Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Анонсы 11 Января 2007 года
Данная новость была прочитана 7443 раза

К 100-летию со дня рождения Сергея Павловича Королёва

Cергей Павлович Королёв—выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники.

Cергей Павлович Королёв — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики.

Конструкторские разработки С.П. Королёва в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С. П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П. Я. Королёва. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции - «безмоторного самолета К-5».

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учебы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета,— показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения.

В сентябре 1931 г. С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахнма общественной организации—Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клейменова. С. П. Королёв назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют С. П. Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 г. он был переведен в новое место заключения—ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило поводом для перевода Королёва в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л. М. Гайдуков, а главным инженером—техническим руководителем — С. П. Королёв. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 г. С. П. Королёв был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км.

В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей надежностью. Параллельно С. П. Королёв ведет разрабогку новой баллистической ракеты Фау-2 с дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 имела несущий бак горючего, более удобную для эксплуатации компоновку и, самое главное, отделяющуюся в полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная двигательная установка была существенно доработана с целью увеличения ее тяги, а система автономного управления обладала вдвое большей точностью стрельбы. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее ракеты Р-1.

Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под научным руководством С. И. Королёва были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического задела для разработки качественно новых БР.

Но теме Н-1 проводились экспериментально-теоретические исследования основных технических проблем, связанных с реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей дальность полета 3000 км: необходимо было обеспечить устойчивость полета ракеты бесстабилизаторной (аэродинамически неустойчивой) схемы и получить данные о поведении кипящего жидкого кислорода в термонеизолированном несущем баке окислителя в процессе движения на активном участке траектории при повышенных внешних теплопотоках в массу жидкого кислорода. На основе конструктивных решении ракеты Р-2 с использованием ее форсированного двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200 км. Успешные летные испытания данной ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на вооружение в 1956 г. с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.

По теме Н-2 были выполнены исследования возможности и целесообразности создания баллистических ракет, работающих на стабильных высококипящих компонентах топлива (при использовании в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота). В результате была подтверждена возможность создания таких ракет и выполнен эскизный проект первой отечественной БР Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой массой вдвое меньшей, чем у Р-1. Однако с учетом экологической токсичности азотных окислов и меньших энергетических характеристик стабильного жидкого топлива по сравнению с топливом на основе жидкого кислорода и керосина, а также возникших тогда серьезных проблем с разработкой ракетных двигателей с необходимой тягой (большей 8 г), устойчиво работающих на этих компонентах топлива, было признано целесообразным применять азотнокислотный окислитель с окислами азота для БР со сравнительно малой дальностью полета. При создании же ракет с большей дальностью полета, и особенно межконтинентальных, было рекомендовано в качестве окислителя использовать жидкий кислород. Этому направлению развития ракетной техники Сергей Павлович оказался верен на протяжении всей своей творческой деятельности.

Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и С. П. Королёв блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А. М. Исаева и впервые использовав жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания.

На основе Р-11 С. П. Королев разработал и сдал на вооружение в 1957 г. стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения были более чем серьезные, так как делалась новая система управления и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е. при сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора В. П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических ракет морского базирования.

По теме Н-3 были проведены серьезные проектные исследования, в ходе которых была доказана принципиальная возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках двухступенчатой схемы. На основании результатов данных исследований согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством С. П. Королёва с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решении.

Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу (главный конструктор С. П. Королёв), связанную с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый успешый полет в августе 1957 г.

В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень — крылатую ракету — на высоту 23—25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления, работоспособной и в дневное время.

Учитывая важность создания такого оружия, правительство приняло решение начать опытно-конструкторские работы и силами Министерства авиационной промышленности (МАП) (главные конструкторы С. А. Лавочкин и В. М. Мясищев). Проектные материалы по теме Т-2 были переданы в МАП, туда же были переведены некоторые специалисты и подразделение, занимавшееся проектированием астронавигационной системы управления.

Первая межконтинентальная ракета Р-7, несмотря на множество новых проектных и конструкторских проблем, была создана в рекордно короткие сроки и сдана на вооружение в 1960 г.

В дальнейшем С. П. Королёв разрабатывает более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 г. Позже параллельно с работами над важными космическими системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С. П. Королёва перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королёв, как сейчас видно, стремился к большему—к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 г. совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 н,а высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1955 г. еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу.

В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королёв. И уже 4 октября 1957 г. С. П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

Вслед за первым полетом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 г., Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Опять — скрупулезный анализ влияния условий полета на функционирование организма.

Затем совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 г.; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.

На следующий год — совместный полет космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 г. — изучается возможность полета в космосе женщины.

За ними—с 12 по 13 октября 1964 г.—в космосе экипаж из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход».

18 марта 1965 г. во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Отслеживая череду совершенных космических полетов, нельзя не заметить четкую методическую последовательность освоения космического пространства человеком и подготовки к созданию научной пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС), о необходимости которой С. П. Королев говорил еще в начале штурма космоса.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким образом, вклад С. П. Королёва в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим.

Отвечая на космические успехи Советского Союза в области пилотируемых полетов и желая восстановить свой технический авторитет, США принимает фантастическую по целям и размаху работ программу "Аполлон", заключающуюся в создании лунного космического комплекса, обеспечивающего высадку двух космонавтов на Луну. В ответ на этот вызов, желая сохранить приоритет в основных космических достижениях, С. П. Королёв по решению правительства начинает разрабатывать проект отечественного экспедиционного лунного комплекса Н1—ЛЗ. Однако это решение принимается значительно позже, чем в США, на фоне реализации обширной программы околоземных пилотируемых полетов и исследования планет Солнечной системы. Чрезвычайно сжатые сроки, большая загрузка работами по другим приоритетным космическим программам, а также недостаточность финансового и производственного обеспечения «лунной» программы не позволили преемнику Сергея Павловича главному конструктору В. П. Мишину в заданные сроки создать лунный космический комплекс, проект которого был разработан при жизни С. П. Королёва, и указанная программа была закрыта правительством.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 г. разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 г. создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фото- графирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Сергей Павлович, верный своему принципу привлекать к реализации своих идей другие организации, поручает доработку этого аппарата своему соратнику, выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 г. ОКБ им. С. А. Лавочкина, главному конструктору Г. Н. Бабакину. В 1966 г. станция «Луна-9» передала впервые в мире панораму поверхности Луны. Королев не стал свидетелем этого триумфа. Но дело его попало в надежные руки: ОКБ им. С. А. Лавочкина превратилось в крупнейший центр по разработке космических автоматических аппаратов для изучения Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, спутника Марса Фобоса и проведения астрофизических исследований.

Еще в процессе создания космического корабля «Восток» С. П. Королёв начал разработку на его конструктивной основе первого отечественного спутника-фоторазведчика «Зенит» для Министерства обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных спутников для детальной и обзорной разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962— 1963 гг., и передал это важное направление космической деятельности одному из своих учеников, главному конструктору Д. И. Козлову в Самарский филиал ОКБ-1 (теперь Центральное специализированное КБ—ЦСКБ), где оно нашло достойное продолжение. В настоящее время ЦСКБ — крупный космический центр по разработке спутников для зондирования земной поверхности в интересах обороны, народного хозяйства и науки, а также по совершенствованию носителей на основе ракеты Р-7.

С. П. Королёв дал начало развитию и другого важного направления использования спутников. Он разработал первый отечественный спутник связи и телевещания «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите. Данное направление С. П. Королёв передал в Красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику—главному конструктору М. Ф. Решетневу, заложив тем самым основу для рождения крупнейшего центра страны по разработке различных космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии.

Из сказанного видна особо значимая роль С. П. Королёва как генератора многих неординарных идей и прародителя выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полет его мыслей.

РЕДКОЛЛЕГИЯ журнала "Ракетостроение и Космонавтика", ЦНИИмаш.

Источник: Журнал "Ракетостроение и Космонавтика", 1997.

Источник в Интернет: http://www.korolev-s-p.ru

 

ГЛАВНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР С.П. КОРОЛЕВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

12 января исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева. Обычно его имя связывают с достижениями в космонавтике, с первым спутником Земли, с первым запуском на околоземную орбиту космического аппарата с человеком на борту, но диапазон его влияния на развитие ракетно-космической техники значительно масштабнее.

Началом отечественного ракетостроения следует считать 13 мая 1946 г., когда вышло постановление Совета министров СССР "По вопросам реактивного вооружения", подписанное И.В. Сталиным. Этим постановлением был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совмине под председательством Г.М. Маленкова. Заместителем председателя был назначен Д.Ф. Устинов - министр вооружения СССР, который и принял на себя практическое руководство вновь создаваемой отраслью ракетостроения. Этим постановлением были решены многие финансовые и организационные вопросы, развернуты работы в трех головных министерствах, а также на смежных производствах еще пяти министерств.

16 мая 1946 г. в составе Министерства вооружения на базе артиллерийского завода №88 в г. Калининграде (ныне город Королев) Московской области был создан Государственный союзный головной научно-исследовательский институт №88 (НИИ-88).

Главным конструктором создаваемых в этом институте баллистических ракет Д.Ф. Устинов назначил С.П. Королева, человека беспартийного, недавно вернувшегося из шестилетнего заключения. Под его руководством в НИИ-88, а позднее в ОКБ-1, которое было выделено из НИИ-88 в самостоятельную организацию, были созданы:

- жидкостные баллистические, в том числе межконтинентальные, ракеты наземного (открытого и шахтного) базирования на экологически чистых компонентах топлива (Р-7, Р-9);

- твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты наземного шахтного базирования (РТ-2);

- ракеты-носители (типа "Союз", на базе Р-7);

- космические аппараты;

- оперативно-тактические ракеты на высококипящих компонентах топлива, в том числе подвижного базирования (Р-11, Р-11М);

- жидкостная баллистическая ракета морского базирования на высококипящих компонентах топлива (Р-11ФМ).

Создав новое ракетное или ракетно-космическое направление, С.П. Королев передавал его в другие организации, для руководства которыми направлялись его коллеги и ученики. Он, как добросовестный сеятель, разбрасывал по всей стране семена новых направлений, взращивал и оберегал их.

Так возникли головные организации по различным ракетным направлениям в регионах СССР.

На Украине - ракетные комплексы с баллистическими ракетами наземного базирования и космические аппараты. Это особое конструкторское бюро №586 (ОКБ-586) в г. Днепропетровске (главный конструктор - М.К. Янгель).

В Поволжье - космические системы различного назначения: филиал №3 ОКБ-1, преобразованный впоследствии в Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) в г. Куйбышеве (главный конструктор - Д.И. Козлов).

В Сибири - космические системы связи и навигации: восточный филиал №2 ОКБ-1, позднее реорганизованный в ОКБ-10 в г. Красноярске (главный конструктор - М.Ф. Решетнев).

На Южном Урале - ракетные комплексы с баллистическими ракетами морского базирования: специальное конструкторское бюро №385 (СКБ-385) с опытным производством в г. Златоусте Челябинской области.

Каждое из этих направлений и роль Сергея Павловича в их становлении и развитии заслуживают отдельного изучения. Мы же ограничимся рассмотрением его роли в создании морской компоненты стратегического вооружения нашей страны. Основой для морской ракеты послужила разработанная в НИИ-88 оперативно-тактическая ракета Р-11 (главный конструктор - С.П. Королев, ведущий конструктор - В.П. Макеев), которая была принята на вооружение в 1955 г. с войсковым индексом 8А61. На ее базе была разработана ракета Р-11М, принятая на вооружение с ядерным зарядом в 1958 г. под индексом 8К11. Возможность длительного хранения в заправленном состоянии за счет использования азотной кислоты в качестве окислителя, керосина Т-1 в качестве основного горючего и ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) в качестве пускового горючего, а также малые габариты ракеты позволяли использовать ее в подвижном варианте на различных транспортных средствах. Для нее был создан подвижный комплекс наземного оборудования, а затем - самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка конструкции Ж.Я. Котина. Такое решение оказалось очень перспективным и получило широкое распространение в дальнейшем при разработке подвижных стратегических ракетных комплексов.

На базе Р-11 С.П. Королев разработал морскую ракету Р-11ФМ. В качестве основного был принят вариант пуска ракеты Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего необходимо было поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта. Испытательные пуски ракеты Р-11ФМ проводились на полигоне Капустин Яр сначала с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки (три пуска в сентябре-октябре 1954 г.), затем с качающегося стенда, где имитировались бортовая качка и рыскание ПЛ по курсу с параметрами, имеющими место при шторме до 4 баллов (11 пусков в мае-июле 1955 г.). Пусковая установка С1.1372, обеспечивавшая сохранение ракеты Р-11ФМ в шахте ПЛ в походе, ее подъем перед стартом на верхний срез шахты, удержание при качке и старте, была разработана в отделе №7 ОКБ-1 (начальник отдела - А.П. Абрамов), в котором автору, тогда еще молодому специалисту, довелось работать в течение полугода в качестве прикомандированного сотрудника СКБ-385.

День 16 сентября 1955 г. вошел в историю как дата зарождения морских стратегических сил. В этот день был проведен первый успешный пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с ПЛ проекта В-611 в Белом море (командир корабля - капитан 2-го ранга Ф.И. Козлов). Во время этого и последовавших в августе-октябре 1956 г. испытательных пусках на Северном флоте главный конструктор С.П. Королев находился на борту ПЛ. Документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, куда 11 марта 1955 г. главным конструктором был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.

В СКБ-385 в 1957 г. был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и комплекс, согласованы вопросы ее размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г.М. Табаков, техническим руководителем - В.П. Макеев. Затем проводились государственные летные испытания, 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. Председатель госкомиссии - командующий Северным флотом вице-адмирал А.Е. Орел, технический руководитель - В.П. Макеев. Ракета Р-11ФМ была принята на вооружение ВМФ в 1959 г. В боевой состав ВМФ вошли пять дизельных подводных лодок проекта АВ-611 (главный конструктор - Н.Н. Исанин) с ракетами Р-11ФМ (дальность стрельбы - 150 км). Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.

С.П. Королев не оставлял без внимания первые шаги своего ученика Макеева и молодого уральского коллектива. Группа специалистов из Москвы и Калининграда была переведена на постоянную работу в СКБ-385, инженеры из Златоуста проходили стажировку в ОКБ-1. С.П. Королев дважды приезжал в Златоуст и внимательно анализировал ход работ.

Первой самостоятельной разработкой СКБ-385 был ракетный комплекс морского базирования Д-2 с ракетой Р-13 (дальность стрельбы - 600 км), предназначавшийся для вооружения дизельных ПЛ проекта 629 (главный конструктор - Н.Н. Исанин) и атомных подводных лодок проекта 658 (главный конструктор - С.Н. Ковалев). Разработка пусковой установки была поручена старейшей проектной организации из Ленинграда.

Сергей Павлович приехал на рассмотрение эскизного проекта вместе со своим заместителем С.О. Охапкиным. Он дал негативную оценку проекту и сформулировал основные требования к системе ракета-установка-шахта ПЛ. В дальнейшем, поскольку эти требования не были восприняты разработчиком пусковой установки, СКБ-385 пришлось отказаться от услуг этой организации и принять разработку пусковых установок на себя.

Комплексное проектирование всей системы одной организацией дало великолепный результат. Вес пусковой установки уменьшился в десять раз, и почти весь объем шахты стал использоваться в интересах повышения дальности стрельбы и забрасываемого веса ракеты. СКБ-385 раз и навсегда отказалось от применения специального пускового контейнера, который повсеместно используется в ракетных комплексах наземного базирования, справедливо полагая, что сама шахта ПЛ является лучшим пусковым контейнером и что установка в нее второго контейнера приведет только к уменьшению диаметра ракеты со всеми вытекающими последствиями. В комплексе Д-5 с ракетой Р-27 кольцевой зазор между ракетой и шахтой удалось уменьшить до 100 мм.

СКБ-385, получившее в 1966 г. открытое название Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), возглавляемое главным (с 1974 г. - генеральным) конструктором В.П. Макеевым, разработало все последующие ракетные комплексы морского базирования с баллистическими ракетами, находившиеся и находящиеся в настоящее время на вооружении ВМФ.

Восемь ракетных комплексов, образовавших морскую компоненту стратегического вооружения СССР (России). Боевая эффективность ракет с ядерными боезарядами определяется прежде всего мощностью боезарядов и точностью стрельбы. Но эти параметры не поддаются международному контролю, поэтому в качестве контролируемого используется забрасываемый вес, по которому специалисты, зная уровень ядерных и иных технологий в данной стране, могут достаточно достоверно судить о мощности боезаряда. Забрасываемый вес - это важнейший параметр, характеризующий уровень боевой эффективности одной ракеты или группы ракет.

Забрасываемый вес ракеты - это максимальный вес, выводимый маршевыми ступенями ракеты на расчетную траекторию максимальной дальности стрельбы. Для ракет с моноблоком это вес самого моноблока и средств преодоления противоракетной обороны, если таковые предусмотрены.

Для ракет с разделяющейся головной частью (РГЧ) это суммарный вес последней ступени (ступени разведения), осуществляющей операции наведения боеголовок на индивидуальные цели и построения боевого порядка. Этот вес включает конструктивные элементы ступени, боеголовки, средства преодоления противоракетной обороны, двигатели, топливо, аппаратуру системы управления. Коэффициент энергетического совершенства ракеты - это отношение забрасываемого веса к стартовому весу ракеты.

Разработка в КБ машиностроения первой в мире межконтинентальной морской баллистической ракеты Р-29 (комплекс Д-9) была начата еще при жизни С.П. Королева. Эта ракета с моноблоком при стартовом весе 33,3 т имела забрасываемый вес 1,1 т. Коэффициент энергетического совершенства - 0,033 (3,3%), для того времени это был выдающийся результат. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение в 1974 г. Ракета размещалась на атомных ПЛ проектов 667Б (12 шахт) и 667БД (16 шахт). Всего за период с 1972 по 1977 г. было построено 18 АПЛ проекта 667Б и 4 АПЛ проекта 667БД. После этого к 12 шахтам никогда не возвращались, а на АПЛ проекта 941 было установлено 20 шахт.

Кооперацией разработчиков морских ракетных комплексов, возглавляемой В.П. Макеевым, были разработаны уникальные технические решения. Оснащение ракет гиростабилизированными платформами с системой астрокоррекции (по звездам) и использование космической навигационной системы "Глонасс" вывели морские ракеты с разделяющимися головными частями по тактико-техническим характеристикам на один уровень с ракетами наземного базирования.

Вершиной научно-технической мысли и конструкторского мастерства является созданная КБ машиностроения ракета Р-29РМ с РГЧ (4 боезаряда) комплекса Д-9РМ, установленная на ПЛ проекта 667БДРМ и принятая на вооружение в 1986 г. Эта ракета при стартовом весе 40,3 т имеет забрасываемый вес 2,8 т - такой же, как у американского "Трайдента-2", стартовый вес которого 59 т. Коэффициент энергетического совершенства "Трайдента-2" - 0,047 (4,7%), а Р-29РМ - 0,069 (6,9%). Такого высокого уровня энергетического совершенства, как у Р-29РМ, нет ни у одной межконтинентальной ракеты в мире. Всего было изготовлено несколько тысяч различных МБР, более 1200 серийных ракет отстреляно в учебно-боевых и контрольно-серийных пусках. Успешность пусков одноступенчатой ракеты Р-27 (Р-27У) составила 0,945; успешность пусков трехступенчатой ракеты Р-29РМ с РГЧ - 0,978. Проведенный в 1990 г. из подводного положения АПЛ проекта 667БДРМ успешный старт в одном залпе с высокой скорострельностью всего боекомплекта (16 ракет Р-29РМ) продемонстрировал всему миру высочайшую надежность и эффективность нашего морского ракетного оружия. Но увидеть это торжество конструкторской мысли не довелось не только Сергею Павловичу Королеву, умершему в 1966 г., но и его ученику Виктору Петровичу Макееву, ушедшему от нас в 1985 г.

После смерти дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и трех Государственных премий СССР, доктора технических наук, профессора, академика В.П. Макеева КБ машиностроения стало называться Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева" (ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева").

С 1985 до 1998 г. ГРЦ возглавлял доктор технических наук, профессор, академик РАРАН Игорь Иванович Величко, в настоящее время - доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАРАН Владимир Григорьевич Дегтярь. На их долю пришелся нелегкий период разрушения оборонной промышленности, когда строительство стратегических ракетных ПЛ прекратилось. Если не учитывать нескольких АПЛ проекта 667БДР с ракетой Р-29Р, находящихся на этапе завершения их эксплуатации, то в морской группировке остается только 6 АПЛ проекта 667БДРМ.

Уральскими и сибирскими предприятиями во главе с головной организацией Государственным ракетным центром "КБ имени академика В.П. Макеева" на базе ракеты Р-29РМ разработана ракета "Синева", предназначенная для лодок проекта 667БДРМ. Летные испытания этой ракеты завершены в 2004 г., ведется серийное производство. "Синева" может оснащаться не только четырьмя боевыми блоками среднего класса, но и десятью боевыми блоками малого класса, что позволит адекватно ответить на военно-технические вызовы XXI в.

Эксплуатационные и боевые возможности ракеты "Синева" были блестяще продемонстрированы 9 сентября 2006 г., когда подводная лодка "Екатеринбург" выполнила стрельбу этой ракетой из высокоширотного района Арктики. Президент В.В. Путин высоко оценил это достижение российских ракетчиков и моряков.

Ю. ГРИГОРЬЕВ, доктор технических наук, профессор

Источник: Военно-промышленный курьер