Hi-Tech новости 3 Июля 2011 года
Данная новость была прочитана 3906 раз

Технология "черного крыла"

Для истребителя пятого поколения на Обнинском научно-производственном предприятии "Технология", входящем в концерн "Химкомпозит" корпорации "Ростехнологии", разработали особый углепластиковый материал. Главное технологическое ноу-хау в так называемых препрегах – материалах-полуфабрикатах. Их характеристики напрямую зависят от того, насколько однородно сплавлено углеродное волокно и смоляная часть.

"Несмотря на кажущуюся простоту технологии, для того чтобы начать процесс выкладки, нужна специальная оснастка. Эта оснастка изготавливается из композиционных материалов, к ней предъявляется целый ряд требований. Это тоже наукоемкая продукция", - рассказывает ученый секретарь ОНПП "Технология" Игорь Шкарупа.

"Эти технологии в мире очень закрыты. Например, технологией получения хорошего углеродного волокна владеют 2-3 страны мира. И купить ее невозможно. Либо ты должен ее сам развить, либо будешь покупать готовый продукт, там самолет и т.д., но сам уже это делать не сможешь", - говорит генеральный директор ОАО "Московский машиностроительный экспериментальный завод – Композиционные технологии" Валерий Литвинов.

Гражданской авиации без композитов не обойтись. В новом российском магистральном самолете МС-21 их будет более 30 процентов.

Крыло Т-50 – типичная композиционная конструкция. Внутри – алюминиевые соты, сверху и снизу – около сотни слоев углепластика. После выкладки этот "сэндвич" отправится на 8 часов в автоклав, где превратится в высокопрочную, а главное, легкую авиационную деталь. Так рождается уникальное "черное крыло" ПАК ФА - Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации – Т-50.

"Практически весь фюзеляж и панели этого истребителя – сделаны на нашем предприятии. Сначала у нас было 18 изделий, потом стало 22, в ближайшее время с Воронежского авиастроительного завода нам передают и производство хвостовой части этого истребителя", - рассказывает генеральный директор ОНПП "Технология" Владимир Викулин.

"Если следующее поколение самолетов будет из этих материалов, то человек будет летать, находясь как бы все время в состоянии на уровне Земли. Это совершенно другое качество полета", - поясняет Валерий Литвинов.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам vesti.ru.