Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 22 Декабря 2006 года
Данная новость была прочитана 12587 раз

Отечественное дирижаблестроение уверенно набирает силу

Кроме того, один дирижаблей AU-30 «примет участие» в полярной экспедиции, организуемой в следующем году французским полярником Жаном-Луи Этьеном в рамках Международного полярного года, в ходе которой планируется измерение толщин арктических льдов в районе Северного полюса.

Сейчас первые дирижабли AU-30 проходят все необходимые процедуры проверки и испытаний для получения сертификата летной годности. Как рассказал на прошедшей в РИА-Новости пресс-конференции председатель совета директоров НПО РосАэроСистемы Геннадий Верба, возрождение российского дирижаблестроения началось в середине 90-х, когда компания начала строить небольшие дирижабли. Затем в 2001 году был создан первый пилотируемый воздухоплавательный аппарат AU-11. Вслед за ним, в 2003 году появился AU-12М, который использовался для патрульных и рекламных целей, способный принять на борт двух человек. Он же стал и учебным судном, на котором готовили пилотов для дирижаблей.

Сейчас специалисты НПО РосАэроСистемы разрабатывают многоцелевое транспортное воздушное судно А-06 грузоподъемностью 25 тонн и длиной 140 м. Основное его назначение – доставка грузов от места производства непосредственно к месту потребления, минуя перегрузку. Дирижабль сможет находиться в воздухе до 15 суток, будет снабжен комфортабельными каютами со всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности экипажа. Как предполагают разработчики, А-06 преимущественно будет работать в Арктике и Антарктике, и сможет поднимать в воздух от 34 до 120 человек.

В планах компании – проект «Стратосферный дирижабль», который сможет стать альтернативой геостационарным спутникам связи.

Стратосферный дирижабль будет работать на высоте 20-22 км, оснащен солнечными батареями, и с помощью электродвигателей сможет противодействовать воздушным потокам. Предполагается, что длина воздушного судна будет 204 м, а диаметр – 51 м. По замыслу конструкторов, 2-3 таких «дирижабля связи» смогут покрыть европейскую территорию России. В следующем году, как предполагается, будет построен его маловысотный прототип.

Как сообщил генеральный конструктор НПО РосАэроСистемы Станислав Федоров, в мире сейчас действуют 140-150 дирижаблей.

Последние шесть лет их количество ежегодно удваивается. В основном их выпускают в США (4 компании), Германии (Zeppelin), Франции (Voliris) и Великобритании (ATG). На сегодня наши дирижабли продаются по ценам примерно в два раза ниже иностранных, однако, как только будут завершена их международная сертификация, наши цены сблизятся.

Au-30 "АРГУС" Патрульный дирижабль

Дирижабль Au-30 cпроектирован на базе предыдущих разработок и новейших достижений в области дирижаблестроения. В его конструкции реализованы основные концепции современного дирижаблестроения - возможность взлета и посадки как вертикально, так и с укороченным разбегом (пробегом),  полет без расходования подъемного газа, управление вектором тяги воздушного винта в вертикальной плоскости,  применение современных материалов и бортового оборудования. Оболочка выполнена из современного тканепленочного материала. Для поддержания избыточного давления в оболочке и статической балансировки аппарата используются носовой и кормовой баллонеты. Для дирижабля Ау-30 выбрана "X"-образная схема оперения, располагаемого в кормовой части корпуса дирижабля.

Схема дирижабля Au-30

Схема дирижабля Au-30

К оболочке с помощью жесткого надгондольного развития и системы внутренних катенарных поясов прикреплена гондола.
Гондола представляет собой несущую конструкцию, функционально состоящую из четырех отсеков: кабины пилотов, грузо-пассажирской кабины, бытового отсека, служебного и технического отсека. Снаружи, слева и справа на гондолу крепятся силовые агрегаты, а снизу - самоориентирующаяся стойка шасси.

Схема гондолы дирижабля Au-30

Схема гондолы дирижабля Au-30

Кабина пилотов расположена в передней части гондолы, рассчитана на экипаж из двух человек и обеспечивает великолепный обзор. Блоки радиоэлектронного и электротехнического оборудования расположены, в основном, под полом кабины с доступом к ним как снаружи, через внешние люки, так и со стороны кабины через люки в полу. За кабиной пилотов расположена грузопассажирская кабина, которая по всей длине имеет постоянное поперечное сечение и ровный пол, что предоставляет широкие возможности для размещения пассажиров, грузов или специального оборудования. По левому борту гондолы расположена широкая дверь, нижняя створка которой в раскрытом положении выполняет функции трапа. По правому борту размещается блок подготовки пищи, на корме по левому борту санитарно-гигиенический блок с туалетом и умывальником. В техническом отсеке гондолы размещены топливные и масляные баки силовой установки, балластные баки и агрегаты воздушно-газовой системы. Силовая установка аппарата включает в себя два поворачиваемых двигателя в мотогондолах, приводящих в движение воздушные винты.

 

Тактико-технические характеристики дирижабля Au-30
Объем оболочки: 5065,0 м3

Максимальный объем воздушных  баллонетов

1266 м3
Удлинение оболочки 4,0
Диаметр оболочки 13,5 м
Длина оболочки 54,0 м
Мин. размер ангара (внутри) 66x20x19 м
Строительная высота дирижабля 17,5 м
Масса конструкции дирижабля 3 350 кг
Масса полезной нагрузки 1500 кг
Максимальный допустимый взлетный вес  4850 кг
Максимальная динамическая подъемная сила  500 кг
Минимальная скорость управления 0 км/ч
Крейсерская скорость 0...90 км/ч
Максимальная скорость 110 км/ч
Время кругового разворота в режиме зависания не более 180 с
Тип маршевого двигателя 2 x  Лом-Прага М332С 
Мощность маршевого двигателя 2x170 л.с.
Продолжительность полета при:  
крейсерской скорости 70 км/ч  24 ч
максимальной скорости  5 ч
Дальность полета с крейсерской скоростью 70 км/ч 1600 км
Перегоночная дальность полета 3000 км
Практический потолок 2500 м
Рабочая высота полета до 1500 м
Экипаж 2 человека
Стартовая команда 4-6 человек

Силовая установка аппарата включает в себя два силовых агрегата. Каждый силовой агрегат содержит - поворачиваемый двигатель в мотогондоле, приводящий в движение  воздушный винт изменяемого шага в защитном кольце, которое обеспечивает безопасность экипажа при поломке винта. Для компенсации перетяжеления при отказе двигателей топливная система оборудована системой аварийного слива топлива. Системы управления дирижабля учитывают его основные динамические свойства и обеспечивают высокий уровень выдерживания заданных параметров траектории движения дирижабля и достаточную степень управляемости на всех режимах полета и движения по земле.

В аварийных режимах при отказах силовой установки возможно управление по высоте полета за счет сброса жидкого балласта и слива топлива или выпуска части подъемного газа через газовые клапаны. Управление тангажом и курсом на скорости обеспечивается отклонением аэродинамических рулей. Управление рулями электродистанционное, дублированное.

Оборудование дирижабля

Бортовое оборудование дирижабля представлено аппаратурой радиосвязи, навигационным, пилотажным, и другими комплексами, состав которых определен из условия уверенного пилотирования в сложных погодных условиях днем и ночью.

Специальное оборудование дирижабля может включать в себя: 

  • Системы видеосъемки и последующей компьютерной обработки и передачи изображений. Все полученные данные заносятся в память бортового компьютера и накапливаются на базовых наземных компьютерах. 
  • Систему громкоговорящего вещания, приборы ночного видения, поисковые прожектора, лебедку для подъема и спуска оборудования и людей. 
  • Для выполнения специальных задач возможно усиление пола и стенок гондолы тканью СВМ (кевлар) для защиты экипажа от стрелкового оружия и установка автоматического оружия на турели, с возможностью ведения огня во всей нижней полусфере. 
  • Во время мониторинга местности  при необходимости, сбрасывается аэростатный или обычный маркер. Аэростатный маркер представляет собой привязной аэростат малого объема, снабженный световым сигнальным устройством и радиомаяком. При сбрасывании его с дирижабля аэростат автоматически наполняется подъемным газом и удерживается на высоте 30-50 метров. Это позволяет наземным службам легко и быстро обнаружить отмечаемое место.

Источники: http://www.rosaerosystems.pbo.ru, http://inauka.ru