет за собой целый пласт производства высокотехнологичной продукции, - не сомневается первый вице-премьер.
Вчера же совет директоров ОАК заслушал отчет о работах по проекту SSJ - еще не запущенного в серию, но уже громко разрекламированного гражданского самолета фирмы "Сухой" - и ввел в руководящий состав корпорации заместителя министра промышленности и энергетики Дениса Мантурова и главкома ВВС России Александра Зелина.
По материалам публикаций:
- Российская газета 13.02.2008 /Юрий Гаврилов/
- КоммерсантЪ Daily 13.02.2008 /Александра Ъ-Грицкова, Константин Ъ-Лантратов/